Дело № 2-958/2022
УИД 43RS0017-01-2022-001190-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 14 июня 2022 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,
при секретаре Сивковой Е.Е.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по *** в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** в *** – ФИО2, представителя ответчика ООО СХП «Мясомолочный» - директора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-958/2022 по иску Управления Роспотребнадзора по *** в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** в ***, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО СХП «Мясомолочный» о возложении обязанностей,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по *** в *** обратились в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО СХП «Мясомолочный» о возложении обязанностей.
В обоснование иска указано, что ООО СХП «Мясомолочный» зарегистрированы в качестве юридического лица, основным видом экономической деятельности ответчика является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, дополнительным видом деятельности является – выращивание зерновых культур. Согласно экспертному заключению ***-Д от *** ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ***» на проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ для объектов ООО СХП «Мясомолочный», в состав предприятия входят промплощадка ***, расположенная по адресу: ***, которая в своем составе имеет: участок *** (животноводческий комплекс); участок *** (навозохранилище); участок *** (склад ГСМ, гараж, РММ), и промплощадка ***, расположенная по адресу: ***, Кирово-***, д. ***, имеющая в своем составе зерносушильный комплекс. В экспертном заключении ***-Д от *** также указано, что ООО СХП «Мясомолочный» от своей деятельности в атмосферу выбрасывает всего 23 загрязняющих вещества. Таким образом, объекты ООО СХП Мясомолочный» являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, следовательно, ООО СХП «Мясомолочный» обязаны провести мероприятия, направленные на установление санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ). По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ответчик с заявлением об установлении СЗЗ для промышленных площадок в Управление не обращались. В реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений отсутствуют сведения о выданном на вышеперечисленные промышленные площадки ООО СХП «Мясомолочный» санитарно-эпидемиологических заключений на проект санитарно-защитной зоны. Просят суд возложить на ООО СХП «Мясомолочный» обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: 1) разработать проект санитарно- защитной зоны для промплощадки *** по адресу: *** (участок *** (животноводческий комплекс); участок *** (навозохранилище); участок *** (склад ГСМ, гараж, РММ)), промплощадки *** по адресу: ***, д. *** (зерносушильный комплекс), в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25 сентября 2007г. (с изменениями и дополнениями №1,2,3,4); 2) обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировсколй области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для выше указанных промплощадок и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25 сентября 2007г. (с изменениями и дополнениями №1,2,3,4); Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222; 3) провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; 4) обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в уполномоченные органы в соответствии с требованиями п.3, п. 29 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25 сентября 2007г. (с изменениями и дополнениями № 1,2,3,4).
Представитель истца - Управления Роспотребнадзора по *** в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** в *** – ФИО2, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - директор ООО СХП «Мясомолочный» ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что ООО СХП «Мясомолочный» *** заключили договор с ООО «АРМ-сервис» на производство работ по разработке санитарно-защитной зоны, с 04 мая работы уже ведутся. В установленный срок – 18 месяцев, все необходимые работы будут выполнены.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, с учетом признания исковых требований представителем ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ).
Класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) устанавливают СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4).
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территориях особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 222 от 3 марта 2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Согласно п. 29 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 222 от 03.03.2018, заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны обязан устранить основания, указанные в пункте 28 настоящих Правил, и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) п. 11.3.2 фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (животноводческий комплекс) относятся к 3 классу с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 300 м.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) п. 11.1.4. открытые хранилища навоза и помета относится к 1 классу с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 1000 м.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) п. 11.4.7 склад ГСМ относится к 4 классу с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 100 м.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция) п. 11.3.9 гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей сельскохозяйственной техники с количеством постов более 10, относятся к 3 классу с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 300 м.
В судебном заседании и из материалов дела установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от *** ООО СХП «Мясомолочный» зарегистрировано в качестве юридического лица ***, основным видом экономической деятельности которого является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, а дополнительным видом деятельности является выращивание зерновых культур.
Согласно экспертному заключению ***-Д от *** ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ***», в состав предприятия ООО СХП «Мясомолочный» входят промплощадка ***, расположенная по адресу: ***, которая в своем составе имеет: участок *** (животноводческий комплекс); участок *** (навозохранилище); участок *** (склад ГСМ, гараж, РММ), и промплощадка ***, расположенная по адресу: ***, ***, имеющая в своем составе зерносушильный комплекс.
Основными источниками загрязнения атмосферы на промплощадке *** являются вентиляционные шахты дворов, навозохранилище, ворота гаража и РММ, склад ГСМ, внутренний проезд.
Основными источниками загрязнения атмосферы на промплощадке *** являются дымовая труба и вентиляционные шахты КЗС, ворота склада зерна, внутренний проезд.
Согласно экспертному заключению ***-Д от *** ООО СХП «Мясомолочный» всего от своей деятельности в атмосферу выбрасывает 23 вида загрязняющих веществ.
Как указывает истец, ООО СХП «Мясомолочный» с заявлением об установлении санитарно-защитных зон для промышленных площадок *** и *** в Управление Роспотребнадзора не обращалось.
В реестре выданных санитарно-эпидемиологических заключений отсутствуют сведения о выданных на вышеперечисленные промышленные площадки ООО СХП «Мясомолочный» санитарно-эпидемиологических заключений на проекты санитарно-защитных зон.
Учитывая, что допущенные ответчиком нарушения санитарных требований негативно влияют на среду обитания и здоровье неопределенного круга лиц, суд считает необходимым исковые требования Управления Роспотребнадзора по *** удовлетворить.
Представителем ответчика в материалы дела представлен договор оказания услуг ***/СЗЗ от ***, заключенный с ООО «АРМ-сервис», на выполнение услуг по разработке санитарно-защитной зоны, срок выполнения услуги в соответствии с п. 2.1 установлен – в течение 120 рабочих дней. Работы по договору ***/СЗЗ от *** ООО «АРМ-сервис» уже начали выполнять.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание установленный в договоре ***/СЗЗ от *** срок на выполнение работ по разработке санитарно-защитных зон, принимая во внимание согласие представителя ООО СХП «Мясомолочный» на предлагаемый истцом срок для совершения действий в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, суд приходит к выводу, что, указанный в иске срок - в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ООО СХП «Мясомолочный» в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия:
1. Разработать проект санитарно- защитной зоны для промплощадки *** по адресу: *** (участок *** (животноводческий комплекс); участок *** (навозохранилище); участок *** (склад ГСМ, гараж, РММ)), промплощадки *** по адресу: ***, д. *** (зерносушильный комплекс), в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно -защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25 сентября 2007г. (с изменениями и дополнениями №1,2,3,4);
2. Обязать обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировсколй области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для выше указанных промплощадок и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25 сентября 2007г. (с изменениями и дополнениями №1,2,3,4); Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и требованиями Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222;
3. Провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
4. Обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в уполномоченные органы в соответствии с требованиями п.3, п. 29 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением № 74 Главного государственного санитарного врача РФ 25 сентября 2007г. (с изменениями и дополнениями № 1,2,3,4).
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.
Председательствующий судья Е.Г. Аксенова
В окончательной форме решение изготовлено 17.06.2022.