Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-21/2021 (12-1045/2020;) от 09.12.2020

судья Гонштейн Н.А.

дело №7-21/2021 / 12-21/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 20 января 2021 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Почта России»,

у с т а н о в и л а:

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.11.2020 АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник по доверенности А. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, указывая на то, что АО «Почта России» проводятся мероприятия, направленные на «разрыв» передачи коронавирусной инфекции, в силу действующего законодательства оборудование по обеззараживанию воздуха в ОПС Пермь ** УФПС Пермского края по адресу: **** не является обязательным. С учетом положений Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» АО «Почта России» обязано заключать сделки посредством проведения закупок, требование об оборудовании бактерицидными лампами может быть выполнено не ранее 31.12.2020. Нарушены требования ст.16 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» вследствие ненаправления в адрес АО «Почта России» акта проверки. Полагает, что в данном случае возможно применение положений ст.2.9 КоАП РФ или ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

В рассмотрении жалобы законный представитель АО «Почта России», заявитель жалобы, извещенные надлежащим образом, участие не принимали.

Защитник АО «Почта России» по доверенности Кузнецова Д.В. жалобу по ее доводам поддержала.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Кузнецову Д.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 названного Федерального закона).

В силу ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ч.1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

На основании ч.3 ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 данного Федерального закона.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 715 от 01.12.2004 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.

Частью 2 ст.6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Как усматривается из материалов дела, 24.09.2020 в 15 часов 05 минут АО «Почта России» при осуществлении деятельности в рабочем помещении операционного зала отделения почтовой связи Пермь ** по адресу: **** допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-2019) невыполнение противоэпидемиологических мероприятий в целях предупреждения распространения возбудителя СОVID-2019, обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента и прекращения развития эпидемиологического процесса, установленных СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно не обеспечило использование оборудования по обеззараживанию воздуха.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Почта России» протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Признавая юридическое лицо виновным в совершении вмененного правонарушения, судья районного суда исходил из доказанности факта нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Выводы судьи районного суда о наличии в действиях АО «Почта России» состава указанного административного правонарушения являются обоснованными.

Допустимость и достоверность принятых судьей городского суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой оснований не имеется.

Согласно п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, является, в том числе, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха.

В силу п. 2.8 рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли «МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работодателям целесообразно применять в помещениях с постоянным нахождением работников устройства для обеззараживания воздуха.

В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11.04.2020 № 2326 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-2019» на территории Пермского края» на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разрешенные в условиях введенного в Пермском крае режима повышенной готовности виды деятельности, возложена обязанность осуществлять противоэпидемические мероприятия, то есть, должны соблюдаться и указанные мероприятия.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с требованиями п.п. 3.6.1, 3.6.2, 3.6.3, 3.6.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.200 № 131, п. 8.3 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», и п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период режима повышенной готовности в связи с распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих, дезинфекция, в том числе работа по обеззараживанию помещений, является обязательной.

Приведенные нормы не ставят необходимость обеззараживания воздуха в зависимость от количества пребывающих в помещении человек.

Относительно ссылки в жалобе на п.2.3 Руководства «Р 3.5.1904-04. 3.5. Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях. Руководство», в соответствии с которым ультрафиолетовые бактерицидные установки должны использоваться в помещениях с повышенным риском распространения возбудителей инфекций: в лечебно-профилактических, дошкольных, школьных, производственных и общественных организациях и других помещениях с большим скоплением людей, то в нем указывается на необходимость использования соответствующего оборудования в помещениях с большим скоплением людей, что не является тождественным приведенным в жалобе со ссылкой на Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, положениям о массовости пребывания людей. Данные нормативные правовые акты направлены на иные правоотношения, кроме того, из них следует, что место массового пребывания людей – место (здание, сооружение), где может одновременно находиться от 50 человек, то есть приведенные в жалобе расчеты о том, сколько человек находилось в отделении 24.09.2020 в течение конкретного промежутка времени, значения не имеют.

Нарушение по состоянию на 24.09.2020 подтверждается актом осмотра, которым оно зафиксировано, видеозаписью осмотра, протоколом об административном правонарушении. Отсутствие соответствующего оборудования не отрицается стороной защиты, со слов защитника оно на дату судебного заседания также отсутствует. Наличие данного нарушения по месту осуществления АО «Почта России» деятельности с очевидностью свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все необходимые меры, направленные на исключение совершения правонарушения. Ссылка на положения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ не состоятельна с учетом длительного периода времени действия соответствующих требований и в отсутствие документов, которые подтверждали бы принимаемые юридическим лицом меры по закупке оборудования с целью выполнения мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи коронавирусной инфекции, по обеззараживанию воздуха.

АО «Почта России» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений в период режима повышенной готовности.

В связи с этим доводы об исчерпывающих юридическим лицом мерах не могут быть приняты. Постановление в данном случае соответствует ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Ссылка на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ не принимается, поскольку проводившееся Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю мероприятие данным нормативным правовым актом не регулируется.

Постановление о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание избрано в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ для юридических лиц.

В соответствии с ч.3.2 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В данном случае заявителем не приводятся как доводы о финансовом и имущественном положении юридического лица, так и об исключительных обстоятельств, судьей такие обстоятельства также не установлены, равно как и обстоятельства, указывающие на малозначительность совершенного правонарушения, которые являются основанием для освобождения от административной ответственности.

В силу разъяснений, содержащихся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, является формальным, отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного административного правонарушения. В настоящем случае характер правонарушения, объект посягательства указывают, что совершенное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям в области санитарно-эпидемиологического благополучия людей, в том числе с учетом того, что нарушения допущены при оказании услуг населению (неограниченному кругу лиц), выражаются в несоблюдении противоэпидемиологических мер, вызванных ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации и направленных на предотвращение угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией «COVID-2019», что не исключает возможность распространения опасного для окружающих заболевания.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица допущено не было.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 17.11.2020 оставить без изменения, жалобу защитника А. - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись

12-21/2021 (12-1045/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Почта России"
Другие
Алексеева Елизавета Олеговна
Ефимова Елизавета Олеговна
Кузнецова Дарья Владимировна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Филатова Екатерина Сергеевна
Статьи

ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
09.12.2020Материалы переданы в производство судье
20.01.2021Судебное заседание
20.01.2021Вступило в законную силу
20.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее