Копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2014 г. гор. Москва
94 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Мордовина А.А., при секретаре Карпове А.В., с участием заявителя и его представителя ФИО3, представителей Центральной жилищной комиссии ФСО России (далее - ЦЖК ФСО) ФИО4 и ФИО5, в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению <данные изъяты> ФИО2 об оспаривании действий ЦЖК ФСО, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ЦЖК ФСО, изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства;
- обязать ЦЖК ФСО повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства;
- обязать ЦЖК ФСО принять его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.
В судебном заседании заявитель и его представитель указанные требования поддержали. При этом заявитель пояснил, что проходит военную службу по контракту в ФСО России с 1 ноября 2004 года, а его выслуга лет в календарном исчислении составляет 31 год 3 месяца. В связи с планируемым увольнением в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе он обратился в жилищную комиссию структурного подразделения ФСО России с просьбой принять его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в избранном постоянном месте жительства. 18 октября 2013 года его заявление было положительно рассмотрено на заседании жилищной комиссии службы хозяйственного обеспечения, после чего данный вопрос был передан в ЦЖК ФСО. Решением ЦЖК ФСО от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на учет по причине того, что он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, которое соответствует нормам предоставления жилья в Московской области. Данное жилье в собственность он не оформлял, и в случае предоставления жилого помещения в избранном месте жительства, он обязуется его сдать. На основании изложенного заявитель полагает свои права нарушенными и просит суд удовлетворить его требования в полном объеме.
Представители ЦЖК ФСО Михайлов и Гайдин требования заявителя не признали, указав, что согласно представленным в ЦЖК ФСО документам, заявитель проживает по договору социального найма в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, в которой на каждого проживающего приходится общей площади жилого помещения более установленной учетной нормы. Занимаемая квартира не является непригодной для проживания и отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года место, где расположена предоставленная заявителю квартира, исключено из перечня закрытых военных городков. Кроме того, заявитель лишен возможности сдать занимаемое жилое помещение без согласия на то членов своей семьи и одно лишь его волеизъявление не имеет юридической силы. Из представленных документов у заявителя не усматривается оснований для принятия его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве. В связи с этим оспариваемое решение ЦЖК ФСО является законным и обоснованным.
Рассмотрев заявление, заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
По требованию заявителя о признании незаконным решения ЦЖК ФСО, изложенного в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, суд исходит из следующего.
В соответствии с положением ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище.
В соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России, утвержденной приказом ФСО РФ от 13 ноября 2002 года № 362, на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФСО России принимаются сотрудники, имеющие право на улучшение жилищных условий по месту жительства, в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок реализации указанной социальной гарантии определяется Правительством Российской Федерации.
Поскольку Федеральным законом «О статусе военнослужащих» полномочия по определению порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства переданы Правительству РФ, то в силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ основания признания таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, закрепленные в Правилах, следует признать специальными.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила), которые действуют в настоящее время в части, не противоречащей текущему законодательству.
Согласно подп. «и» п. 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Как пояснил заявитель, что не оспаривалось в судебном заседании представителями заинтересованных лиц, он достиг предельного возраста пребывания на военной службе и по истечению контракта будет уволен с военной службы.
Как видно из справки от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на 7 октября 2013 года военная выслуга лет заявителя в календарном исчислении составляет 31 год 3 месяца 6 дней. Контракт о прохождении военной службы заключен по 15 сентября 2014 года.
Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю на состав семьи 3 человека предоставлена отдельная трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги от 1 апреля 2014 года в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрирован и проживает заявитель с составом семьи шесть человек.
Как видно из справки от 13 марта 2013 года квартира, предоставленная заявителю по адресу: <адрес>, <адрес>, закреплена на правах оперативного управления за ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ и не отнесена к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ.
Согласно обязательству от 14 декабря 2012 года заявитель и члены его семьи обязуются сняться с регистрационного учета и освободить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, после предоставления иной жилой площади.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в жилищную комиссию СХО ФСО России с просьбой принять его совместно с членами семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства в г. Москве.
Как видно из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ № жилищная комиссия Службы хозяйственного обеспечения ФСО России ходатайствует о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по г. Москве <данные изъяты> ФИО2 с составом семьи шесть человек.
Из протокола заседания Центральной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ заявителю и членам его семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному постоянному месту жительства по г. Москве, так как представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, судом установлено, что заявитель совместно с членами семьи зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, иного, пригодного для проживания жилья, он не имеет, избрал для постоянного места жительства – г. Москву, имеет право на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, обязуется сдать совместно с членами семьи занимаемое жилое помещение.
Учитывая изложенное, а также то, что избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным, наряду с иными, специальным основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, суд полагает необходимым признать незаконным решение ЦЖК ФСО, изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в принятии заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.
Для восстановления нарушенных прав заявителя суд полагает необходимым возложить на ЦЖК ФСО обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.
Рассматривая требования заявителя о возложении обязанности на ЦЖК ФСО принять его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, суд исходит из следующего.
В силу ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Из этого следует, что закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам не предоставлено право подменять собою исполнительные органы власти и принимать решения по предметам ведения этих органов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя о возложении обязанности на ЦЖК ФСО повторно рассмотреть вопрос о принятии заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление <данные изъяты> ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСО России, изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе ФИО2 в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.
Обязать Центральную жилищную комиссию ФСО России отменить решение, изложенное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе ФИО2 в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.
Обязать Центральную жилищную комиссию ФСО России повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО8 на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства.
В удовлетворении остальных требований заявителя отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 94 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья А.А. Мордовин
Верно:
Судья А.А. Мордовин
Секретарь судебного заседания А.В. Карпов