№ 2-425/2023
УИД: 05RS0040-01-2023-000574-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года с.Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
с участием истца заместителя прокурора Сергокалинского района РД Черкесова К.А.,
при секретаре судебного заседания Алиевой К.Т.,
рассмотрев исковое заявление прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Алишихову Магомеду Алишиховичу об обязании устранить на опасном производственном объекте выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
установил:
Прокурор Сергокалинского района РД Гамидов И.М. обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Алишихову Магомеду Алишиховичу об обязании устранить на опасном производственном объекте выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Сергокалинского района в соответствии с поручением первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. от 15.08.2023 №07-50/6981-23-20820001 «О проведении проверки исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей» проведены проверки деятельности автомобильных заправочных и газозаправочных станций, расположенных на территории Сергокалинского района. Проведенной проверкой установлено, что по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес>, индивидуальным предпринимателем Алишиховым Магомедом Алишиховичем, осуществляется эксплуатация автомобильной газозаправочной станции (далее - АГЗС) под названием «Neo». Указанная автомобильная газозаправочная станция является многофункциональной, где осуществляется реализация сжиженного углеводородного газа - пропана и жидкого газомоторного топлива. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района совместно со специалистами Кавказского управления Ростехнадзора, ОНД и ПР № 12 по Левашинскому, Сергокалинскому, Акушинскому, Лакскому и Кулинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Дагестан, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Избербаш установлено, что при эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО) АГЗС индивидуальным предпринимателем Алишиховым М.А. допускаются многочисленные и грубые нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, а также о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Таким образом, эксплуатируемая индивидуальным предпринимателем Алишиховым М.А. указанная выше АГЗС «Neo» по признаку опасности в соответствии с изложенными нормами законов подпадает под критерии опасного производственного объекта, зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, отнесена к III классу опасности, реализация сжиженного углеводородного газа - пропана на АГЗС осуществляется на основании специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что при эксплуатации АГЗС допускаются следующие нарушения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов: 1. В нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, п. 24 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 530 (далее - Правила № 530), не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана). 2. В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, подп. «з» п. 228 и подп. «а» п. 229 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 (далее - Правила № 536), отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проведение проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объёме производственных инструкций. 3. В нарушение п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями. 4. В нарушение ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 9 Правил № 536 при эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации, выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного), в котором находится СУГ. 5. В нарушение ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов 93, 94 Правил № 530 отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно. 6. В нарушение ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 169 Правил № 530 сливно-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания). 7. В нарушение ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 86 Правил № 530 средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; на циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению. В ходе проверки установлено, что при эксплуатации ОПО АГЗС допускаются следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1. Резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 2. Многотопливная автомобильная заправочная станция (далее - МАЗС) не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п.п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 3. На въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом не оборудованы соответствующие дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 4. МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 5. Помещения, расположенные на территории МАЗС (за исключением помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей), не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 6. Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 7. Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 8. МАЗС не обеспечена необходимым объемом водоснабжения. При этом, общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 9. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 10. Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны, далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 11. Отсутствует система заземления МАЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 12. Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п.п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 13. Расстояние между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом составляет менее 10 м. и отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 14. Линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ не соответствуют предъявляемым требованиям (п. 7.26, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»). Проведенной прокуратурой района проверкой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Избербаш установлено, что при эксплуатации АГЗС индивидуальным предпринимателем Алишиховым М.А. в нарушение пункта 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (ред. 28.02.2022), санитарно-защитные зоны не установлены. Алишиховым М.А. в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан не представлено заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вследствие чего отсутствует решение об установлении санитарно-защитной зоны. Непринятие мер к устранению нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности, выявленных в деятельности индивидуального предпринимателя Алишихова М.