№12-25/2023
91RS0011-01-2023-000611-79
Р Е Ш Е Н И Е
13 апреля 2023 года пгт.Красногвардейское
Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым Пикула К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт.Красногвардейское Республики Крым, жалобу Гончаренко И.М. на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Красногвардейском районе Республики Крым от 21 февраля 2023 года
в отношении Гончаренко И.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки <адрес>, состоит в <данные изъяты>, трудоустроена в должности <данные изъяты>, проживающей по месту регистрации по адресу: <адрес>
- по делу об административном правонарушении №,-
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Красногвардейском районе Республики Крым от 21 февраля 2023 года №, вынесенным в отношении Гончаренко И.М. , производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), прекращено по малозначительности, с объявлением Гончаренко И.М. устного замечания.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Гончаренко И.М. обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление о привлечении ее к административной ответственности отменить, а производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Гончаренко И.М. в судебном заседании поддержала жалобу и доводы в ее обоснование.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 просила принять решение на усмотрение суда.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положений статьи 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 КоАП Российской Федерации в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в отношении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, возникающие при реализации прав и обязанностей родителей либо лиц, их заменяющих, и детей, в частности, прав и обязанностей по содержанию и воспитанию детей, прав ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Право ребенка на воспитание своими родителями закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК Российской Федерации). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Статья 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что забота о детях, их воспитание являются равными правом и обязанностью родителей. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, которое является обязательным (статья 43 Конституции Российской Федерации).
Указанные конституционные положения конкретизированы в статьях 63-67 СК Российской Федерации: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, об обеспечении их интересов, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей до достижения ими возраста 18 лет. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, которое является противоправным и влечет установленную КоАП Российской Федерации административную ответственность.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации, составляет неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка.
Неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию и обучению детей может выражаться в отсутствии заботы о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, не принятии мер по созданию необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и иное.
Семейный кодекс содержит лишь общую, рамочную норму об обязанностях по воспитанию ребенка.
Поэтому понятие надлежащего либо, напротив, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка является оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.
Как усматривается из протокола <данные изъяты> № от 10 февраля 2023 года об административном правонарушении, составленного инспектором ОПДН ОМВД России по <адрес> ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 49 минут выявлен факт ненадлежащего выполнения Гончаренко И.М. родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетней дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое выразилось в том, что последняя написала в личном сообщении своей подруге в социальной сети «В Контакте» оскорбительные выражения, а также клевету, порочащую честь и достоинство, по отношению к бывшей однокласснице ФИО6
Деяние Гончаренко И.М. было квалифицировано по части 1 ст.5.35 КоАП Российской Федерации.
Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в <адрес> Республики Крым от 21 февраля 2023 года № Гончаренко И.М. освобождена от административной ответственности при малозначительности правонарушения с объявлением устного замечания.
Однако с таким постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 26.11 КоАП Российской Федерации члены коллегиального органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении коллегиального органа по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве дополнительной гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях обязательное указание в итоговом процессуальном решении по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие в постановлении данных, прямо предусмотренных законом, является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену решения по делу об административном правонарушении.
Приведенные выше требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях коллегиальным органом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в полной мере соблюдены не были.
Как уже указано судом выше, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации, характеризуется совершением деяния, выражающегося в действии или бездействии родителей или законных представителей несовершеннолетнего, повлекших неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей.
Субъективная сторона данного правонарушения предусматривает умышленное неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Частью 1 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административная ответственность родителей и лиц их заменяющих по части 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение ребенком правонарушений или проступков, а в связи с ними, которые являются прямым следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения привлекаемыми лицами своих обязанностей.
Привлекая Гончаренко И.М. к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации комиссией формально указано на ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей.
Вместе с тем, в постановлении не указано, в чем именно выражается факт ненадлежащего исполнения Гончаренко И.М. своих родительских обязанностей.
Не указано об этом и в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Гончаренко И.М. , что свидетельствует о допущении должностным лицом при возбуждении дела об административном правонарушении нарушения процессуальных требований, установленных статьей 28.2 КоАП Российской Федерации, которой регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Перечисленные в обжалуемом постановлении доказательства вины Гончаренко И.М. (протокол об административном правонарушении, копия переписки ФИО10 и ФИО7, объяснение ФИО8) содержат сведения относительно деяния, совершенного несовершеннолетней Гончаренко Е.Н. Сведений, указывающих на действия или бездействие со стороны матери несовершеннолетней – Гончаренко И.М. , которые привели к совершению ее дочерью деяния, указанного в постановлении, доказательства не содержат.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Содержание протокола не позволяет установить, в чем выразилось событие вменяемого Гончаренко И.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП Российской Федерации, а именно, какие умышленные виновные действия или бездействие совершила Гончаренко И.М. , свидетельствующие о неисполнении или ненадлежащем исполнении ею своих родительских обязанностей, которые впоследствии привели к совершению несовершеннолетней ФИО11 описываемого деяния.
По смыслу статей 26.1, 28.2 КоАП Российской Федерации отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения является его существенным недостатком, поскольку именно в протоколе формируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья, пересматривающий дело по жалобе, выходить не вправе.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Коллегиальный орган при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП Российской Федерации).
В настоящее время такая возможность утрачена, так как по смыслу статей 29.1, 29.4 КоАП Российской Федерации возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению.
На существенные недостатки протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Гончаренко И.М. , с точки зрения полноты исследования события правонарушения, административным органом обращено не было, указанные недостатки протокола восполнены не были и дело рассмотрено по существу с постановлением решения о её виновности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении разрешено без надлежащего полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, в нарушение требований статей 1.5, 2.1, 24.1, 26.1, 26.2 и 26.11 КоАП Российской Федерации, вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы не были, задачи производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьями 24.1, 26.11 КоАП Российской Федерации, не достигнуты, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных норм, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП Российской Федерации сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судом установлено, что административная комиссия не исследовала должным образом обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания, допустила существенное нарушение процессуальных требований КоАП Российской Федерации, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. И в связи с тем, что на момент разрешения жалобы срок давности привлечения Гончаренко И.М. к административной ответственности истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7. КоАП Российской Федерации, –
Р Е Ш И Л:
Жалобу Гончаренко И.М. удовлетворить.
Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в <адрес> Республики Крым от 21 февраля 2023 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гончаренко И.М. , - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья К.В. Пикула