Дело №2-4343/2020
(74RS0003-01-2020-005321-39)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего Сырова Ю.А.
при секретаре Мальковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г.Челябинска к Курбатовой Ю. А. о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска обратилось в суд с иском, с учетом последующего уменьшения требований, просило взыскать с Курбатовой Ю.А. неосновательно полученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 95 555 рублей 63 коп.
В обоснование исковых требований указано, что УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска производило выплату Курбатовой ( до смены фамилии – Носковой) Ю.А. пенсии по случаю потери кормильца на основании ст.10 Федерального закона №400 ФЗ «О страховых пенсиях». Получатель своевременно не уведомил органы ПФ РФ о прекращении обучения <данные изъяты> в связи с отчислением с 30.09.2017г., что является основанием для прекращения выплаты пенсии. Таким образом, за период с 01.07.2017г. по 31.08.2018г., с 01.10.2017г. по 31.07.2018г, ответчиком неосновательно получена пенсия и федеральная социальная доплата к пенсии в сумме 98 343 рубля 16 коп. С учетом частичного погашения задолженности в размере 2 787 рублей 53 коп., сумма подлежащей взысканию неосновательно полученной пенсии составляет 95 555 рублей 63 коп. (л.д.86)
В судебное заседание представитель истца УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска Шарипов Р.Р. уточненные исковые требования поддержал по основаниям и доводам указанным в иске.
Ответчик Курбатова Ю.А в судебное заседание не явилась при надлежащем извещении, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла. Ранее представила письменный отзыв в котором возражала против единовременного взыскания суммы неосновательного обогащения.
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются, в том числе дети кормильца, не достигшие 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
В соответствии с частью 21 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Частью 5 статьи 26 вышеназванного Федерального закона установлено, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно положениям частей 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право ответчика на произведение удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что на основании личного заявления (л.д.10,11) решением УПФ РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска от 03.08.2007г., Курбатовой Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца с 21.08.2007г. и фиксированная выплата к страховой пенсии (л.д.71).
Решением УПФР в Тракторозаводском районе г.Челябинска от 03.08.2007г., Курбатовой Ю.А установлена федеральная социальная доплата к пенсии (л.д.72).
Право на получение пенсии обусловлено обучением Курбатовой Ю.А. <данные изъяты> о чем ответчиком представлена справка в органы ПФ, согласно которой период обучения составляет с 01.09.2015г. по 30.06.2018г.
Вместе с тем, согласно справки <данные изъяты> № от 30.08.2018г., Курбатова Ю.А. отчислена из учебного заведения в связи с окончанием 30.06.2017г. (л.д.31). Об отчислении из учебного заведения в связи с его окончанием Курбатова Ю.А. не уведомила.
Также в октябре 2017г. Курбатова Ю.А. представила в органы ПФ справку <данные изъяты> подтверждающую зачисление в указанное учебное заведение с 01.09.2017г. (л.д.32), Однако еще 30.09.2017г. Курбатова Ю.А. была отчислена <данные изъяты> на основании личного заявления (л.д.33), соответственно с 01.10.2017г. утратила право на получение пенсии и фиксированной выплаты. Об отчислении Курбатова Ю.А. не сообщила.
Несмотря на то, что при написании заявления о назначении пенсии, как следует из его содержания, Курбатовой Ю.А. было разъяснено обязанность сообщить в органы Пенсионного фонда об обстоятельствах, влияющих на право получения пенсии и ее размер, в нарушение требования части 5 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", ответчик не сообщила истцу о прекращении обучения и утрате права на получение пенсии, а также фиксированной выплаты.
За периоды с 01.07.2017г. по 31.08.2018г., с 01.10.2017г. по 31.07.2018г, ответчиком получена пенсия и федеральная социальная доплата к пенсии в сумме 98 343 рубля 16 коп.
Указанная сумма получена ответчиком неосновательно, переплата образовалась в результате недобросовестных действий ответчика.
В силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку причиной неосновательного получения суммы пенсии явились недобросовестные действия ответчика Курбатовой Ю.А., которая нарушила положения части 5 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", скрыла факт прекращения обучения, то соответственно требования истца о взыскании неосновательного обогащения в размере необоснованно полученной суммы пенсии подлежат удовлетворению.
С учетом частичного погашения задолженности в добровольном порядке, взысканию подлежит сумма 95 555 рублей 63 коп.
Вопрос применения рассрочки (отсрочки) исполнения судебного решения может быть разрешен в порядке ст.203 ГПК РФ, на основании заявления поданного должником.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить, взыскать с Курбатовой Ю. А. в пользу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Тракторозаводском районе г.Челябинска сумму неосновательно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты в размере 95 555 (девяносто пять тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю. А. Сыров
Мотивированное решение изготовлено 15.01.2021