Дело № 12-77/2022 (№24RS0048-01-2021-012107-96)
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2022 г. г. Красноярск
Судья Советского районного суда г. Красноярска Алексеева А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Анюточкиной И.Н. на постановление начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства о труде по 2-ой группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 27.07.2021 г. №24/6-342-21-ПВ/394/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «РН-Ванкор»,
установил:
ООО «РН-Ванкор» признано виновным в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Согласно постановлению, ООО «РН-Ванкор» допустило нарушение трудового законодательства, а именно: требований ст. 8 ТК РФ, выразившихся в том, что пункты 4, 5, 6 приказа ООО «РН-Ванкор» от 24.09.2020 г. №РНВ-866 «О назначении ответственных лиц и утверждении форм» возлагают на работников обязанности, не предусмотренные законом (ухудшающие их положение), поскольку действующим законодательствам не предусмотрена обязанность работников (за рядом исключений) предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Не согласившись с принятым постановлением, защитник ООО «РН-Ванкор» ФИО3 обратилась в Советский районный суд г. Красноярска с жалобой, в которой приводит доводы о его незаконности.
В судебном заседании жалоба поддержана ее автором по изложенным в ней мотивам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб.
Исходя из положений ч. 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
На основании ч. 1 ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
29.04.2021 г. государственной инспекцией труда в Красноярском крае на основании распоряжения заместителя руководителя инспекции от 24.03.2021 г. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ООО «РН-Ванкор».
Актом проверки установлено, что ООО «РН-Ванкор» принят приказ № РНВ-866 24.09.2020 г. «О назначении ответственных лиц и утверждении форм» пунктами 4 и 5 которого установлено утвердить формы предоставления информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, срок предоставления данной информации работниками, занимающими должности, согласно приложению к приказу. Пунктом 6 приказа определена ответственность должностных лиц за анализ и проверку достоверности и полноты информации.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО «РН-Ванкор» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации вправе принимать акты, устанавливающие меры, направленные на предупреждение коррупции, в том числе устанавливать обязанности, направленные на данное предупреждение.
При этом перечень таких мер законом не ограничен, а нормы ТК РФ не предусматривают обязательный учет мнения представительного органа работников при принятии работодателем решения, устанавливающего меры по предупреждению коррупции.
В связи это оснований полагать, что локальный нормативный акт (приказ № РНВ-866 от 24.09.2020 г.), устанавливающий меры, направленные на предупреждение коррупции, в том числе обязанности для работников по представлению информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супругов и несовершеннолетних детей, определяющий круг лиц, предоставляющих данную информацию, и перечень лиц, ответственных за ее проверку, принят с нарушением действующего трудового законодательства и ограничивает трудовые права работников ООО «РН-Ванкор», не имеется.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ООО «РН-Ванкор» состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства о труде по 2-ой группе отраслей Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 27.07.2021 г. №24/6-342-21-ПВ/394/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО «РН-Ванкор», отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Жалобу защитника Анюточкиной И.Н. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья А.В. Алексеева