Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3469/2024 (2-11133/2023;) ~ М-6600/2023 от 22.12.2023

24RS0041-01-2023-008078-73

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 г. г. Красноярск

Октябрьский районный суд города Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дорошковой М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3469/2024 по исковым заявлениям Прокуратуры Курагинского района Красноярского края к Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о возложении обязанности очистить земельный участок лесного фонда от отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Курагинского района Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить земельный участок лесного фонда от отходов производства и потребления.

Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе выездного обследования 10 октября 2023 года зафиксировано несанкционированное размещение отходов на земельном участке: Х, что подтверждается протоколом осмотра от 10.10.2023 № У с фототаблицей. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 27.09.2023 У, земельный участок Z относится к категории земель – земли лесного фонда. Виды разрешенного использования: все виды использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом Кизирского лесничества и Лесным кодексом Российской Федерации. Подъезд на территорию площадки осуществляется по грунтовой дороге. Информационные баннеры не установлены. Ограждение отсутствует, доступ к площадке не ограничен. Площадка не оборудована в соответствии с требованиями п.3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В ходе выездного обследования проведено инструментальное обследование (протокол инструментального обследования от 10.10.2023 У). Согласно экспертному заключению ОЛАТИ по республике Хакасия ЦЛАТИ по Енисейскому региону от 19.10.2023 У по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено наличие острого токсического действия на тест-объекте Chlorella vulgaris Beijer водной вытяжки проб.

В судебном заседании представитель истца Медовщиков Р.В. исковое заявление поддержал.

Другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов- по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации) -основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П).

В соответствии с частью 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об отходах производства и потребления" установлены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, такие как охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Статьей 51 Федерального закона №7-ФЗ определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которых отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязненияотходамипроизводстваи потребления и другого негативного воздействия.

Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с положениями ст. 81-84 Лесного Кодекса РФ,

На основании пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение, использование лесов, производить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 51 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

В соответствии с п. а ст. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

Как следует из материалов дела, 10 октября 2023 г. зафиксировано несанкционированное размещение отходов на земельном участке: Х.

Указанный земельный участок относится к категории земель – земли лесного фонда. Виды разрешенного использования: все виды использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом Кизирского лесничества и Лесным кодексом Российской Федерации.

Подъезд на территорию площадки осуществляется по грунтовой дороге. Информационные баннеры не установлены. Ограждение отсутствует, доступ к площадке не ограничен.

Площадка не оборудована в соответствии с требованиями п.3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

МинистерстволесногохозяйстваКрасноярского края, согласно Положению о Министерствелесногохозяйства Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п, является органом исполнительной власти Красноярского края. В полномочия министерства в том числе входит осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения. Осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации. Осуществление на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в областилесныхотношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов защиты лесов, воспроизводства лесов лесоразведения.

Доказательств того, что участки лесного фонда, расположенные в указанных кварталах Сокаревского участкового лесничества находятся в аренде у иных лиц, в ходе судебного разбирательства не представлено. Лица, виновные в вырубке леса, которая привела к его захламлению, не установлены.

При этом последующее установление виновных лиц не исключает возможности предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от порубочных остатков.

Данное обстоятельство не освобождает ответчика, как исполнительный орган государственной власти Красноярского края, в чьи задачи входит управление в сфере лесного хозяйства, в установленном порядке осуществлять организацию охраны лесов, в частности, путем организации проведения очистки от захламления участков леса, произведенных незаконной рубкой.

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены возражения на исковое заявление и доказательства, обосновывающие возражения.

Учитывая, что ответчиком не опровергнуты изложенные в исковом заявлении доводы, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Прокуратуры Курагинского района Красноярского края к Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о возложении обязанности очистить земельный участок лесного фонда от отходов производства и потребления.

Возложить на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить земельный участок лесного фонда от отходов производства и потребления:

- с координатами:

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья М.В. Дорошкова

Мотивированное заочное решение составлено 21 февраля 2024 г.

2-3469/2024 (2-11133/2023;) ~ М-6600/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Курагинского района
Ответчики
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Другие
Администрация города Артемовска
Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
КГБУ "Кизирское лесничество"
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Андриишина Марина Владимировна
Дело на странице суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2024Предварительное судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
12.03.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
24.04.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее