Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2024 года <адрес>
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием старшего помощника прокурора <адрес> РД ФИО4, заведующей МКДОУ «Детский сад <адрес>» ФИО1, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО3 к МКДОУ «Детский сад <адрес>» об обязании МКДОУ «Детский сад <адрес>» в лице заведующей ФИО1 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,
установил:
<адрес> ФИО3 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указывая в его обоснование, что прокуратурой <адрес> во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» с привлечением сотрудников ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения образовательными организациями законодательства в сфере категорирования и паспортизации объектов образования, антитеррористической защищённости обучающихся, в ходе которой в деятельности МКДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес> выявлены многочисленные нарушения.
Так, согласно ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ-273) образовательная организация обязана осуществить свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч.1 ст.41 ФЗ -273 в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функции, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч.7 ст.28 ФЗ -273).
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее-ФЗ-35) под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию, и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствии проявлений терроризма (ст.З ФЗ- 35).
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек (ст. 3 ФЗ-35).
При этом ст.5 ФЗ-35 определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере образования и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пункт 2 Требований определяет, что под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Согласно п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Разделом 3 Требований определен перечень мероприятий, обязательных для осуществления антитеррористической безопасности объектов образования.
Пункт 17 Требований предусматривает, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты
(территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях)
пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного
распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах
объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного
распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что на объект (территорию) «Детский сад <адрес>» составлен и утвержден Паспорт безопасности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <адрес>».
Однако, в нарушение указанных выше норм федерального законодательства в МКДОУ «Детский сад <адрес>»:
- не обеспечена надлежащая охрана объекта (территории) и оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
не обеспечена физическая охрана (охрана ЧОО);
не обеспечено охранно-звуковой сигнализацией;
не обеспечено стационарным метало обнаружителем;
- недостаточна система охранного освещения по периметру зданий детского сада в ночное время;
- недостаточно оборудовано системами видеонаблюдения для охвата территории и здания детского сада.
- не обеспечена организация круглосуточной охраны, ежедневного обхода и осмотра объектов и территорий, а также периодической проверки зданий и территории со складскими и подсобными помещениями;
Несоответствие объекта требованиям антитеррористической защищенности подтверждается актом обследования детского сада.
Таким образом, в МКДОУ «Детский сад <адрес>» не обеспечивается соблюдение антитеррористической защищенности, меры принимаемые руководством МКДОУ в указанном направлении недостаточны.
Указанные нарушения требований Федерального закона «О противодействии терроризму» создает угрозу безопасности воспитанников и работников МКДОУ, а также нарушает их права на безопасные условия обучения, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников и работников МКДОУ.
Таким образом, вследствие неисполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования не обеспечивается безопасность для неопределенного круга лиц - посетителей, обучающихся и работников данного учреждения образования, имеется непосредственная угроза для их жизни и здоровья.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из изложенного следует, что заявление прокурором подается в суд в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку указанное учреждение является местом массового пребывания людей, и при наличии указанных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности создает угрозу жизни и здоровью людей в случае совершения террористического акта.
В соответствии с п. 1.3 Устава МКДОУ «Детский сад <адрес>» функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет MP «<адрес>».
Просит обязать МКДОУ «Детский сад <адрес>» в лице заведующей ФИО1 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора района и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям и доводам указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МКДОУ «Детский сад <адрес>», - заведующая МКДОУ «Детский сад <адрес>» ФИО1 с иском прокурора <адрес> не согласилась, пояснив, что, в настоящее время и до проверки прокуратуры <адрес> на территории садика ими были предусмотрены комплексы мер об обеспечении надлежащей охраны объекта (территории). Ежедневно работник детского сада выходят на дежурство по графику. При них имеется мобильная связь в виде телефона с прямым номером ОМВД <адрес> и Росгвардии в <адрес>, в ночное время телефон передается сторожам, утром, перед тем, как сдать объект работникам, проводится обход территории, после чего вносится запись ежедневно в журнал, которые ведут сторожа. Инженерно-технические средства и системы охраны, были и есть по настоящее время, обеспечена надлежащая охрана объекта и оснащена инженерно-техническими средствами и системы охраны, о чем свидетельствует то факт, что на территории садика установлены 4 камеры видеонаблюдения, составлены договора о реагировании нарядами полиции на тревожные сообщения при нажатии (КТС), на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств охраны, на оказание услуг по централизованной охране объектов с помощью кнопки тревожной сигнализации (КТС), приобретены металлоискатели. Территория садика обеспечена охранно-звуковой сигнализацией, каждый день с занесением записи в журнал проводится проверка исправности сигнализации путем созвона с оператором охранно-звуковой сигнализации. Таким образом МКДОУ «Детский сад <адрес>» по мере своих возможностей обеспечивает соблюдение антитеррористической защищенности.
Заинтересованная сторона - Администрация МР «<адрес>» при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимала, надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив доводы искового заявления, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьями 20 и 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства (ст.38).
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273) образовательная организация обязана осуществить свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ -273 в охрану здоровья обучающихся включено обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функции, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 ФЗ-273).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ-35), противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 ФЗ-35 под противодействием терроризму в указанном законе понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию, и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствии проявлений терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек (ст. 3 ФЗ-35).
