Дело № 2-556/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года город Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Агишевой М.В.,
при секретаре судебного заседания Салюковой А.А.,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шашковой Д.Ю.,
представителя ответчика Моргунковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Федоровского района Саратовской области в интересах Сизоненко А.А, к Государственному учреждению - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить техническое средство реабилитации,
установил:
прокурор Федоровского района Саратовской области (далее по тексту – процессуальный истец) обратился в суд с иском в интересах Сизоненко А.А. к ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – ответчик, Фонд) и, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), окончательно просил обязать ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Сизоненко А.А. техническое средство реабилитации - трость опорную, регулируемую по высоте, с устройством противоскольжения.
Требования мотивированы тем, что на основании письменного заявления Сизоненко А.А. проведена прокурорская проверка по факту не обеспечения его техническим средством реабилитации, а именно, тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения. В ходе прокурорской проверки установлено, что 14.09.2021 года Сизоненко А.А. обратился в территориальный орган ФСС РФ с заявлением об обеспечении его согласно индивидуальной программе реабилитации TCP инвалида – тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения. Однако в нарушение действующего законодательства до настоящего времени ТСР инвалида Сизоненко А.А. не обеспечен. Считая права Сизоненко А.А. нарушенными, процессуальный истец обратился в суд в защиту его прав и интересов.
Представитель процессуального истца старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Саратова Шашкова Д.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Моргункова Ю.А. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, просила отказать в их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что на основании заявления о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации от 14.09.2021 года и во исполнение индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № от 05.08.2021 года Сизоненко А.А. поставлен на учет в отделении Фонда по предоставлению государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации - тростью опорной регулируемой по высоте с устройством противоскольжения в количестве 1 штуки. В целях обеспечения Сизоненко А.А. техническим средством реабилитации отделением Фонда проведены процедуры закупки в форме электронного аукциона, которые не состоялись в связи с отсутствием заявок от потенциальных поставщиков. Таким образом, для обеспечения инвалида Сизоненко А.А. техническим средством реабилитации, отделением Фонда проводятся все процедуры государственных закупок, установленные ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Материальный истец Сизоненко А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося материального истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абз. 2 п. 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.042013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации (далее по тексту – ТСР), следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Судом установлено и следует из материалов дела, Сизоненко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>
Индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее по тексту – ИПРА инвалида) № от 05.08.2021 года, выданной Сизоненко А.А. <данные изъяты>, определена необходимость в обеспечении истца техническими средствами реабилитации, в частности, тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения (1 шт.).
На основании заявления Сизоненко А.А. от 14.09.2021 года, истец поставлен ГУ - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения Сизоненко А.А. ТСР отделением Фонда проведены процедуры закупки в форме электронного аукциона № от 24.11.2021 года, № от 09.12.2021 года, № от 31.12.2021 года, которые не состоялись в связи с отсутствием заявок от потенциальных поставщиков.
Таким образом, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что ответчиком проводятся мероприятия по реализации ИПРА инвалида.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривалось самим ответчиком, техническое средство реабилитации, предусмотренное программой реабилитации за 2021 год, такое как: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения (1 шт.), истцу до настоящего времени не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что истцу не предоставлено ТСР по объективным, не зависящим от фонда причинам, подлежат отклонению, поскольку право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в возражениях, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.
Учитывая, что право Сизоненко А.А. на получение технических средств реабилитации не оспаривается, ему не может быть отказано в предоставлении таких средств по мотиву несостоявшихся аукционов на приобретение ТСР.
Установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязательство по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, поэтому не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Суд, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что истец, являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду законом и несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы инвалида, приходит к выводу о возложении обязанности на ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалида Сизоненко А.А. техническим средством реабилитации – тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения в количестве 1 штука, согласно разработанной <данные изъяты> индивидуальной программой реабилитации инвалида № от 05.08.2021 года.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание установленный Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядок проведения закупок средств реабилитации, считает разумным и справедливым определить срок исполнения решения суда в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ 05.08.2021 ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 17.05.2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░