№ 12-259/2024
РЕШЕНИЕ
29 января 2024 года г. Архангельск
Судья Октябрьского районного суда г.Архангельска Глинская Е.В., рассмотрев жалобу защитника Филипповой Е.А. – Моховиковой Е.А. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского судебного района г.Архангельска от 21 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г.Архангельска от 21 декабря 2023 Филиппова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
С указанным постановлением не согласилась защитник Филипповой Е.А. – Моховикова Е.А., подав жалобу с дополнениями, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью ее вины, либо назначить штраф с применением положений ст.4.1 КоАП РФ. В обоснование доводов указывает, что новый протокол об административном правонарушении не содержит данных о том, что он являлся протоколом с изменениями и не указана причина изменений. Не отрицая, что доступ на страницу имели все без ограничения пользователи сети, видеозапись размещена в социальных сетях исключительно для личных целей и не предназначена для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетнего возраста. Указание некоторыми пользованиями своего возраста менее 18 лет не является безусловным основанием для признания факта, что видеозапись распространена среди лиц несовершеннолетнего возраста. Обращает внимание, что умысла на совершение публичных действий, направленных на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений у Филипповой не было. Кроме того, она не была извещена о времени и месте составления протокола, копия которого в ее адрес не направлена, а также о времени и месте судебного заседания, не ознакомлена с определением о назначении экспертизы. Экспертиза проведена с нарушением закона, поскольку ее проводил один эксперт, в то время как назначена комплексная экспертиза, отсутствует дата, подтверждающая разъяснение эксперту прав и обязанностей об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ. Просит учесть, тяжелое материальное положение Филипповой, удаление всех записей в настоящее время со страницы «Вконтакте», применить положения ст.4.1 КоАП РФ.
В судебное заседание Филиппова Е.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла.
Ее защитник Моховикова Е.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы и дополнения к ней по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что в настоящее время доступ на страницу в сети «Вконтакте» закрыт, все записи удалены, просила снизить размер назначенного наказания.
Проверив дело в полном объёме, рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав видеозаписи и письменные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 4 указанной статьи действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов до пяти миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон № 124-ФЗ) установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, признается информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с данным законом.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, пропагандирующая либо демонстрирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения (пункт 4.1 части 2 статьи 5 Закона № 436-ФЗ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 № 24-П разъяснено, что осуществление гражданами права на распространение информации, касающейся вопросов сексуального самоопределения личности, не должно нарушать права и свободы других лиц, а в правовом регулировании данного права, равно как и иных прав и свобод человека и гражданина, должен обеспечиваться баланс конституционно значимых ценностей. Учитывая деликатность таких вопросов, как относящихся к сфере индивидуальной автономии, и не посягая на само ее существо, государство вправе вводить на основе требований Конституции Российской Федерации определенные ограничения на деятельность, связанную с распространением подобной информации, если она приобретает агрессивный, навязчивый характер и способна причинить вред правам и законным интересам других лиц, прежде всего несовершеннолетних, и является оскорбительной по форме.
Согласно Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 38; п. "ж" ч. 1 ст. 72). Семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства.
Конституционным признанием ценностей семьи, материнства, отцовства, детства определяются, в частности, характер и содержание правового регулирования в сфере государственной защиты прав несовершеннолетних, которое, должно в приоритетном порядке гарантировать им защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, с тем, чтобы обеспечить безопасность каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях.
Основанием для привлечения Филипповой Е.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 6.21 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что 7 августа 2023 года около в 14 часов 22 минуты находясь в служебном помещении в кабинете № 402, расположенном по адресу: город Архангельск, ул. Вологодская, дом 37, старшим оперуполномоченным отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области майором полиции Д.А.Л. установлено, что Филиппова Е. А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., разместила на своей странице в социальной сети «Вконтакте» под именем «Е. Филиппова» <данные изъяты>), доступ к которой имеют пользователи без ограничения, в том числе и несовершеннолетние, видеоматериалы пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтений, либо смены пола, выразившееся в распространении информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, и (или) предпочтений, либо смены пола, или искаженного представления асоциальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях и (или) предпочтений либо смене пола, вызывающей интерес к таким отношениями (или) предпочтениям либо смене пола с применением средств массовой информации среди несовершеннолетних, в которых не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, а именно: 21.09.2021 размещена видеозапись <данные изъяты>
Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, мировой судья пришёл к правильному выводу о виновности Филипповой Е.А. в совершении инкриминируемого ей деяния и квалификации ее действий по статье ч.4 ст.6.21 КоАП РФ.
