Дело №2-516/2023
УИД 61RS0058-01-2023-000488-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2023 года п. Целина
Целинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Абутко О.С.,
с участием помощника прокурора Целинского района Ростовской области Никитушкиной Э.В.,
при секретаре Ходушиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоцелинского сельского поселения об обязании выполнить мероприятия по ремонту муниципального жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоцелинского сельского поселения об обязании выполнить мероприятия по ремонту муниципального жилого помещения, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Целинского района проведена проверка по факту законности использования муниципального жилого фонда, в том числе маневренного. В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором несет его собственник. Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является администрация Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области. Указанный жилой дом находится в непригодном для проживания состоянии, находится в состоянии после пожара. В доме отсутствуют окна и двери, кровля имеет повреждения, требует ремонта. Стены имеют повреждения. Отсутствуют инженерные коммуникации, необходимые для проживания граждан. Вокруг дома имеется густорастущая трава, которая затрудняет доступ к помещению квартиры. Длительное время работы по проведению текущих и капитальных ремонтов не проводятся. Организация деятельности должностных лиц в данном направлении не эффективна и требует принятия незамедлительных мер. Указанные обстоятельства влияют на общую работоспособность несущих конструкций, а не проведение ремонтных работ может привести к деформированию, образованию трещин в данных конструкциях, что влияет на общую безопасность конструкции здания. Меры к благоустройству территории, прилегающей к квартире, не принимаются. Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении работниками администрации Новоцелинского сельского поселения возложенных на них должностных обязанностей, а также отсутствии со стороны главы Новоцелинского сельского поселения должного контроля за действиями подчиненных и требуют незамедлительного принятия мер организационного и дисциплинарного характера в целях исключения подобных фактов впредь. Для устранения выявленных нарушений 05.06.2023 в администрацию Новоцелинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений. По результатам рассмотрения представления администрацией Новоцелинского сельского поселения нарушения не устранены. Согласно ответу администрации Новоцелинского сельского поселения проведено обследование технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время определяется расчет стоимости работ на проведение капитального ремонта, после чего в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области будет направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту квартиры. Ранее принятые меры прокурорского реагирования оказались неэффективными и не привели к устранению допущенных ответчиком нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области полномочий по содержанию муниципального жилого фонда, в том числе составляющих маневренный фонд. Просили обязать администрацию Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы (привести в надлежащее состояние в соответствии с требованиями законодательства) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Целинского района Никитушкина Э.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, обязать администрацию Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы (привести в надлежащее состояние в соответствии с требованиями законодательства) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области не явился, были уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в материалах дела имеется телефонограмма, согласно которой глава Администрации Новоцелинского сельского поселения Тимонова Е.Ю. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации сельского поселения, не возражают против удовлетворения исковых требований прокурора. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав помощника прокурора, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее - Положение).
В силу п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...) (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 № 62297) п. 124. земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10 °С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0 °С.
Пунктом 127 Правил, утвержденных постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 Здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477) (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» регламентировано, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является администрация Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Целинского района Ростовской области, было выявлено, что указанное жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии, находится в состоянии после пожара. В доме отсутствуют окна и двери, кровля имеет повреждения, требует ремонта. Стены имеют повреждения. Отсутствуют инженерные коммуникации, необходимые для проживания граждан. Вокруг дома имеется густорастущая трава, которая затрудняет доступ к помещению квартиры. Длительное время работы по проведению текущих и капитальных ремонтов не проводятся.
Для устранения выявленных нарушений 05.06.2023 в администрацию Новоцелинского сельского поселения прокуратурой Целинского района внесено представление об устранении нарушений.
По результатам рассмотрения представления администрацией Новоцелинского сельского поселения нарушения не устранены. Согласно ответу администрации Новоцелинского сельского поселения проведено обследование технического состояния жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В настоящее время определяется расчет стоимости работ на проведение капитального ремонта, после чего в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области будет направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту квартиры.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрацией Новоцелинского сельского поселения до настоящего времени капитальный ремонт квартиры не произведен, меры к благоустройству территории, прилегающей к квартире, не принимаются, а не проведение ремонтных работ может привести к деформированию, образованию трещин в конструкции жилого дома, что влияет на общую безопасность конструкции здания.
С учетом установленных по делу обстоятельств, анализа вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и возложении на администрацию Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы (привести в надлежащее состояние в соответствии с требованиями законодательства) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Определенный истцом срок совершения данных действий является достаточным, соответствует требованиям разумности и объему предстоящих работ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Новоцелинского сельского поселения Целинского района Ростовской области в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы (привести в надлежащее состояние в соответствии с требованиями законодательства) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2023 года.