При этом ст. 5 ФЗ-35 определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).
В силу п. «б» ст. 13 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, предупреждение терроризма осуществляется путем принятия мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В Определении Конституционного Суда РФ №-О-О от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Конституция РФ, исходя из того, что противодействие терроризму, в силу самой природы этих противоправных деяний, как угрожающих коренным интересам личности, общества и государства, - составляет общегосударственную задачу, непосредственно не определяет его в качестве сферы ответственности какого-либо одного у власти. Конституционно значимые цели данного направления деятельности Российской Федерации как демократического федеративного правового государства обуславливают необходимость осуществления системы правовых, организационных, экономических, воспитательно-идеологических и иных мер превентивного, пресекательного и восстановительного характера.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер и мероприятий, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее – Требования) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Утвержденные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ (далее - объект (территория).
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий);
е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем:
а) неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;
б) периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта;
в) принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств;
д) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);
е) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств;
ж) контроля за состоянием систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, складских помещений;
з) поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
и) своевременного информирования правоохранительных органов о ставших известными фактах незаконного приобретения лицами, посещающими объект (территорию), оружия, его конструктивных элементов, боеприпасов, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств.
Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработки порядка эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обучения работников объекта (территории) действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта;
г) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
д) обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений);
е) проведения занятий с работниками объектов (территорий) по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения МКДОУ «Детский сад <адрес>» требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей и антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что в МКДОУ «Детский сад <адрес>» не обеспечена надлежащая охрана объекта (территории) и оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; не обеспечено охранно-звуковой сигнализацией; не обеспечена стационарным металлоискателем; недостаточна система охранного освещения по периметру зданий школы в ночное время; недостаточно оборудована системами видеонаблюдения для охвата территории и здания школы; не обеспечена физическая охрана (охрана ЧОО), не обеспечена организация круглосуточной охраны.
В соответствии с п. 1.3 Устава МКДОУ «Детский сад <адрес>» функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет МР «<адрес>».
Данные обстоятельства в полном объеме нашли свое подтверждение в исследованных судом представленных истцом доказательствах: актом технической укрепленности и антитеррористической защищенности МКДОУ «Детский сад <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, справкой помощника прокурора <адрес> ФИО5 о результатах проведенной проверки соблюдения органами местного самоуправления и образовательными организациями требований законодательства об антитеррористической защищенности обучающихся от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом МКДОУ «Детский сад <адрес>».
Выполнение обязанности по соблюдению требований законодательства об антитеррористической защищенности обучающихся направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие организации охраны в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, сотрудников и иных лиц, находящихся в школе, в связи с чем, на ответчиков следует возложить обязанность обеспечить безопасность лиц, пребывающих в учреждении.
Представленные ответчиком документы, а именно: - Письмо на имя Главым администрации МР «<адрес>» от 23.01.2024г. №; - Договор № об оказании услуг по централизованной охране объектов с помощью кнопки тревожной сигнализации (КТС) от 19.12.2023г.; - Паспорт безопасности «Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад <адрес>», утвержденный Врио Главы администрации МР «<адрес>» ФИО12; - Договор поставки № от 25.09.2023г. заключенный между МКДОУ «Детский сад <адрес>» именуемый в дальнейшем Покупатель и ИП ФИО6 именуемый в дальнейшем Поставщик, согласно которому Поставщик обязуется поставить, а Покупатель обязуется принять товар (металлоискатель) количестве в соответствии с согласованной заявкой, оплатить товар по ценам, согласованным обеими сторонами 100% до отправки товара; - Договор поставки от 25.11.2023г. заключенный между ИП ФИО7 и МКДОУ «Детский сад <адрес>», на основании которого ИП ФИО7 принимает на себя обязательства передать товар видеонаблюдения а Покупатель принять и оплатить товар; - Фотоснимки свидетельствующие о принятых мерах антитеррористической направленности; - Договор № на оказание услуг по техническому обслуживанию технических средств от 2023г.; - Договор № о реагировании нарядами полиции на тревожные сообщения при нажатии (КТС) от 09.11.2023г.; - Журнал учета проверок кнопки тревожной сигнализации (КТС); - Журнал приема-учета посещающих МКДОУ «Детский сад <адрес>»; - Журнал приема-учета дежурств МКДОУ «Детский сад <адрес>»; - Приказ от 01.08.2018г. о приеме на работу в качестве сторожем ФИО8; - Приказ от 01.09.2016г. о приеме на работу в качестве сторожем ФИО9; - Письмо на имя начальника упарвления экономики и финансов Администрации МР «<адрес>» ФИО10 от 14.04.2022г. № об изыскании возможности выделить средства; - Письмо на имя Главы Администрации МР «<адрес>» ФИО11 от 05.02.2018г. об изыскании возможности выделить средства; - Письмо на имя Врио главы Администрации МР «<адрес>» ФИО12 от 27.02.2020г. об изыскании возможности выделить средства; - Письмо на имя Главы Администрации МР «<адрес>» ФИО13 от 05.04.2022г. об изыскании возможности выделить средства, суд не может принять во внимание, поскольку судом не установлено, что данные меры позволяют в полной мере обеспечить безопасность лиц, прибывающих в общеобразовательном учреждении, что является приоритетным принципом.
Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения при наличии выявленных нарушений не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.1194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░