Судья: Андреева Е.А. Дело № 33а-4883/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 апреля 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Клюева С.Б., Осиповой С.К.,
при секретаре – Моревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Пименовой И.В. в лице представителя Ковалевой О.Г. на решение Волжского районного суда Самарской области от 5 февраля 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Пименовой И.В. и её представителя Ковалевой О.Г. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пименова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГОБУ Центр занятости населения Печенгского района Мурманской области о признании незаконным отказа в признании безработной, указав в обоснование, что с 09.04.2001 она работала в должности ведущего бухгалтера в отдельной военно-строительной роте № 437 <адрес>, 20.12.2006г. уволена в связи с ликвидацией роты. 26.12.2006 Пименова И.В. обратилась в службу занятости и состояла на регистрационном учете в качестве безработной по 30.10.2007, в указанный период неоднократно проходила перерегистрацию в качестве безработной. 01.08.2018 Пименова И.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче справки о периодах, засчитываемых в трудовой стаж. Письмом от 01.08.2018 административный ответчик разъяснил, что Пименова И.В. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, но не была признана безработной, пособие по безработице не назначалось, периоды безработицы, включаемые в страховой стаж, отсутствуют. По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку решение о признании её безработной должно было быть вынесено не позднее 11 дней со дня предъявления ею соответствующих документов в орган службы занятости. Она зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, на неё заведена карточка персонального учета, что подтверждается письмом ГОБУ Центр занятости населения Печенгского района Мурманской области от 15.08.2017 №1080 о её перерегистрация в качестве безработной. В период с 04.12.2000 до 05.09.2006 супруг истца Пименов Е.Г. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в военной части №08275 Ленинградского военного округа, в <адрес>. Пименова И.В. является членом семьи военнослужащего, состояла на регистрационном учете по месту пребывания, поэтому отказ о признании её безработной в связи с отсутствием постоянной прописки по месту жительства является незаконным и нарушает её права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пименова И.В. просила суд признать незаконным действия ГОБУ Центр занятости населения Печенгского района Мурманской области, выразившиеся в отказе в признании безработной; обязать административного ответчика признать её безработной в период с 26.12.2006 по 30.10.2007 и выплатить пособие по безработице с 26.12.2006 по 30.10.2007 в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 5 февраля 2019 года административное исковое заявление Пименовой И.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Пименова И.В. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных административных требований.
В заседании судебной коллегии Пименова И.В. и её представитель Ковалева О.Г. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Другие лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 данной же статьи решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании ст. 31 указанного Закона принимается и решение о назначении пособия по безработице.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным (п. 16). Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется учреждениями службы занятости в случаях: признания в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения граждан занятыми (п. 23).
Из материалов дела следует, что 26.12.2006 Пименова И.В. обратилась в ГОУ Центр занятости населения Печенгского района Мурманской области за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, после увольнения 20.12.2006 из 437 отдельной военно-строительной роты пгт. Печенга по причине ликвидации организации, зарегистрирована путем внесения её персональных данных в реестр получателей государственных услуг, оформлена карточка персонального учета гражданина ищущего работу №360006/0661 от 26.12.2006.
Из свидетельства №676 о регистрации по месту пребывания, выданного О УФМС России по Мурманской области 17.11.2006, усматривается, что Пименова И.В. на момент подачи заявления от 26.12.2006 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 17.11.2006 по 15.11.2011.
01.08.2018 Пименова И.В. обратилась в ГОБУ Центр занятости населения Печенгского района Мурманской области с заявлением о выдаче справки о периодах, засчитываемых в трудовой стаж.
Письмом от 01.08.2018 исх. № 05/1397 административный ответчик разъяснил, что Пименова И.В. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, и не признана безработной, соответственно, пособие по безработице ей не назначалось, периоды безработицы, включаемые в страховой стаж, отсутствуют.