А. при эксплуатации АГЗС «Neo», расположенной по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес>, угрожает жизни и здоровью находящихся на её территории сотрудников, а также посещающих АГЗС граждан. Таким образом, исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 3 и 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать индивидуального предпринимателя Алишихова Магомеда Алишиховича, (ИНН №, ОГРНИП № от 22.04.2021) 20.09.1983 года рождения, в срок до 31.12.2023 устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «Neo», расположенной по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес>, выявленные нарушения требований законодательства: О промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: - в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 24 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 530 (далее - Правила № 530), обеспечить аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (установить электромагнитные клапана); - в соответствии с п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «з» п. 228 и подп. «а» п. 229 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 (далее – Правила № 536), подготовить документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проведение проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объёме производственных инструкций; - в соответствии с п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями; - в соответствии со ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 9 Правил № 536 устранить отклонение от проектной документации при эксплуатации ОПО, выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного), в котором находится СУГ; - в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктами 93, 94 Правил № 530 обеспечить установку сигнализаторов загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно; - в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 169 Правил № 530 обеспечить соответствие сливо-наливных рукавов установленным требованиям (представить результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; обеспечить наличие на рукавах обозначений с датой проведенного испытания и датой последующего испытания); - в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 86 Правил № 530 организовать поверку эксплуатируемых средств измерений (манометров); обеспечить нанесение на циферблат или корпус показывающих манометров значение, соответствующее рабочему давлению; О пожарной безопасности: - в соответствии с п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расположить резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.; - в соответствии с п.п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать многотопливную автомобильную заправочную станцию (далее - МАЗС) соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ; - в соответствии с п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать на въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, соответствующие дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; - в соответствии с п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оснастить МАЗС системой громкоговорящей связи; - в соответствии с п. 6.39 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать помещения, расположенные на территории МАЗС (за исключением помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей), установками автоматической пожарной сигнализации; - в соответствии с п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара; - в соответствии с п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ); - в соответствии с п. 8.49 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить многотопливную автомобильную заправочную станцию необходимым объёмом водоснабжения с учётом того, что общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров; - в соответствии с п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара предусмотреть устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования; - в соответствии с п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить наличие специализированных автоматизированных устройств заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны, далее - АЦ), осуществляющих автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы; -в соответствии с п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить наличие системы заземления МАЗС; - в соответствии с п. 8.40 и п. 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ; - в соответствии с п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить расстояние между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом не менее 10 м., экран из негорючего материала высотой не менее 2 м.; - в соответствии с п. 7.26, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» привести в соответствие с предъявляемыми требованиями линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ; О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: - в соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (ред. 28.02.2022), обеспечить установление санитарно-защитной зоны АГЗС путём представления в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Истец – заместитель прокурора Сергокалинского района РД Черкесов К.А. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также им было направлено заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит исковое требование в части обеспечения многотопливной автомобильной заправочной станции необходимым объемом водоснабжения с учетом того, что общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетов, но составлять не менее 200 кубических метров, сформулировать в следующей редакции: - в соответствии со ст.ст.62, 68, 99 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить многотопливную автомобильную заправочную станцию источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут быть использованы централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации: пожарные резервуары.
Ответчик Алишихов М.А. на судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, будучи надлежаще и своевременно извещенным судом о времени и месте судебного заседания. Об уважительности причин своей неявки не сообщил.
Заслушав мнение истца заместителя прокурора Сергокалинского района РД Черкесова К.А., а также исследовав материалы гражданского дела, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Сергокалинского района РД по следующим основаниям.
Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Положения указанного федерального закона направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 530 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности авто газозаправочных станций газомоторного топлива» (далее — Правила № 530), которые направлены на обеспечение безопасной эксплуатации, включая обеспечение взрывопожаробезопасности автозаправочных станций.
Согласно п. 13 Правил № 530 организация, эксплуатирующая автозаправочную станцию, обеспечивает эксплуатацию систем газоснабжения, оборудования, относящегося к работе автозаправочной станции, а также прием газомоторного топлива из автомобильных цистерн, хранение газомоторного топлива в резервуарах, заправку газомоторного топлива в баллоны автотранспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Федеральному закону.
