Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 21 декабря 2023 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Мовлаева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Дахаевой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Минкаилова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «<данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> ЧР обратился с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц МБДОУ «<данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МБДОУ «<данные изъяты> Курчалоевского муниципального района (далее - Учреждение) требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия конкретных мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.
По поводу выявленных нарушений закона в адрес руководителя Учреждения в ноябре 2023 года вносилось представление о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих.
Однако как показала проверка меры для реального устранения выявленных нарушений Учреждением не приняты, нарушения не устранены.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЧР Минкаилов М.В. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Так, в соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Федеральный закон № 390-ФЗ) определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относятся соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина и приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В силу ст. 3 Федерального закона № 390-ФЗ деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждение и устранение угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
Аналогичные требования предусмотрены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
Наряду с этим, согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищённости в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ № от 02.08.2019 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - Требования)
Так, согласно п. 46 Требований паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».
В соответствии с п. 1.2 Инструкции о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения в организациях, учреждениях, предприятиях и т.д., утвержденной Главгосэкспертизой России, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Руководители структурных подразделений учреждений, организаций, предприятий и т.д., принявшие решение об отнесении документированной служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и соблюдение ограничений, предусмотренных п. 1.3 настоящей Инструкции, а также за обеспечение защиты носителей информации ограниченного распространения и использование средств оргтехники при подготовке этих документов.
Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению), а за разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.
Между тем, проведенная проверка показала, что журнал обращения документов с отметкой «Для служебного пользования» паспорта безопасности в Учреждении отсутствует.
Указанное является в том числе нарушением пп. «д» п. 17 Требований, согласно которым антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Данная работа Учреждением не проводится, следствием чего является отсутствие должного порядка обеспечения документов данной категории.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение п. 30 Требований инженерно-технические средства и системы охраны Учреждения находятся в неисправном состоянии (часть камер видеонаблюдения находятся в нерабочем состоянии).
В соответствии с утвержденными паспортами безопасности оснащены средствами пожаротушения и оповещения. Однако выездом установлено, что детекторы пожарной связи (частично) находятся в нерабочем состоянии.
Подпунктом «г» п. 21 Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством, в том числе проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении.
Фактическое бездействие Учреждения создает беспрепятственные условия для совершения террористического акта на объекте и может привести к необратимым последствиям, в том числе связанным с человеческими жертвами.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд поступило заявление, в котором представитель ответчика исковые требования прокурора признает в полном объеме, против их удовлетворения не возражает, правовые последствия признания иска, предусмотренные статьями 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понятны. Просит рассмотреть указанное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес> Чеченской Республики, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание ответчиком заявленных прокурором исковых требований, поскольку это не противоречит правам и законным интересам МБДОУ «<данные изъяты> Курчалоевского муниципального района и соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
В соответствии с частью 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятия его судом.
Таким образом, нарушения, выразившиеся в не обеспечении надлежащей антитеррористической зашиты, препятствуют реализации требований законодательства, существенно нарушают права работников, воспитанников и посетителей, так как при наличии указанных нарушений, имеется реальная угроза их жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковые требования заместителя прокурора <адрес> ЧР.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
1. Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ЧР в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «<данные изъяты> об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта, удовлетворить.
2. Обязать МБДОУ «<данные изъяты> Курчалоевского муниципального района ЧР в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта: привести в соответствии инженерно-технические средства и системы охраны (заменить часть камер видеонаблюдения); завести журнал обращения документов с отметкой «Для служебного пользования» паспорта безопасности; заменить детекторы пожарной связи (частично), которые находятся в нерабочем состоянии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Шалинский городской суд Чеченской Республики.
Судья (подпись) Р.Н. Мовлаев
Копия верна:
Судья Р.Н. Мовлаев