№
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 4 марта 2024 года
(мотивированное решение изготовлено 12 марта 2024 года)
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чеблуковой М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Караваевой Ю.Н.,
с участием: представителя истца Гасановой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 7 к Соловьевой ФИО6 о взыскании денежных средств государственной социальной помощи, выплаченных на основании социального контракта использованных не по назначению,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной политики № 7 обратилось в Тавдинский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к ответчику Соловьевой О.Н., в котором просит взыскать с ответчика в пользу бюджета Свердловской области денежные средства выплаченные по социальному контракту и использованные не по назначению, в размере 250 000 рублей.
В обоснование иска указано, что 30 мая 2022 года в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №7 через МФЦ в г. Тавда поступило заявление ответчика о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п. 2-2 ст. 4 Закона Свердловской области № 126-03 «Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области». 23 июня 2022 года на основании заявления и приложенных к заявлению документов, а также сведений, поступивших в порядке электронного межведомственного взаимодействия, подтверждающих условия осуществления государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренные п. 2-2 ст. 4 Закона Свердловской области № 126-03, Управлением принято решение о назначении ответчику государственной социальной помощи на основании социального контракта. 23 июня 2022 года на заседании экспертной комиссии в присутствии заявителя определена цель реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в этот же день между управлением и ответчиком заключен и подписан социальный контракт № с целью реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (приобретение оборудования, материально-производственных запасов и аренду). Управлением принято решение о выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта (ИПД) в размере 250 000 рублей. Подпунктом 6.1. социального контракта от 23 июня 2022 года установлено, что стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с настоящим социальным контрактом. На основании п. 6-1.1. социального контракта основаниями для прекращения (досрочного расторжения) социального контракта являются, в том числе: невыполнение заявителем условий социального контракта и (или) неисполнение заявителем мероприятий программы социальной адаптации семьи. Обязательство по выплате государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей исполнены Управлением надлежащим образом и в установленные сроки, единовременная денежная выплата государственной социальной помощи в указанном размере получена ответчиком на расчетный счет ПАО «Банк Синара» в июле 2022 года. В ходе проведенных контрольных мероприятий выявлены факты неисполнения ответчиком обязательств, взятых на себя в соответствии с исполнением социального контракта: покупка оборудования и материалов произведена не в полном объеме; документы, подтверждающие производственные расходы предоставлены в Управление не в полном объеме; заявленная деятельность по производству тротуарной плитки в период действия социального контракта и по его окончании не осуществлялась; программа социальной адаптации выполнена не в полном объеме. Ответчику неоднократно рекомендовано исполнить принятые на себя обязательства, предусмотренные социальным контрактом. На основании п. 2.1. ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно подп. 10 п. 3.1. социального контракта заявитель обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае непредставления документов, подтверждающих приобретение основных средств и материально-производственных запасов, либо в случае нецелевого расходования денежных средств. 113 июля 2023 года ответчику вручено досудебное уведомление, в котором предложено в течение 30 дней с момента получения досудебного уведомления произвести возврат всей суммы 250 000 рублей социального контракта в добровольном порядке. Попытки урегулировать вопрос о возврате денежных средств государственной социальной помощи в добровольном порядке оказались безрезультатными. На момент подачи искового заявления ответчиком не принято мер по возврату денежных средств государственной социальной помощи в размере 250 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, по указанным в иске основаниям. Суду пояснила, что Соловьева О.Н. получила государственную социальную помощь в размере 250 000 рублей, однако отчет предоставила не на полную сумму контракта. Ответчиком приобретено товаров на сумму 157 391 рубль, не представлен отчет на сумму 92 000 рублей. Индивидуальная предпринимательская деятельность ответчиком не осуществлялась и не осуществляется.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по адресам проживания, указанным в материалах дела: <адрес>, и <адрес> Направленные судебные извещения возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения почтовой корреспонденции.
Особенности оказания услуг почтовой связи в отношении почтовой корреспонденции разряда "Судебное" установлены Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений", утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019 года № 98-п.
Согласно абз. 4 п. 11.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, почтовые отправления разряда "Судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Аналогичное положение содержится в п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (ред. от 27 марта 2019 года).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из принципа добросовестности и положений ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неполучения уведомления адресатом по зависящим от него обстоятельствам, недобросовестный адресат считается получившим соответствующее уведомление.
Поскольку ответчик в течение срока хранения заказной корреспонденции не явился без уважительных причин за получением судебной корреспонденции по приглашению органа почтовой связи, суд расценивает поведение ответчика как отказ от получения судебного извещения с целью уклонения от явки в суд, как следствие - злоупотребление правом, которое нарушает право другой стороны на судебную защиту своих прав и интересов.
Согласно ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает неявку ответчика неуважительной и полагает возможным в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Представитель истца против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
Определением суда при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Свердловской области, представитель которого в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении с судебного извещения. Уважительной причины не явки, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представлено.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона "О государственной социальной помощи" орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области", согласно ст. 7-1 которого государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с федеральным законом оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 7-2 этого же Закона государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на основании заявления трудоспособного члена малоимущей семьи или трудоспособного малоимущего одиноко проживающего гражданина о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Рассмотрение территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта и назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляются в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области в соответствии с данным Законом.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 сентября 2014 года № 814-ПП "О реализации ст. 7-2 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи, материальной помощи и предоставлении социальных гарантий отдельным категориям граждан в Свердловской области" утверждена форма социального контракта. Приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации семьи, которая включает: план мероприятий по социальной адаптации, а также смету затрат, в которой подлежат указанию наименование приобретенной техники, оборудования, материалов и иного, сумма, а также заключение об эффективности проведенных мероприятий.
В силу подп. 11 п. 3.2 указанной формы социального контракта заявитель обязан в случае реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности дополнительно возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе (в случае ее прекращения в период действия социального контракта), а также в случае выявления Управлением факта нецелевого использования заявителем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями данного социального контракта.
Статьей 7-3 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 126-ОЗ предусмотрено, что оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть прекращено территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством (ч. 1). Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения принимает меры по взысканию сумм, полученных с нарушением условий оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленных нормативным правовым актом Правительства Свердловской области с учетом правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2).
Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Соловьева О.Н. обратилась в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 7 с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п. 2-2 ст. 4 Закона Свердловской области № 126-03.
23 июня 2022 года на основании заявления Соловьевой О.Н. истцом принято решение о назначении ответчику государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты в размере 250 000 рублей.
23 июня 2022 года, с целью реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, между Управлением социальной политики № 7 и Соловьевой О.Н. заключен социальный контракт №, сроком действия с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года, предметом которого является сотрудничество между сторонами по реализации программы социальной адаптации малоимущей семьи на период действия социального контракта в целях максимальной социальной реабилитации, повышения уровня и качества жизни заявителя (и членов его семьи).
Условиями социального контракта предусмотрено, что государственная социальная помощь по настоящему социальному контракту предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей на приобретение оборудования, материально-производственных запасов и аренду в месяце, следующем за месяцем заключения социального контракта, путем перечисления единовременной денежной выплаты на банковский счет ответчика (п. 4.1, п. 4.2 социального контракта).
Пунктом 3.1 социального контракта предусмотрено, что Соловьева О.Н. обязана выполнять программу социальной адаптации малоимущей семьи в полном объеме в установленные сроки, предпринимать активные действия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации; в период действия социального контракта ежемесячно, до 5 числа, представлять в Управление информацию в письменной форме о выполнении мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи с приложением соответствующих документов; расходовать государственную социальную помощь, полученную на основании социального контракта, на мероприятия и цели, указанные в программе социальной адаптации малоимущей семьи; уведомить Управление в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи, предпринимательской деятельности в период действия социального контракта; встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы по Свердловской области в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в Управление документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае непредставления документов, подтверждающих приобретение основных средств и материально-производственных запасов либо в случае нецелевого расходования денежных средств; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе (в случае ее прекращения в период действия социального контракта).
В силу п. 6-1 социального контракта основанием для прекращения (досрочного расторжения) социального контракта с заявителем являются, в частности, невыполнение заявителем условий социального контракта и (или) неисполнение заявителем мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
Изменение социального контракта, в том числе в части изменения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, продления срока его действия, осуществляется путем заключения сторонами дополнительного соглашения (п. 8.3).