Из пп. «а» п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ следует, что к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно поручению о проведении надзорных мероприятий № от 15.08.2023 г. первого заместителя прокурора РД Ляпина Р.К. в связи с произошедшим в г. Махачкала 14.08.2023 чрезвычайным происшествием, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, прокуратурой республики организована проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей. К настоящей проверке уже привлечены специалисты Кавказского управления Ростехнадзора, ГУ МЧС России по РД, Управления Роспотребнадзора по РД, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД, ООО «Газпром газораспределение Дагестан» и ООО «Газпром газораспределение Махачкала». Учитывая изложенное прокурорам городов и районов поручено проведение на поднадзорных территориях соответствующих проверок, направленных на выявление и пресечение нарушений требований закона в следующих сферах: - о промышленной безопасности опасных производственных объектов; - о лицензировании; - о пожарной безопасности; - о защите прав потребителей; - о градостроительной деятельности, обратив внимание на удаленность от жилых домов, школ, детских садов и лечебных учреждений, а также на законность строительства и выдачи разрешительных документов, соответствие требованиям проектной документации, законность эксплуатации и др.; о землепользовании, обратив внимание на целевое использование земельного участка и наличие фактов его самовольного занятия; - об охранных зонах газопроводных сетей.
Из решения №7 от 16.08.2023 г. усматривается, что прокурором Сергокалинского района РД Гамидовым И.М. принято решение о проведении проверки деятельности индивидуального предпринимателя Омарова Р.Х., осуществляющего предпринимательскую деятельность по реализации жидкого газомоторного топлива и сжиженного углеводородного газа – пропан на автомобильной газозаправочной станции «Neo», расположенной по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес> Республики Дагестан. Целью проверки является выявление и пресечение нарушений требований закона в следующих сферах: о пожарной безопасности; о защите прав потребителей; о градостроительной деятельности; о землепользовании и об охранных зонах газопроводных сетей.
Согласно справке по результатам совместного осмотра опасного производственного объекта (АГЗС Алишихова М.А.) от 20.08.2023 года государственным инспектором отдела общепромышленного горного надзора по Чеченской Республике Кавказского управления Ростхенадзора ФИО9 20.08.2023 года при участии в проверке исполнения требований действующего законодательства в области промышленной безопасности организованной прокуратурой Республики Дагестан, в присутствии помощника прокурора Сергокалинского района ФИО10 по адресу: <адрес> был проведен осмотр АГЗС рег. № дата регистрации 19.11.2021 эксплуатируемая индивидуальным предпринимателем Алишиховым Магомедов Алишиховичем ИНН №. По результатам осмотра установлено следующее: 1. Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана); 2. Отсутствует (не представлены) документы подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций; 3. не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями; 4. при эксплуатации ОПО допущено отклонение от проектной документации выразившиеся в установке дополнительного наземного резервуара в котором находится СУГ; 5. отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно; 6. Сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания); 7. средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; на циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению; 8. не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале; 9. не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее - ППР РФ), содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 ППР РФ).
В силу ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состоянии дорог и проездов.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно справке о нарушении требований пожарной безопасности, выявленных 26.07.2023 года при совместном обследовании с помощником прокурора Сергокалинского района на АЗС Сергокалинского района, согласно требованиям прокуратуры от 25.07.2023 № «О выделении специалиста» на МАЗС ИП Алишихова М.А. расположенного по адресу: <адрес> выявлены следующие нарушения: 1. Резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м (п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 2. МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 3. На въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом не оборудованы соответствующие дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 4. МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 5. Помещения, расположенные на территории МАЗС (за исключением помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей), не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 6. Резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнение-'- автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 7. Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматическое предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 8. МАЗС не обеспечена необходимым объемом водоснабжением, При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 кубических метров (п. 8.49 СП «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 9. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (п. 8.50 СП 156.13130.20 4 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 10. Отсутствуют специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны) (далее - АЦ), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 11. Отсутствует система заземления МАЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 12. Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 13. Не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 14. Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мера л пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479). 15. МАЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479). 16. Расстояние между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом составляет менее 10 м. и отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м. (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). 17. Линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ не соответствуют предъявляемым требованиям (п. 7.26, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»). 18. Отсутствует покрывало для изоляции очага возгорания (кошма) размером не менее 2x1,5 метра (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2020 года № 1479).
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и др.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч.3 ст.35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ с иском в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований может обратиться прокурор. Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов РФ, в связи с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности в нарушение требований федерального законодательства. Непринятие мер к устранению выявленных нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявленных в деятельности индивидуального предпринимателя Алишихова М.А. при эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес>, угрожает жизни и здоровью находящихся на ее территории сотрудников, а также посещающих АГЗС граждан.
Таким образом, в связи с наличием нарушений законодательства о промышленной и пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявленных в деятельности индивидуального предпринимателя Алишихова М.А. при эксплуатации АГЗС, расположенной по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес>, иск прокурора Сергокалинского района РД Гамидова И.М. к ИП Алишихова М.А. об обязании устранить выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199, ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Алишихову Магомеду Алишиховичу об обязании устранить на опасном производственном объекте выявленные нарушения требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Алишихова Магомеда Алишиховича, 20.09.1983 года рождения (ИНН №, ОГРНИП № от 22.04.2021) в срок до 31.12.2023 устранить на опасном производственном объекте автомобильной газозаправочной станции под названием «Neo», расположенной по адресу: <адрес>, строение 1, <адрес>, выявленные нарушения требований законодательства:
О промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
- в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 24 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 530 (далее - Правила № 530), обеспечить аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (установить электромагнитные клапана);
- в соответствии с п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона №116-ФЗ, подп. «з» п. 228 и подп. «а» п. 229 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 536 (далее – Правила № 536), подготовить документы, подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проведение проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объёме производственных инструкций;
- в соответствии с п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
- в соответствии со ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 9 Правил № 536 устранить отклонение от проектной документации при эксплуатации ОПО, выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного), в котором находится СУГ;
- в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктами 93, 94 Правил № 530 обеспечить установку сигнализаторов загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 169 Правил № 530 обеспечить соответствие сливо-наливных рукавов установленным требованиям (представить результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; обеспечить наличие на рукавах обозначений с датой проведенного испытания и датой последующего испытания);
- в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 86 Правил № 530 организовать поверку эксплуатируемых средств измерений (манометров); обеспечить нанесение на циферблат или корпус показывающих манометров значение, соответствующее рабочему давлению;
О пожарной безопасности:
- в соответствии с п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расположить резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.;
- в соответствии с п.п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать многотопливную автомобильную заправочную станцию (далее - МАЗС) соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ;
- в соответствии с п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать на въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, соответствующие дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- в соответствии с п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оснастить МАЗС системой громкоговорящей связи;
- в соответствии с п. 6.39 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать помещения, расположенные на территории МАЗС (за исключением помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей), установками автоматической пожарной сигнализации;
- в соответствии с п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара;
- в соответствии с п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
- в соответствии со ст.ст.62, 68, 99 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить многотопливную автомобильную заправочную станцию источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут быть использованы централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации: пожарные резервуары;
- в соответствии с п. 8.50 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара предусмотреть устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования;
- в соответствии с п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить наличие специализированных автоматизированных устройств заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны, далее - АЦ), осуществляющих автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы;
- в соответствии с п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить наличие системы заземления МАЗС;
- в соответствии с п. 8.40 и п. 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ;
- в соответствии с п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст.ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечить расстояние между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом не менее 10 м., экран из негорючего материала высотой не менее 2 м.;
- в соответствии с п. 7.26, СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» привести в соответствие с предъявляемыми требованиями линии рециркуляции паров топлива из резервуара в АЦ;
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- в соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (ред. 28.02.2022), обеспечить установление санитарно-защитной зоны АГЗС путём представления в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
Исполнительный лист направить для принудительного исполнения в Сергокалинское районное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца через районный суд со дня его принятия в окончательной форме.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьёй и приобщен к материалам дела.
Резолютивная часть объявлена 31.10.2023 г.
Мотивированное решение составлено 01.11.2023 г.
Судья Ю.А. Магомедов