Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-103/2023 от 05.05.2023

Судья Сучилкина И.С.

№21-103/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

25 мая 2023 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 09 марта 2023 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

установил:

в соответствии с постановлением должностного лица органа пожарного надзора №20 от 09 марта 2023 г. ГБУ СО «КЦСОН РК» признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей

Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 12 апреля 2023 г. постановление должностного лица было изменено путем уменьшения с учетом применения чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ размера административного штрафа до 150000 рублей, в остальной части - оставлено без изменения.

В поданной в вышестоящий суд жалобе директор ГБУ СО «КЦСОН РК» Малышева Е.В. просит отменить решение судьи и прекратить производство по данному делу, мотивируя свои доводы нецелесообразностью и экономической необоснованностью обустройства системы пожарной сигнализации до проведения запланированного на 2023 г. капитального ремонта здания, допущенными нарушениями установленных действующим законодательством требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и недопустимостью в связи с этим ряда доказательств.

Заслушав объяснения защитника Пехоты А.О., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ч.1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и чч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Исходя из положений ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из условий, к которым относятся: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности; пожарный риск не превышает допустимых значений; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.

В соответствии с чч.1, 10 ст.83 Федерального закона №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Требования к проектированию автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу положений п.5.17 Свода правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 №582, линии связи между компонентами системы пожарной автоматики, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности.

Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.

В соответствии с п.6.6 Свода правил СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 06.04.2021 №200, совместная прокладка кабелей и проводов системы противопожарной защиты (далее - СПЗ) с кабелями и проводами иного назначения, а также кабелей питания СПЗ и кабелей линий связи СПЗ в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции не допускается. В одном сплошном металлическом коробе (лотке) допускается совместно прокладывать экранированные кабели линий связи СПЗ с линиями связи, не относящимися к СПЗ, и экранированные кабели линий связи СПЗ с экранированными кабелями питания СПЗ при условии их разделения, в указанных случаях, сплошной металлической перегородкой по всей высоте короба (лотка).

В п.5.1.2 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, предусмотрено, что размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.

Согласно п.4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 №539, в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать автоматической установкой пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и тамбур-шлюзов.

Исходя из положений Устава, ГБУ СО «КЦСОН РК» является организацией социального обслуживания, осуществляющей предоставление гражданам социальных услуг в полустационарной и стационарной формах (п.7).

Исследование материалов дела показало, что в связи с выполнением в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора ежегодного плана проведения проверок по решению заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 06 февраля 2023 г. в период с 08 по 17 февраля 2023 г. в отношении ГБУ СО «КЦСОН РК» уполномоченными должностными лицами была проведена плановая выездная проверка в отношении находящегося у учреждения на праве оперативного управления объекта защиты - отделения социальной реабилитации, расположенного по адресу: (...), относящегося к категории высокого риска.

Также установлено, что по результатам проведения проверки 17 февраля 2023 г. проверяющими лицами оформлен акт рс, согласно которому было обнаружено, что:

- в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.ст.83, 84 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.17 СП 484.1311500.2020 не обеспечивается автоматический контроль исправности проводных линий связи оповещателей автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре прибором приемно-контрольным систем пожарной автоматики (на обрыв и короткое замыкание);

- в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.83 Федерального закона №123-ФЗ, п.6.6 СП 6.13130.2021 допущена совместная прокладка кабельных линий системы пожарной сигнализации с другими кабелями и проводами в одном коробе (в том числе в помещении коридора №30 (по техническому паспорту));

- в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.89 Федерального закона №123-ФЗ, п.5.1.2 СП 4.13130.2013 размещаемые в общественном здании помещения складского назначения (кладовые №№5, 16), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (электрощитовая №3) не имеют категорирования по взрывопожарной и пожарной опасности;

- в нарушение ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.83 Федерального закона №123-ФЗ, п.4.4 СП 486.1311500.2020 помещение №5 не защищено системой пожарной сигнализации.

В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности 27 февраля 2023 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица органа пожарного надзора от 09 марта 2023 г. учреждение признано виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра по существу было оставлено без изменения.

Исследовав по правилам ст.26.1 КоАП РФ подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении обстоятельства применительно к заложенной в ч.1 ст.20.4 КоАП РФ диспозиции и сути выявленных нарушений, дав верное толкование нормам законодательства в затронутой сфере, субъекты административной юрисдикции правильно решили о наличии в данном случае события и состава инкриминируемого деяния.

Изложенные в обжалуемых актах выводы основаны на собранных по делу доказательствах в их совокупности, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, формального подхода при рассмотрении настоящего дела не установлено.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

Вопреки доводам автора жалобы грубых нарушений порядка проведения проверки, исчерпывающий перечень которых перечислен в ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», влекущих признание результатов проверки недействительными, не установлено.

Проверка проведена уполномоченными должностными лицами органа пожарного надзора, указанными в решении от 06 февраля 2023 г. о проведении такого мероприятия, в решении изложен предмет проверки, виды контрольных (надзорных) действий, срок проведения плановой проверки и иные сведения, необходимые для реализации прав привлекаемого к ответственности лица, которому также разъяснено право обжалования данного решения.

Доводы жалобы относительно нецелесообразности проведения проверки при допустимости и приоритетности проведения в отношении объекта защиты профилактического мероприятия и допущенных грубых нарушениях порядка проведения проверки, в том числе касающихся оформления протокола осмотра, подверглись проверке судьей городского суда при пересмотре постановления о назначении административного наказания с последующими анализом и правовой оценкой в обжалуемом акте, не согласиться с которой оснований не имеется.

При этом следует отметить, что периодичность проведения плановой выездной проверки объекта высокого риска не нарушена и вид необходимого мероприятия по контролю (надзору) определяется самим уполномоченным органом.

Постановление должностного лица органа пожарного надзора содержит необходимые сведения, предусмотренные ст.29.10 КоАП РФ, и отсутствие в процессуальном документе устных объяснений защитника привлекаемого к ответственности юридического лица и их оценки о незаконности данного акта не свидетельствует.

Ссылка в жалобе на экономическую необоснованность обустройства здания пожарной сигнализацией в связи с выполнением в 2023 г. работ капитального характера освобождение от административной ответственности не влечет, так как невыполнение учреждением социального обслуживания требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, находящихся в помещениях объекта защиты.

Иные доводы жалобы правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятых по делу актов, не содержат.

Таким образом, поскольку бесспорных доказательств принятия ГБУ СО «КЦСОН» всех зависящих от него эффективных и своевременных мер по соблюдению обязательных требований в целях недопущения выявленных органом пожарного надзора нарушений, представляющих определенную угрозу для безопасности получателей социальных услуг и персонала, не представлено, и существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело, не допущено, принятые по делу акты подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 09 марта 2023 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия» с учетом его изменения в судебном порядке оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195, г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).

Судья Н.А.Колбасова

21-103/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ГБУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения Республики Карелия"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
10.05.2023Материалы переданы в производство судье
25.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Дело оформлено
30.05.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее