<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Шороховой Ю.С.,
с участием представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности,
третьего лица ФИО7,
представителя третьего лица ФИО7 – ФИО4, действующего на основании устного заявления третьего лица,
представителя третьего лица Министерства социального развития <Адрес> ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Министерства социального развития <Адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития <Адрес> о признании незаконным и отмене решения Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от 20.05.2022г. об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, возложении обязанности принять решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и заключить социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.5-7).
В обоснование заявленных требований истец указала, что 14.05.2022г. она (истец) от имени своей семьи подала заявление в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского кая по <Адрес> (далее – Управление) о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта с приложением всех требуемых документов. 03.06.2022г. получила письмо от 20.05.2022г. об отказе в предоставлении социальной помощи на основании социального контракта по основаниям: комиссия Управления признала ее (истца) проект низкорентабельным; при обращении не представлены документы, подтверждающие опыт работы в заявленной сфере, позволяющий успешно вести деятельность и быть конкурентным специалистом. С данным решением не согласна, так как оно нарушает ее (истца) права и законные интересы, не соответствует Постановлению <Адрес> от 30.06.2021г. №-п "Об утверждении Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта". Указанным Постановлением орган социальной защиты не уполномочен оценивать рентабельность проекта, в указанном Порядке нет критериев высокой рентабельности или низкой. Также Постановлением №-п не предусмотрено предоставление документов, подтверждающих опыт работы в заявленной сфере. В письме Управления не указаны основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренные п.2.13 Порядка.
Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.168), в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.159-161).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО7, представитель третьего полагали иск подлежащим удовлетворению, поддержали доводы, изложенные истцом в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социального развития <Адрес>, полагала иск не подлежащим удовлетворению, поддержала доводы, указанные в письменных объяснениях (л.д.131-133).
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Федеральный закон №178-ФЗ) получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №178-ФЗ государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В силу ч.2 ст.8 указанного Федерального закона государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (ст.1 Федерального закона №178-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона №178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Положениями ст.8.1 Федерального закона №178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ч.1).
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (ч.2).
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (ч.3).
Постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Порядок предоставления), который определяет механизм и условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <Адрес>, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (п.1.1 Порядка).
В соответствии с п.2.1 указанного Порядка для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин представляет в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <Адрес> (далее - МФЦ) либо в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал) заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление) от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи.
Для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно к документам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, гражданином представляется бизнес-план.
Согласно п.2.13 Порядка предоставления орган социальной защиты населения рассматривает документы, указанные в пункте 2.9 настоящего Порядка, и принимает решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта в срок, обеспечивающий соблюдение срока для направления гражданину уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении, предусмотренного пунктом 2.15 настоящего Порядка.
Решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи на основании социального контракта оформляется протоколом, который подписывается руководителем органа социальной защиты населения.
Основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта является предоставление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть обжаловано в установленном действующим законодательством порядке (п.2.14 Порядка).
Судом из письменных доказательств по делу установлено, что 12.05.2022г. ФИО1 обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития <Адрес> с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.60-66) с представлением бизнес-плана профессиональной деятельности по оказанию юридических услуг в сфере строительства (л.д.47-58).
Согласно протоколу № от 18.05.2022г. решением комиссии по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> ФИО1 отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине признания комиссией бизнес-плана низкорентабельным в связи с отсутствием у заявителя образования в планируемой сфере деятельности (л.д.109).
Из представленных и рассмотренных документов комиссией установлено, что заявитель для преодоления трудной жизненной ситуации, повышения уровня доходов семьи планирует зарегистрироваться в качестве самозанятой и открыть кабинет юридических услуг в сфере строительства, планирует осуществлять деятельность в сфере оказания юридических услуг. Заявителем представлен диплом об образовании с квалификацией «Инженер» по специальности «Промышленное и гражданское строительство», свидетельство с квалификацией «Сметчик», документ об образовании в сфере юриспруденции отсутствует.