Правильность выводов мирового судьи о событии указанного административного правонарушения и вине Филипповой Е.А. в его совершении подтверждается приведёнными в постановлении доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и оценены мировым судьёй по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, в связи с чем доводы об обратном являются несостоятельными.
Утверждения об отсутствии в действиях Филипповой состава административного правонарушения не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Так, тот факт, что размещенная Филипповой Е.А. на общедоступной Интернет-странице информация, направленна на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, образцы которой имеются в материалах дела, объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств, в числе которых представлено экспертное заключение от 11.09.2023 г. П.Е.И., которым установлено, что в представленных на экспертизу материалах содержится информация, направленная на формирование нетрадиционных сексуальных установок, на формирование привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, и содержится информация, направленная на возбуждение интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям.
У суда не имеется оснований не доверять выводам эксперта. Экспертное заключение отвечает требованиям статей 17, 18 Закона № 436-ФЗ, Порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 августа 2012 г. № 217.
Название в постановлении о назначении от 22 августа 2023 года экспертизы как комплексной, а также наименование постановления вместо определения о незаконности ее проведения не свидетельствует. Кроме того, проведение экспертизы поручено эксперту-психологу П.Е.И., имеющей соответствующее образование, предупрежденной об административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о нарушении права на защиту в связи с неизвещением о составлении протокола об административном правонарушении и о времени и месте судебного заседания, опровергаются материалами дела.
Так, в силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 этого Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Выполняя требования статьи 29.4 КоАП РФ, Филипповой Е.А. по месту ее жительства направлялись уведомления как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте судебного заседания.
Данные письма были возвращены отправителям в связи с истечением срока хранения в отделении почтовой связи.
Таким образом, вопреки утверждению подателя жалобы, Филиппова Е.А. надлежащим образом извещалась о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.
Филиппова Е.А. при должной степени контроля поступающей по месту ее жительства корреспонденции имела возможность своевременно получить направленное ей почтовое отправление.
Согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, считается извещённым о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Наличие несовершеннолетних лиц среди указанных друзей Филипповой и умысла на размещение запрещенной информации подтверждается материалами дела.
Кроме того, оставлен без внимания то факт, что данная страница является открытой, то есть всю информацию, размещенную на странице Филипповой, может просматривать любой пользователь данного интернет-ресурса, даже не входящий в число ее друзей. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что Филиппова Е.А. сознательно допускала, что среди получателей изложенной на созданной ею интернет-странице в социальных сетях могут быть несовершеннолетние лица, что подтверждается тем, что в число участников группы входили лица, не достигшие 18 лет.
Мировой судья в постановлении дал полное и логически обоснованное объяснение выводам о виновности Филипповой Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьёй 6.21 КоАП РФ.
По существу в жалобе не содержится каких-либо новых объективных данных и доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение правильность выводов мирового судьи о виновности Филипповой Е.А. в совершении административного правонарушения. Правонарушение является длящимся, обнаружено 7 августа 2023 года.
Кроме того, все доводы уже были предметом судебной проверки и обоснованно отвергнуты мировым судьей с приведением убедительных мотивов принятого решения.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания.
Согласно частям 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании, Филиппова Е.А. <данные изъяты> добровольно удалила все видеозаписи со страницы.
Принимая во внимание все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, личность и имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность (устранение допущенного нарушения), в целях обеспечения принципов равенства, пропорциональности, соразмерности при применении мер административной ответственности, призванных не допустить ограничения имущественных прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 100000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Изменением постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В остальной части обжалуемое постановление следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4 ░░. 6.21 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 100000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12-30.19 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░