Согласно информации о выплате за июль 2022 года денежные средства в размере 250 000 рублей перечислены на счет Соловьевой О.Н. 27 июля 2022 года.
Программой социальной адаптации предусмотрены следующие мероприятия: покупка оборудования и материалов (срок исполнения 1 июля 2022 года – 31 августа 2022 года), представить в Управление подтверждающие документы о произведенных расходах (срок исполнения с 1 сентября 2022 года по 30 сентября 2022 года); осуществление деятельности в качестве самозанятого (срок исполнения с 1 сентября 2022 года по 30 июня 2023 года), реализация произведенной продукции (исполнения с 1 августа 2022 года по 30 июня 2023 года), ежемесячное информирование Управления о выполнении мероприятий программы социальной адаптации (срок исполнения с 1 августа 2022 года по 30 июня 2023 года).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 11 ноября 2022 года Соловьева О.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28 июля 2022 года.
Согласно контрольному заключению специалиста, осуществляющего сопровождение социального контракта по проведенным мероприятиям, основные средства приобретены не в полном объеме, отчет предоставлен не на всю сумму. В связи с мобилизацией супруга заявителя деятельность по производству тротуарной плитки не ведется. Соловьева О.Н. игнорирует все обращения по телефону, в связи с чем был осуществлен выезд на дом. Соловьева О.Н. обязалась предоставить в управление все документы, однако этого не сделала.
13 июля 2023 года Соловьевой О.Н. вручено досудебное уведомление, в котором ей предложено произвести возврат всей суммы социального контракта в течение тридцати дней с момента получения досудебного уведомления, поскольку при проверке личного дела установлено невыполнение условий социального контракта и программы социальной адаптации, в частности: не представлены документы, подтверждающие приобретение основных средств на сумму 92 609 рублей; установлено нецелевое расходование денежных средств - приобретено имущество, не заявленное в бизнес-плане (бочка, БАС-130, мешки, краскораспылитель, переходник, колодка, ГСМ, клеенка, хомуты, шланг, отсев); не предоставлены ежемесячные отчеты о получении дохода по налогу на профессиональный доход с 1 августа 2022 года по 30 апреля 2023 год.
До настоящего времени все документы, подтверждающие расходование денежных средств на приобретение основных средств ответчиком Соловьевой О.Н. не представлены, требование досудебного уведомления не исполнено.
16 октября 2023 года специалистами Управления социальной политики № 7 составлено заключение об эффективности проведенных мероприятий, согласно которому мероприятия программы социальной адаптации выполнены не в полном объеме, уровень и качество жизни семьи заявителя не повысились.
Разрешая спор, суд исходит из того, что заключение социального контракта направлено на стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, при этом гражданин, получивший выплату, связан обязательствами социального контракта, по которому должен был освоить выделенные государством целевые средства для начала своей предпринимательской деятельности, в последующем представить отчет об использовании этих средств.
Суд принимает во внимание, что после заключения социального контракта ответчиком предприняты меры по освоению денежных средств, приобретена часть оборудования и товаров, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в рамках социального контракта, ответчиком представлены сведения, подтверждающие расходование денежных средств на приобретение указанных товаров, то есть по их целевому назначению.
Судом из представленных истцом документов установлено, что с целью исполнения социального контракта ответчик Соловьева О.Н. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, приобрела часть товаров, которые отражены в программе социальной адаптации и учтены истцом, в частности: ведро оцинкованное, минимойка, лопата, цемент, тачка, поддоны, вибростол, компрессор, формы, гидравлическая тележка, на общую сумму 157 391 рубль.
Кроме того, Соловьевой О.Н. истцу были представлены договоры купли-продажи от 1 августа 2022 года (покупка Бас-130), от 30 июля 2022 года (покупка бочки пластиковой), от 2 августа 2022 года (покупка отсева), чеками переводов через Систему быстрых платежей от 1 августа 2022 года № 60 на сумму 55 000 рублей, от 30 июля 2022 года № 54 на сумму 2000 рублей, от 2 августа 2022 года № 64 на сумму 1 000 рублей, и кассовые чеки на приобретение дополнительных товаров: черенка, шланга для воды, полиэтиленовых пакетов? хомутов для шланга, краскораспылителя, переходников, колодки, средства для бетона и раствора на сумму 3 851 рубль.
Таким образом, с целью осуществления предпринимательской деятельности в рамках социального контракта ответчиком Соловьевой О.Н. были приобретены товары на общую сумму 219 242 рубля.
Приобретение товара с расхождением по наименованию, а также товаров, не указанных в бизнес-плане не свидетельствует о невыполнении программы социальной адаптации в полном объеме. Приобретенные товары (бочка, БАС-130, мешки, краскораспылитель, переходник, колодка, ГСМ, клеенка, хомуты, шланг, отсев) относятся к средствам, необходимым для неоднократного и постоянного использования в целях осуществления деятельности связанной с производством тротуарной плитки, и могут быть использованы ответчиком при выполнении указанных работ в дальнейшем.
С учетом изложенного, суд считает, что приобретение оборудования и товаров, характеристики которого не соответствуют установленной смете либо которое сметой не предусмотрено, не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств полученных в качестве мер социальной помощи, и действия Соловьевой О.Н. не подлежат квалификации как недобросовестные. Суд также отмечает, что часть товаров приобретена Соловьевой О.Н. по значительно меньшей стоимости, установленной бизнес-планом.
Не является основанием для взыскания с ответчика денежных средств, полученных в рамках социального контракта непредставление ответчиком ежемесячных отчетов о получении дохода по налогу на профессиональный доход с 1 августа 2022 года по 30 апреля 2023 года.
При этом, суд учитывает, что согласно представленному Соловьевой О.Н. бизнес-плану реализация проекта должна осуществляться силами семейного подряда, в том числе силами супруга заявителя.
Из заключения специалиста, осуществляющего сопровождение социального контракта от 30 июня 2023 года, следует, что деятельность по изготовлению тротуарной плитки, предусмотренная социальным контрактом ответчиком Соловьевой О.Н. не ведется в связи с мобилизацией ее супруга Соловьева Е.А. 29 сентября 2022 года.
Данное обстоятельство, по мнению суда, является уважительной причиной невыполнения ответчиком условий социального контракта, поскольку от воли и действий ответчика не зависит. Социальный контракт заключен до издания Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", и мобилизация граждан не могла быть учтена при заключении социального контракта в июне 2022 года.
Доказательств того, что приобретенное оборудование не может использоваться ответчиком для предпринимательской деятельности, что она уведомлена о необходимости согласовать с сотрудниками Управления изменения наименования, марки, стоимости приобретаемого оборудования при ее повышении или при отсутствии в продаже указанного в бизнес-плане оборудования, а также о последствиях, которые наступят, если она приобретен иное, чем указано в бизнес-плане оборудование, истцом в суд не представлено.
Суд обращает внимание, что установленное Конституцией РФ комплексное право на социальное обеспечение не освобождает государство от корреспондирующей конституционной обязанности по гарантированию материальной обеспеченности граждан при наступлении социальных рисков (в том числе в рамках обязательственных отношений по социальному контракту), а, напротив, обусловливает выработку оптимальных механизмов регулирования отношений в этой сфере. Стремление к получению отчетности негативно сказывается на итоговой результативности социального контракта, ставит под угрозу финансовой зависимости граждан, фактически выполняющих мероприятия программы социальной адаптации, и не приводит к улучшению их материального положения как первоочередной задачи данного вида социальной помощи.
Суд учитывает, что получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются лица, имущественная обеспеченность которых фактически является критической, что побуждает их обращаться к государству за помощью для повышения уровня жизни. Взыскание в полном объеме выплаченных на основании социального контракта денежных сумм вследствие непредставления отчетности по целевому использованию выделенных средств поставит семью ответчика в еще более затруднительное материальное положение.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика денежных средств в заявленном истцом размере – 250 000 рублей и считает подлежащим взысканию с Соловьевой О.Н. неосвоенной ею суммы социального контракта в размере 30 758 рублей (250 000 – 219 242).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По настоящему делу иск заявлен к Соловьевой О.Н. не освобожденной от уплаты государственной пошлины, в связи с этим с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1122 рубля 74 копейки, так как заявленные Управлением социальной политики № 7 исковые требования имущественного характера подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 7 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░8, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30758 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1122 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 74 (░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.