Дело № 2-405/2023 <данные изъяты>
УИД 81RS0006-01-2023-000409-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Щипициной Т.А.,
при секретаре Фирсовой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Истомина Романа Егоровича к Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилой площади, предоставлении жилого помещения вне очереди,
у с т а н о в и л :
Истомин Р.Е. обратился в суд к Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края с вышеуказанным иском. В обоснование требований указывает, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей в связи с лишением родителей родительских прав. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был устроен в школу-интернат <адрес>, за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее бабушке ФИО3, после смерти которой ДД.ММ.ГГГГ дом перешел дяде ФИО13, в настоящее время дом принадлежит его супруге ФИО9 Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ним установлено попечительство, он был передан на воспитание тете ФИО4, под опекунством которой он находился до 23 лет. До достижения 18 летнего возраста, после окончания 9 класса он прошел профессиональное обучение в ПУ № <адрес>, после чего с 2008 года периодически отбывал наказание в местах лишения свободы. При этом, местом его регистрации являлось и является школа-интернат, по месту жительства ФИО4 он не был зарегистрирован и за ним не закреплялось жилое помещение по адресу ее проживания: <адрес>. Поскольку он никогда не являлся собственником жилого помещения и ему оно не предоставлялось по договору социального найма, он имел право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как лицо, оставшееся без попечения родителей. В период возраста с 18 до 23 лет он обращался к главе администрации <адрес> с просьбой о предоставлении ему жилого помещения, которым было дано соответствующее распоряжение органам опеки и попечительства, но никаких решений в итоге не последовало. После этого он неоднократно обращался к начальнику органа опеки и попечительства по данному вопросу, но по его устным заявлениям не было принято никакого решения, несмотря на то, что в отделе имелись все документы для постановки его в льготную очередь на получение жилого помещения. В 2008 году он попал в места лишения свободы, где находился по 2010 год, после чего с 2011 по 2013 год также отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем не имел возможности должным образом реализовать свое право на получение жилья, а органами ФСИН в отношении него не было принято никаких мер. В 2016 году он вновь оказался в местах лишения свободы, где находится по настоящее время. В 2019 году им было отправлено очередное обращение в отдел опеки и попечительства <адрес>, в 2021 году – в администрацию <адрес>, но в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему было отказано в связи с тем, что обратился впервые по данному вопросу в возрасте 34 года. Считает отказ Администрации незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 1 ФЗ № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшими возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Более того, администрацией <адрес> своевременно не было принято мер по реализации его права на получение жилья. В связи с изложенным, Истомин Р.Е. просит признать его нуждающимся в жилом помещении, обязать ответчика поставить его на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилой площади, в связи с тем, что он в настоящее время болен туберкулезом просит предоставить ему изолированное жилое помещение вне очереди, не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Пермского края, Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Коми Пермяцкому округу.
В судебное заседание истец Истомин Р.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации г.Кудымкара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в ранее состоявшемся судебном заседании представители ответчика: Меликов А.Н., Зырянов Н.А. с исковыми требованиям не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление от Истомина Р.Е. о включении его в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, так как он относится к указанной категории лиц, достиг 23 лет и не обеспечен жилым помещением. Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснено право обращения в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении в список с приложением соответствующих документов. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление от Истца о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием жилого помещения. Письмом администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Истцу было отказано в постановке на указанный учет, поскольку при рассмотрении материалов установлено, что Истомин Р.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 1996 по 2002 год находился на полном государственном обеспечении, далее находился под опекой, имел право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, впервые в администрацию города обратился с заявлением о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть по достижении 34 лет. Таким образом, поскольку Истец в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не состоял, в улучшении жилищных условий не нуждался, обратился с указанным заявлением после достижения им 23 лет, следовательно, администрация города обоснованно и правомерно отказала в удовлетворении заявления о включении Истца в список детей сирот и лиц из их числа достигших 23 лет, которые полежат обеспечению жилыми помещениями. При этом, истцом не предоставлено каких- либо доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах, объективно не позволивших своевременно обратиться за включением Истца в указанный список. Просили в иске Истомину Р.Е. отказать.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что право на предоставление жилого помещения у граждан старше 23 лет, относившихся к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется только в том случае, если до достижения возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете как нуждающийся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Документов, подтверждающих, что Истомин Р.Е. ранее состоял на учете в органах местного самоуправления либо в ТУ МСР ПК по Коми - Пермяцкому округу, не представлено. На момент обращения в суд Истомин Р.Е. утратил статус лица, имеющего право на получение жилья по льготной категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Таким образом, поскольку документ органа местного самоуправления о постановке на жилищный учет Истомина Р.Е. отсутствует, он теряет свое право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ТУ Министерства социального развития ПК по КПО в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения на исковые требования, из которых следует, что в силу действующего законодательства только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся к лицам, названным в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ. Истомин Р.Е. в несовершеннолетнем возрасте был выявлен на территории г. Кудымкара, как оставшийся без попечения родителей, проживал с матерью и братьями по адресу: <адрес>; постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он устроен в школу-интернат <адрес>, за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, над Истоминым Р.