Отказывая Пименовой И.В. в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (26.12.2006) и постановке в тот же день на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, решение о признании безработной или об отказе в признании безработной в отношении Пименовой И.В. административным ответчиком в установленном законом порядке не принималось. На регистрационном учете в статусе безработного в ГОУ Центр занятости населения Печенгского района Мурманской области Пименова И.В. не состояла. В связи с чем суд пришел к выводу, что незаконности действий административного ответчика, повлекших нарушение прав административного истца при рассмотрении его заявления, по делу не установлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что приказ о признании Пименовой И.В. безработной, как этого требует Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458, не выносился, статус безработного Пименовой И.В. не присваивался, пособие по безработице ей не выплачивалось. Пименова И.В. принята на регистрационный учет как гражданин, ищущий работу.
В карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, указаны следующие данные - семейное положение: не замужем; сведения о заработной плате с последнего места работы – отсутствуют; дата признания безработным и дата приказа о признании безработным – отсутствуют; в разделе подтверждающие документы содержатся сведения о свидетельстве о регистрации по месту пребывания №676, и о постоянном месте жительстве жительства по адресу: <адрес>.
В карточке персонального учета гражданина, ищущего работу №360006/0661 от 26.12.2006 Пименова И.В. подтвердила личной подписью достоверность сведений, предоставленных ею для регистрации в поисках подходящей работы, также подтвержден факт ознакомления и согласия с информацией в карточке персонального учета гражданина, ищущего работу.
За период нахождения на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы с 26.12.2006 и по последнее зафиксированное посещение, Пименова И.В. не предпринимала попыток выяснения причины невыплаты пособия по безработице, из чего следует, что ей было известно, что статус безработного ей не присваивался. 30.10.2007 в связи с длительной неявкой в центр занятости карточка персонального учета закрыта, дело передано в архив.
Таким образом, пособие по безработице Пименовой И.В. не могло быть назначено ввиду отсутствия регистрации в качестве безработной.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что действия административного ответчика являются правомерными и соответствуют требованиям нормативных актов, приведенных выше, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требования является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы Пименовой И.В., приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что она зарегистрирована в качестве безработной, что подтверждается письмом ГОБУ Центр занятости населения Печенгского района Мурманской области от 15.08.2017 №1080 о её перерегистрация в качестве безработной, несостоятельны, поскольку данное письмо информирует Пименову И.В. в ответ на её обращение о возможности получения справки для получения сохраненной заработной платы на период трудоустройства за 6 (шестой) месяц по последнему месту работы, в соответствии со ст. 318 ТК РФ, согласно которой орган занятости вправе принять решение о сохранении за работником среднего заработка, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Доводы жалобы о допущенном административным ответчиком в 2007 году бездействии, выразившемся в не признании её безработной, не могут быть приняты во внимание, как находящиеся за рамками предмета рассмотрения настоящей апелляционной жалобы на судебное постановление по административному делу о признании незаконным отказа в признании Пименовой И.В. безработной.
Ссылки в жалобе на то, что судом первой инстанции оставлена без внимания правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 06.02.2003 N 105-О, от 29.09.2011 N 1167-О-О, согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, с учетом установленных по делу обстоятельств правового значения не имеют, поскольку государственным учреждением службы занятости населения не принималось решение об отказе в признании Пименовой И.В. безработным, в том числе, по мотиву отсутствия у неё регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания.
Кроме того, административным истцом пропущен срок обращения в суд, уважительные причины пропуска срока не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются на предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут явиться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если пропуск срока имел место без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).
Вместе с тем в силу положений части 7 этой же статьи пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено поименованным кодексом.
Из содержания заявления, приложенных к нему документов следует, что Пименовой И.В. о том, что она не зарегистрирована в качестве безработной и ей не выплачивается пособие по безработице, стало известно не позднее января 2007 года (истечение 11 дневного срока со дня обращения Пименовой И.В. с заявлением от 26.12.2006). Заявление в суд подано спустя 11 лет, с пропуском установленного законом срока.
При этом каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и невозможности обжалования действий (бездействия) административного ответчика в установленный процессуальным законом срок, Пименовой И.В. не указано, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено, что в силу части 8 статьи 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 5 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пименовой И.В. в лице представителя Ковалевой О.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –