№2-62/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года г.Заринск
Заринский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Чубуковой Л.М.,
при секретаре Ковтун Е.С.,
с участием пом.прокурора
Заринского района Коршуновой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Слугиной В. В. к Гончарову В. В. о компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Слугина В.В. обратилась в суд с иском к Гончарову В.В. о взыскании 500000 руб. в счет возмещения морального вреда, причиненного преступлением.
В обоснование заявленных требований указала, что ответчик Гончаров В.В. приговором Заринского районного суда от 21.02.2019 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ. Он совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ее дочери Т., повлекшее смерть потерпевшей. Гончаров В.В. жестоко избивал Т., а впоследствии убил ее, тем самым нанес ей, истцу, глубокую душевную травму и моральный вред.
Ее дочь, Т., была ей опорой, она помогала ей по дому, никогда не отказывала в помощи. Т. была по характеру доброй и отзывчивой, никогда никому не грубила. Алкоголь употребляла в меру, пока не стала проживать с
Гончаровым В.В., который нигде не работал, жил на пенсию Т. Он,
Гончаров В.В., заставлял дочь покупать спиртные напитки и употреблять его вместе с ним, а та не могла отказать ему в этом, так как была инвалидом 3 группы с детства. Гончаров В.В. издевался над Т. и избивал ее.
Ей, истцу, причинены физические и душевные страдания, так как она потеряла свою родную дочь по вине Гончарова В.В.
Истец Слугина В.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия (л.д.20, 21).
Ответчик Гончаров В.В., опрошенный в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, иск не признал и пояснил, что Т. со своей матерью Слугиной В.В. вместе не проживала, ничем ей не помогала, они часто ругались. Т. жила отдельно от матери, у нее был свой дом, она часто употребляла спиртное.
Выслушав ответчика, заключение прокурора, полагавшего исковое заявление подлежащим удовлетворению, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу приговором Заринского районного суда Алтайского края от 21.02.2019 Гончаров В.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК РФ, ч. 1 ст. 222 УК РФ. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 10 лет 10 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строго режима.
Данным приговором Заринского районного суда установлено, что в результате преступных действий Гончарова В.В. потерпевшей Т. были причинены телесные повреждения в виде: <данные изъяты>
Т. было причинено <данные изъяты>
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Из материалов дела следует, что потерпевшая Т. приходится дочерью истицы (л.д.25), которая признана представителем потерпевшей по уголовному делу по обвинению Гончарова В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как указано в ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (п. 2). Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.
Таким образом, лицо, которому причинены нравственные страдания в связи со смертью родственника, приобретает самостоятельное право требования денежной компенсации морального вреда.
Гибель родственника и близкого человека сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи, неоспоримо причинившим нравственные страдания.
При этом следует учитывать, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания в разумных размерах.
Учитывая, что в судебном заседании был установлен факт того, что погибшая Т. приходилась дочерью истца Слугиной В.В., суд приходит к выводу, что истцу в результате преступных действий ответчика, повлекших смерть близкого родственника, а именно дочери, были причинены нравственные страдания, в связи с чем подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Учитывая фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика, признанного виновным в совершении умышленного преступления, характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, вызванных невосполнимой потерей близкого родственника, принимая во внимание, что истцом не предоставлены доказательства того, что дочь оказывала ей помощь, на что Слугина В.В. ссылалась в исковом заявлении,
а руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 400000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Слугиной В. В. о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Гончарова В. В. в пользу Слугиной В. В. в счет компенсации морального вреда 400000 ( четыреста тысяч) рублей.
В удовлетворении заявленных требований о взыскании денежной суммы в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 26 апреля 2019 года.
Судья Л.М. Чубукова
Мотивированное решение составлено 26.04.2019.