Е. установлено попечительство и несовершеннолетний передан из Кудымкарской школы-интерната на дальнейшее воспитание в семью ФИО4 Согласно гарантийному письму администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, после окончания учебного заведения Истомин Р.Е. будет трудоустроен и обеспечен жилым помещением по адресу: <адрес>. Впоследствии указанный жилой дом на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ перешел ФИО13, в настоящее время принадлежит на праве собственности ФИО9 Своевременно работа по исключению пункта 2 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об устройстве в школу-интернат несовершеннолетнего Истомина Р.Е.» в части закрепления жилого помещения по вышеуказанному адресу за истцом не была проведена. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на уровень субъектов РФ, в связи с чем в отдел опеки и попечительства Территориального управления от органов местного самоуправления переданы учетные дела детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа, которые на ДД.ММ.ГГГГ не были обеспечены жилыми помещениями. Согласно актам приема-передачи учетных дел за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Истомина Р.Е. не передавалось, сам истец в период исполнения полномочий Территориальным управлением по включению в список с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением в Территориальное управление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, не обращался. Лишь в ноябре 2019 года он обратился с заявлением по вопросу выдачи подъемных денежных средств после выпуска из Кудымкарской школы- интернат, а также о направлении в его адрес копии учетного дела и перечня документов по включению в список. Иных письменных обращений в адрес Территориального управления с 2010 года не поступало. Истец в установленном законом порядке не был включен в список. Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Таким образом, право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу требований частей 1, 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Указанные Правила устанавливают, в т.ч. порядок формирования такого списка, основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список.
В соответствии с п. 2 Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1.2 данного Порядка при наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный главой местной администрации муниципального района (городского округа) Пермского края в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона № 1939-419 (далее соответственно - список, граждане), однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края (п. 1.3 Порядка).
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
В судебном заседании установлено, что Истомин Р.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 18 лет относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и в период с 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав: мать ФИО7 лишена родительских прав решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО8 – решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Истомин Р.Е. был устроен в школу-интернат <адрес>. Указанным постановлением за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Данный жилой дом принадлежал бабушке истца - ФИО3, после смерти которой он перешел ФИО13 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ собственником данного жилого помещения является ФИО9, что следует из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, над Истоминым Р.Е. установлено попечительство тетей ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>.
Согласно справке МОУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ, Истомин Р.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении.
Из гарантийного письма главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация <адрес> гарантирует, что выпускник Кудымкарской школы-интернат Истомин Р.Е. после окончания будет трудоустроен и обеспечен жильем по адресу: <адрес>.
Согласно ответа ГБПОУ «Коми-Пермяцкий профессиональный педагогический колледж ордена «Знак почета» от ДД.ММ.ГГГГ №, Истомин Р.Е. обучался в Профессиональном училище № по профессии «Мастер по лесному хозяйству» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выдан диплом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из карточки по личному приему граждан и заявления Истомина Р.Е. на имя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Истомин Р.Е. ДД.ММ.ГГГГ обращался на прием к главе администрации <адрес> ФИО10 с заявлением о предоставлении жилплощади на условиях социального найма, которое было адресовано ФИО11 с указанием разобраться и взять на учет. По результатам приема главой города было дано указание: «взять на учет, решить вопрос по предоставлению жилья».
По сведениям ИС ГУ МВД России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истец Истомин Р.Е. был задержан, впоследствии ДД.ММ.ГГГГ осужден Кудымкарским городским судом к 1 году 6 месяцам лишения свободы, освободился ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ он вновь был взят под стражу; ДД.ММ.ГГГГ осужден Кудымкарским городским судом к 1 году 8 месяцам лишения свободы, ДД.ММ.ГГГГ осужден к 3 годам лишения свободы; освободился в 2013г., ДД.ММ.ГГГГ взят под стражу, осужден Березниковским городским судом ДД.ММ.ГГГГ к 14 годам лишения свободы, в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы.
Из адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Истомин Р.Е. зарегистрирован по месту жительства (постоянно) по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Истомин Р.Е. в собственности недвижимого имущества не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Истомин Р.В. обратился в Территориальное управление Министерства социального развития <адрес> с заявлением о разъяснении причин, по которым ему не были выделены подъемные денежные средстве после выпуска из Кудымкарской школы-интернат.
Письмом Территориального управления МСР ПК по КПО от ДД.ММ.ГГГГ № истцу разъяснены гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также разъяснено право на обращение в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ Истомин Р.Е. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в список детей, оставшихся без попечения родителей, и просил поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Письмом Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Истомину Р.Е. разъяснено право на обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с предоставлением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ Истомин Р.Е. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, приложив перечень документов.
Письмом администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на указанный учет со ссылкой на то, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в целях реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения возраста 23 лет, истец же обратился с заявлением о включении его в список лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 34 лет.
Истец считает, что отказ в постановке его на учет в качестве нуждающегося жилым помещением является незаконным, он подлежит обеспечению жилым помещением, поскольку в соответствии с п.9 ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигших 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет, однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Истомин Р.Е. обращался к главе администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения на условиях социального найма, ссылаясь на то, что он остался без жилья, жилой дом, где он ранее проживал, перешел по наследству дяде. Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес>, принадлежащий ФИО3, который был закреплен за истцом, унаследовал ФИО13
Из пояснений представителя ответчика следует, что по заявлению истца о предоставлении жилья никакого решения не было принято, поскольку на тот момент за ним сохранялось право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, которое было закреплено за ним постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым за истцом было закреплено жилое помещение по вышеуказанному адресу, на тот момент было действующим, никем не обжаловалось в части закрепления за истцом жилого помещения, вопрос об исключении данного пункта из постановления никем не ставился.
Таким образом, на момент обращения истца в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ он не являлся нуждающимся в жилом помещении, поскольку за ним сохранялось право пользования жилым помещением по <адрес>. С заявлениями о признании истца нуждающимся в жилом помещении ни он, ни опекун в органы местного самоуправления не обращались.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Истомину Р.Е. исполнилось 18 лет, ДД.ММ.ГГГГ – 23 года.
В период с 2005 по 2010 год истец также не обращался с заявлениями о поставке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ Истомин Р.Е. обращался в администрацию <адрес> с заявлением о включении его в список детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23 лет и не обеспечен жилым помещением, на что письмом Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему было разъяснено право на обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о включении его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с предоставлением необходимых документов.
С указанным заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Истомин Р.Е. обратился в администрацию <адрес> лишь ДД.ММ.ГГГГ, приложив перечень документов.
Однако письмом администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на указанный учет со ссылкой на то, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в целях реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения возраста 23 лет, истец же обратился с заявлением о включении его в список лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 34 лет.
Доказательств того, что истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительным причинам, в соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом суду не представлено. Из материалов дела не следует, что ему было незаконно отказано органом местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в возрасте до 23 лет, а также, что состояние здоровья истца объективно не позволяло ему встать на такой учет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право.
До ДД.ММ.ГГГГ истец не обращался с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Доказательства наличия у него уважительных и исключительных причин пропуска установленного законом срока суду не представлены. Оснований считать, что у Истомина Р.Е. имелись объективные препятствия для реализации права на подачу заявления до 23 лет, у суда не имеется.
Сам по себе факт, того закрепленное за истцом постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по <адрес> перешло по наследству другому лицу до достижения истцом совершеннолетнего возраста, не обращение органа опеки и попечительства до достижения им 18 лет с соответствующим заявлением, неосведомленность истца о своих правах не являются исключительными обстоятельствами, препятствовавшими своевременному обращению истца с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, поскольку с момента достижения 18 лет и до достижения 23 лет истец вправе был самостоятельно реализовать свои права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке.
В силу части 2 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации, опека и попечительство устанавливается над детьми в возрасте до 18 лет. Следовательно, по достижении совершеннолетнего возраста (ДД.ММ.ГГГГ) и до 23-х лет (ДД.ММ.ГГГГ) истец имел реальную возможность самостоятельно поставить вопрос о реализации своих жилищных прав. Кроме того, Истомин Р.Е. действия или бездействия органов опеки и попечительства или администрации не обжаловал.
Таким образом, доводы истца о том, что по вине государственных органов он не был своевременно включен в список являются необоснованными.
Длительное нахождение в местах лишения свободы не может рассматриваться как уважительная причина необращения истца за реализацией жилищных прав как лица, оставшегося без попечения родителей. Срок содержания в местах лишения свободы не являлся непрерывным, однако истец своим правом на обращение с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда не воспользовался.
При этом суд учитывает, что в 18 лет, то есть ДД.ММ.ГГГГ, Истомин Р.Е. стал совершеннолетним, обладающим всеми правами в полном объеме. На момент достижения возраста 18 лет он в местах лишения свободы не находился, однако никаких мер для постановки на учет не предпринимал, вместе с тем, постановка на учет носит заявительный характер.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что причиной, по которой истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет, является бездействие попечителя и самого истца, не реализовавшего свое право до достижения 23 летнего возраста на постановку на такой учет путем подачи соответствующего письменного заявления в уполномоченный орган.
Таким образом, поскольку истец в связи с достижением 23-летнего возраста перестал относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, за ним не сохраняется право на обеспечение его жильем как лица указанной категории.
Вместе с тем, истец вправе обратиться с заявлением в орган местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Истомина Р.Е. отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Истомина Романа Егоровича (<данные изъяты>) к Администрации Кудымкарского муниципального округа Пермского края о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилой площади, предоставлении жилого помещения вне очереди отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21.04.2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Т.А. Щипицина