Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-261/2022 ~ М-222/2022 от 03.11.2022

УИД 22RS0062-01-2022-000284-66

Дело № 2-261/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чарышское 09 декабря 2022 года

Чарышский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Головиной О.Е.,

при секретаре Пташенчук Е.В.,

с участием процессуального истца помощника прокурора Чарышского района Шемякина В.М., представителя ответчика Ладыгиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чарышского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Березка» о признании незаконным бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чарышского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ детский сад «Березка» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В обоснование исковых требований указывал, что в ходе проведенной проверки в МБДОУ детский сад «Березка» установлено отсутствие дублирования необходимой информации, выраженное в отсутствие графически оформленного знака, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля, указывающего, что данное здание является зданием образовательного учреждения, кроме того, отсутствуют перилла и пандус. *** в адрес и.о. заведующего МБДОУ детский сад «Березка» внесено представление. Согласно ответу на представление прокурора, выявленные нарушения будут устранены к 2026 году. *** прокуратурой Чарышского района проведена проверка деятельности МБДОУ детский сад «Березка» без взаимодействия с образовательным учреждением в ходе которой установлено, что нарушения, отраженные в представлении прокурора Чарышского района от *** не устранены: не обеспечено дублирование необходимой информации, выраженное в отсутствие графически оформленного знака, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля, указывающего, что данное здание является зданием образовательного учреждения, также отсутствуют перилла, пандус. Отсутствие носителя информации нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и не обеспечивает им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Это выражается в невозможности ими идентифицировать объекты социальной инфраструктуры, а наличие данных препятствий не позволяет свободно, своевременно войти в объекты социальной инфраструктуры.

В судебном заседании помощник прокурора Чарышского района Шемякин В.М. требования поддержал.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Березка» и.о. заведующего Ладыгина Т.В. в судебном заседании частично согласилась с исковыми требованиями, дополнительно пояснила, что на 2023-2024 г.г. планируется капитальный ремонт здания детского сада, в который заложено устройство пандуса в том числе.

Представители третьих лиц ---, комитета по образованию администрации ---, извещенные надлежаще, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не направляли.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при установленной явке.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9).

Из содержания частей 2 и 3 ст. 9 указанного Федерального закона следует, что социально-средовая реабилитация, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно положениям ст. 30 указанного Федерального закона, проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ № 1309 от 9.11.15 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Таким образом, на здание МБДОУ детский сад «Березка», как объект социальной инфраструктуры и образовательное учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

Судом установлено, что прокуратурой Чарышского района Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МБДОУ детский сад «Березка».

Проведенной проверкой было установлено, что по состоянию на *** в помещении МБДОУ детский сад «Березка», расположенного по адресу: ул. Советская, 22, с. Чарышское Чарышского района Алтайского края, дублирование звуковой и зрительной информации, необходимой для инвалидов, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, пандусом и периллами, не обеспечено.

Согласно информации и.о. заведующего МБДОУ «Детский сад «Березка» Ладыгиной Т.В. от ***, следует, что паспорт МБДОУ детский сад «Березка» доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания необходимой помощи по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, указанный паспорт размещен на сайте МБДОУ «Детский сад «Березка». Все нарушения будут устранены к 2026 году.

*** по фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес руководителя МБДОУ детский сад «Березка» было внесено представление к принятию исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений.

*** прокуратурой Чарышского района проведена проверка деятельности МБДОУ «Детский сад «Березка» без взаимодействия с образовательным учреждением в ходе которой установлено, что нарушения, отраженные в представлении прокурора Чарышского района от *** не устранены: не обеспечено дублирование необходимой информации, выраженное в отсутствие графически оформленного знака, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля, указывающего, что данное здание является зданием образовательного учреждения, также отсутствуют перилла, пандус.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время здание МБДОУ детский сад «Березка» не оснащено периллами и пандусом, также не обеспечено дублирование необходимой информации, выраженное в отсутствие графически оформленного знака, выполненного рельефно-точечным шрифтом Брайля, указывающего, что данное здание является зданием образовательного учреждения. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.

Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности оснащения МБДОУ детский сад «Березка» указанными истцом элементами (таблички Брайля, пандус, перилла) для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения.

Доказательств тому, что были предприняты необходимые меры по обеспечению доступа маломобильных групп населения и инвалидов в указанное выше здание, в том числе путем альтернативных форм обслуживания, ответчиком также не представлено.

Довод представителя ответчика о том, что на 2023-2024 годы планируется проведение капитального ремонта, в ходе которого будут устранены выявленные прокуратурой нарушения, не является основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку в настоящее время нарушения не устранены, даты начала ремонта не определены.

В связи, с чем суд, признает незаконным бездействие МБДОУ детский сад «Березка» в необеспечении размещения на здании администрации сельсовета, расположенном по адресу: с. Чарышское, ул. Советская, 22 Чарышского района Алтайского края, носителя информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне для обеспечения беспрепятственного входа, пандуса и перилл в здание детского сада; считает необходимым возложить на ответчика обязанность по обеспечению размещения на здании детского сада, расположенном по адресу: с. Чарышское, ул. Советская, 22 Чарышского района Алтайского края, носителя информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, пандуса и перилл, с учетом характера, предъявляемых к ответчику исковых требований, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку исковые требования прокурора относятся к исковым заявлениям неимущественного характера, прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга физических лиц, то суд в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Чарышский район Алтайского края» государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чарышского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад «Березка» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Березка» по необеспечению образовательного учреждения графически оформленным знаком, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля, указывающего, что данное здание является зданием образовательного учреждения, перилл и пандуса входной группы.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» обеспечить образовательное учреждение графически оформленным знаком, выполненным рельефно-точечным шрифтом Брайля, указывающего, что данное здание является зданием образовательного учреждения, периллами и пандусом входной группы в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МБДОУ детский сад «Березка» в доход бюджета муниципального образования «Чарышский район Алтайского края» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Чарышский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

    

Судья             О.Е. Головина

Мотивированное решение изготовлено 12.12. 2022 года

2-261/2022 ~ М-222/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Чарышского района
Ответчики
МБДОУ "Детский сад Березка"
Другие
Администрация Чарышского района
Комитет по образованию администрации Чарышского района
Суд
Чарышский районный суд Алтайского края
Судья
Головина Ольга Евгеньевна
Дело на странице суда
charishsky--alt.sudrf.ru
03.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2022Передача материалов судье
10.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее