Дело № 2-217/2024
УИД 59RS0014-01-2024-000226-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Анисимовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Шалимовой А.В.,
с участием прокурора Сказочкина И.В.,
ответчика Эйниева П.М.о.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино Пермского края гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Эйниеву Парвизу Мубариз оглы о возложении обязанности проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поставить на учет объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
прокурор Верещагинского района Пермского края обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к ИП Эйниеву П.М.о. о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых на малом лесопромышленном комплексе, по адресу: Пермский край Верещагинский городской округ д.Елохи, на земельном участке с кадастровым номером: 59:16:3220106:210; возложении обязанности в срок до 01.06.2024 поставить на государственный учет в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края принадлежащий ИП Эйниеву П.М.о., оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположенный по адресу Пермский край Верещагинский городской округ д.Елохи на земельном участке с кадастровым номером: №.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ИП Эйниевым П.М.о. экологического законодательства, законодательства в сфере лесопользования, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлен ряд нарушений. ИП Эйниев П.М.о. зарегистрирован в налоговом органе с 24.04.2014. Основным видом деятельности общества является распиловка и строгание древесины. Дополнительными видами деятельности являются - Лесозаготовки, предоставление услуг по пропитке древесины, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, торговля оптовая пиломатериалами. Лесопромышленная деятельность осуществляется в производственных помещениях, расположенных на малом лесопромышленном комплексе по адресу: Пермский край; Верещагинский городской округ, д.Елохи, на земельном участке с кадастровым номером: №. ИП Эйниев П.М.о. в настоящее время осуществляет деятельность по обработке и реализации пиломатериала. Земельный участок и цех по обработке древесины (пилорама), используется для приема, размещения и обработки древесины и пиломатериалов. На пилораме, где осуществляется деятельность по обработке пиломатериала, имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (эксплуатируются рамные и ленточные пилорамы, кромкообрезные станки). Также на пилораме установлена печь, в которой производится сжигание отходов лесопиления. Изучение общедоступного ресурса ОНВОС на сайте https://uonvos.rpn.gov.ru показало, что в нарушение ст.22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на момент проведения проверки и до настоящего времени данный объект (пилорама), оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный экологический учет не поставлен, заявка о постановке объекта HBOC на такой учет в Государственную инспекцию экологии и природопользованию Пермского края, не подана. Сведений о том, что указанным уполномоченным органом отказано в постановке объекта HBOC (пилорамы) на государственный экологический учет не представлено. Кроме того, хозяйствующим субъектом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, нормативы цельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не установлены, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу отсутствует. Указанные нарушения законодательства имеют важное общественное значение, создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым, учитывая, что человек, права человека и гражданина являются высшей ценностью и гарантированы государством Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании представитель пом.прокуратура Сказочкин И.В., исковые требования уточнил, в части кадастрового номера объекта недвижимости принадлежащего ответчику, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. На удовлетворении заявленных требований настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Эйниев П.М.о. исковые требования признал, они исполнят требования прокуратуры. В целях устранения выявленных нарушений он заключил договор с ООО «СОВЭКО».
Представитель третьего лица Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, в том числе, путем, размещения информации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу пункта 2 статье 11 указанного федерального закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и др.
Понятие негативного воздействия на окружающую среду как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды дано в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 69.2 Федерального закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника (далее Федеральный закон №96-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 96-ФЗ государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктов 1,2 статьи 22 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона N96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно критериям, изложенным в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб, 2002), введенном в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2014 №14-01-333, лесопильный комплекс, предприятие по переработке древесины является стационарным источником загрязнения атмосферного воздуха.
От лесопильных комплексов в атмосферу не организованно поступает древесная пыль. Процессы рассеивания протекают в зависимости от условий стратификации и температурных режимов выбрасываемых веществ. Учитывая, что выбросы древесной пыли холодные и низкие, то в двухметровом приземном слое могут создаваться опасные приземные концентрации древесной пыли.
Согласно методическим указаниям по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности, утвержденными АО «НИИ Атмосфера» от 01.09.2015, в лесопильных цехах при распиловке лесоматериала источниками выбросов в атмосферный воздух являются станки деревообрабатывающего производства.
От указанных источников в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, углерод, сера диоксид, углерод оксид, железа оксид, марганец и его соединения, взвешенные вещества, бензпирен, бензин и другие загрязняющие вещества.
Индивидуальный предприниматель Эйниев Парвиз Мубариз оглы зарегистрирован в налоговом органе с ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП №, ИНН №). Основным видом деятельности ИП Эйниева П.М.о. является распиловка и строгание древесины, дополнительными – лесозаготовки, предоставление услуг по пропитке древесины, торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, торговля оптовая пиломатериалами, др. (л.д.10-13).
ИП Эйниев осуществляет деятельность по изготовлению пиломатериалов на малом лесопромышленном комплексе, расположенном в производственном здании по адресу: Верещагинский городской округ д.Елохи, кадастровый №.
Судом установлено, что прокуратурой Верещагинского района в период с 14.09.2023 по 13.10.2023 проведена проверка исполнения ИП Эйниевым П.М.о. экологического законодательства, законодательства в сфере лесопользования, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлены нарушения, в том числе в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха на малом лесопильном комплексе (л.д.9).
Так проверкой установлено, что производственное здание, принадлежащее ответчику, используется для приема, размещения и обработки древесины и пиломатериалов (далее пилорама). На пилораме, где осуществляется деятельность по обработке пиломатериала, имеются источники выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (эксплуатируются рамные и ленточные пилорамы, кромкообрезные станки). Также на пилораме установлена печь, в которой производится сжигание отходов лесопиления.
Изучение общедоступного ресурса ОНВОС на сайте https://uonvos.rpn.gov.ru показало, что в нарушение статьи 22 Федеральный закон №96-ФЗ ФЗ, на момент проведения проверки пилорама, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, на государственный экологический учет не поставлена, заявка о постановке пилорамы HBOC на такой учет в Государственную инспекцию экологии и природопользованию Пермского края не подана, сведений о том, что указанным уполномоченным органом отказано в постановке объекта HBOC – пилорамы, на государственный экологический учет не представлено. Кроме того, хозяйствующим субъектом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, нормативы цельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не установлены, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу отсутствует.
14.09.2023 в адрес ИП Эйниева П.М.о. и.о.прокурора района внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.14-23).
12.10.2023 в письменном ответе на представление ИП Эйниева П.М.о. указано, что представление рассмотрено, ответственные лица будут привлечены к дисциплинарной ответственности. В срок до 20.11.2023 будет заключен договор на разработку проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для производственной территории ИП Эйниева с ООО «СОВЭКО», для чего ведутся переговоры, собирается информация. В срок до 10.12.2023 ИП Эйниевым будут поданы документы на внесение объекта в реестр ОНВОС. Место складирования древесины на земельном участке с кадастровым номером: № в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет внесено, как место складирования древесины в системе ЛЕСЕГАИС, установлены средства видеофиксации и установлены ограждения с информационной табличкой. В срок до 30.11.2023 будет подана необходимая документация на перерегистрацию земельного участка с кадастровым номером: 59:16:000000061469 в качестве участка для осуществления промышленной деятельности. На месте складирования древесины на земельном участка с кадастровым номером: 59:16:3220106:210 в срок до 31.12.2023 будет оборудована площадка с твердым покрытием для хранения отходов деревообработки (л.д.24). Приказом № 12 от 12.10.2023 ИП Эйниева П.М.о. виновным лицам объявлен выговор о несоблюдении должностных обязанностей (д.д.25).
29.01.2024 ИП Эйниевым П.М.о. в адрес прокурора района направлен ответ на запрос, о том, что проект договора на разработку проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу будет заключен с ООО «СОВЭКО» в срок до 10.02.24, документы направлены в ООО. В срок до 31.03.2024 будут поданы документы на внесение объекта в реестр ОНВОС (л.д.27).
Судом установлено, что требование прокурора до настоящего времени не исполнены и нарушения требования экологического законодательств и законодательства об отходах производства и потребления, не устранены.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора, подлежат удовлетворению.
С учетом требований части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, устанавливается срок исполнения обязательства.
Представитель истца просит установить срок исполнения решения суда, в части возложения обязанности провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до 01.05.2024, в части возложения обязанности поставить на государственный учет в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края принадлежащий ему объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в срок до 01.06.2024.
Судом установлено, что только 29.03.2024 ИП Эйниев П.М.о. заключил с ООО «Совэко» договор №10-24/У на разработку и проведение согласования в государственных органах, природоохранной документации «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух», срок выполнения работ - 125 календарных дней.
В связи с чем, в сроки, указанные в иске, работы выполнены быть не могут, в связи с чем, суд определяет срок проведения инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, до 01.08.2024, в части возложения обязанности на ответчика поставить на государственный учет в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края принадлежащий ему объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, до 01.09.2024.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Эйниева Парвиза Мубариз оглы (ОГРНИП №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых на малом лесопромышленном комплексе, расположенном в производственном здании по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером: №.
Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Эйниева Парвиза Мубариз оглы (ОГРН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на государственный учет в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края принадлежащий ИП Эйниеву П.М.о., объект оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположенный в производственном здании по адресу: Пермский край Верещагинский городской округ д.Елохи, с кадастровым номером: №.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Эйниева Парвиза Мубариз оглы (ОГРНИП №) в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С. Анисимова
Мотивированное решение изготовлено – 09.04.2024.