20.05.2022г. Управлением в адрес истца направлено уведомление об отказе в назначении государственной социальной помощи (л.д.8, 59), согласно которому проект признан низкорентабельным, с заявлением не представлены документы, подтверждавшие квалификацию и опыт работы в сфере оказания юридических услуг, позволяющие успешно вести предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг и быть конкурентным специалистом.
Оценив в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что решение комиссии по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта Территориального управления Министерства социального развития <Адрес> от 18.05.2020г. об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта ФИО1 является законным и обоснованным, поскольку из системного анализа вышеприведенных положений нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что Управление вправе принять решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, если из содержания заявления и приложенных к нему документов со всей очевидностью следует, что не могут быть достигнуты цели данного вида оказания государственной социальной помощи.
Предусмотренные ст.9 Федерального закона №178-ФЗ, п.2.14 Порядка предоставления основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта исчерпывающими не являются с учетом полномочий Комиссии по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта Территориального управления Министерства социального развития <Адрес>, установленных приказом Управления от 20.01.2022г. № «Об утверждении Положений о работе и составе комиссий при территориальном управлении».
Доводы третьего лица ФИО7 об обоснованности представленного бизнес-плана, возможности у истца в полной мере реализовать представленный бизнес-план по оказанию юридических услуг в сфере строительства в связи с наличием у ФИО1 высшего строительного образования, опыта работы в данной сфере суд отклоняет как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела.
Из искового заявления, объяснений участвующих в деле лиц, письменных доказательств по делу следует, что ФИО1 просила о предоставлении денежных средств на основании социального контракта для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по оказанию юридических услуг в сфере строительства.
Из представленного ФИО1 бизнес-плана следует, что профессиональной деятельностью в рамках данного бизнес-плана являются судебные споры в сфере строительства; планируемое предоставление юридических услуг: консультации, составление правовых документов (договоров, претензий, исковых заявлений, жалоб), представление интересов клиентов в судах различных уровней (п.1.1, п.1.2 бизнес-плана). Таким образом, истцом было заявлено об осуществлении предпринимательской деятельности именно по оказанию юридических услуг. Вместе с тем, как следует из документов об образовании и стаже работы ФИО1, последняя не имеет ни профессионального (юридического) образования, ни квалификации в юриспруденции, ни стажа (опыта) работы в указанной сфере.
В связи с изложенным, обоснованным является вывод комиссии Управления об отсутствии возможности успешно вести предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг и быть конкурентным специалистом, т.е. об отсутствии у истца объективных возможностей реализовать представленный бизнес-план и достичь в связи с этим целей оказания государственной социальной помощи. Отсутствие у заявителя профессионального образования, уровня знаний, умений, навыков и компетенции, свидетельствующих о подготовленности к выполнению профессиональной деятельности в сфере оказания юридических услуг, объективно и очевидно определяют невозможность осуществления предпринимательской деятельности, связанной с исполнением социального контракта, и соответственно, невозможности достижения целей оказания государственной социальной помощи.
Разрешая настоящий спор, суд также принимает во внимание, что ФИО1 обращалась с заявлениями о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта 14.04.2022г. и 02.06.2022г. с представлением того же бизнес-плана. 22.04.2022г. и 07.06.2022г. соответственно Управлением ФИО1 было отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе, в связи с низкой рентабельностью представленного бизнес-плана (решение об отказе от 07.06.0222г.).
При этом указанный отказ в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 07.06.2022г. ранее являлся предметом рассмотрения суда по гражданскому делу по иску ФИО1 к Территориальному управлению Министерства социального развития <Адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности принять решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. В соответствии с апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <Адрес>вого суда от 17.01.2023г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано (л.д.134-143, 149-151).
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к Территориальному управлению Министерства социального развития <Адрес> по городу Перми (ИНН 5902293361) о признании незаконным решения от 20.05.2022г., возложении обязанности принять решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и заключить социальный контракт - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>