Дело № 2-345/2024
УИД 23RS0058-01-2023-005961-19
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сочи 16 февраля 2024 г. Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой,
с участием прокурора К.П.Ивановой,
при секретаре Г.Г.Даниелян,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титова В.А. к Титовой И.В. о признании утратившей права пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Титов В.А., собственник квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу г. Сочи, <адрес> обратился в суд с иском, в котором просит признать Титову И.В. утратившей право пользования квартирой с кадастровым номером №, расположенной по адресу г. Сочи, <адрес>, выселить ее и обязать органы регистрационного учета снять Титову Т.В. с регистрационного учета по адресу г. Сочи, <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от 20.05.2016 он является собственником квартиры, расположенной по адресу г. Сочи, <адрес>. Квартира хоть и была приобретена во время брака с ответчицей, но не является совместным имуществом, поскольку приобретена на его личные средства, вырученные от продажи 27.04.2016 его собственной квартиры, расположенной по адресу: г. Сочи, <адрес> В браке они состояли с 18.07.2015 до 04.11.2022. После расторжения брака спора о разделе имущества между ними не имеется. У Титовой И.В. имеется в собственности квартира, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес>, которую она приобрела, в том числе, на полученные от него денежные средства. Титова Т.В. 07.09.2016 была зарегистрирована как член семьи. Брак между ними был расторгнут 04.11.2022. Однако после расторжения брака, несмотря на наличие собственного жилья, Титова Т.В. продолжает проживать и остается зарегистрированной в принадлежащей ему квартире, при этом расходов по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг не несёт. Факт проживания и регистрации Титовой Т.В. в принадлежащем ему жилом помещении нарушает его права и законные интересы, поскольку возлагает на него бремя дополнительных расходов по оплате коммунальных платежей, лишает возможности свободного распоряжения квартирой.
Титова Т.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя, что в силу п.3 ч.2 ст.117 ГПК Российской Федерации свидетельствует о ее надлежащем извещении.
Представитель Титовой Т.В. иск не признал, представил в суд возражения на исковое заявление, на доводах которого настаивала в судебном заседании, указав, что Титова Т.В. имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: г. Сочи, <адрес>, площадью 22,8 кв.м. Однако данное помещение было приобретено в ипотеку для проживания ее сына. Проживать в данном помещении с совершеннолетним сыном она считает невозможным по причине недостаточной площади жилья и отсутствия отдельной комнаты, что может привести к психологическому дискомфорту и нарушению взаимоотношений с сыном. Кроме того, фактически она и истец продолжают вести супружескую жизнь и совместное хозяйство после расторжения брака. Просила в случае удовлетворения иска сохранить за ней право пользования квартирой с кадастровым номером №, расположенной по адресу г. Сочи, <адрес> сроком на 5-10 лет в целях принятия мер по сохранению семьи.
Представитель истца представил суду отзыв на возражения ответчика на исковое заявление, в котором указала, что 24.04.2023 лично истцом были переданы денежные средства ответчику для приобретения ею квартиры в сумме 750 000 рублей, что подтверждается распиской от 24.04.2023, собственноручно подписанной Титовой И.В. Кроме того, на сегодняшний день стоимость квартиры полностью оплачена, находится в собственности ответчика без каких-либо ограничений (ипотеки). Таким образом, ответчица имеет в собственности квартиру, жильем обеспечена. Она не является членом семьи истца, и соответственно, отсутствуют какие-то исключительные основания для ее проживания в принадлежащей истцу квартире, которая не является совместно нажитым имуществом. По мнению истца, ответчик фактически злоупотребляет своими правами. Никаких соглашений о порядке пользования квартирой, расположенной по адресу г. Сочи, ул. Шоссейная, д.7а, лит. А, кв.36, между истцом и ответчиком не заключалось.
В судебном заседании представитель истца Андреева Е.В. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Бикбаева А.И. в судебном заседании подтвердила, что спора о разделе совместного нажитого имущества после брака между сторонами не имелось и не имеется, поскольку квартира не является совместно нажитым супружеским имуществом, а приобретена истцом на его личные средства. Подтвердила также, что истец действительно передавал ответчице денежные средства в сумме 750 000 рублей, однако, она расценивает это как компенсацию за средства, вложенные ею ранее в ремонт квартиры истца, расположенной по адресу г. Сочи, <адрес>, при этом подтвердить свои расходы на ремонт документально не может.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела по вопросам миграции УВД по г. Сочи в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, считает иск законным, обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании Договора купли-продажи от 20.05.2016 Титов В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу г. Сочи, <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.05.2016 сделана запись регистрации №
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу г. Сочи, <адрес> была приобретена в период брака 20.05.2016, но на средства, принадлежавшие истцу Титову В.А., вырученные от продажи 27.04.2016 собственной квартиры истца, расположенной по адресу: г. Сочи, <адрес>
При этом в судебном заседании представитель Титовой И.В., обладая соответствующими полномочиями на это, что подтверждается текстом нотариальной доверенности от 20.12.2023, факт принадлежности спорной квартиры Титову В.А. на праве личного имущества признала.
В силу части 2 статьи 68 ГПК Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Оснований для не принятия признания, установленных частью 3 статьи 68 ГПК Российской Федерации, судом не установлено.
На основании ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Таким образом, бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
В силу п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признании утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно свидетельству о расторжении брака №, выданному 07.02.2023 Отделом ЗАГС Хостинского района города-курорта Сочи Управления ЗАГС Краснодарского края на основании Решения мирового судьи судебного участка № 99 Хостинского района г. Сочи от 03.10.2022, брак между Титовым В.А. и Титовой И.В. расторгнут 04.11.2022.
Согласно выписки из лицевого счета жилого помещения и справки о составе семьи кроме истца в квартире, расположенной по адресу: г. Сочи, <адрес>, зарегистрирована его бывшая жена Титова И.В.
При этом, согласно выписки из ЕГРН от 11.05.2023 ответчице Титовой И.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Сочи, <адрес>
Доводы Титовой И.В., что данная квартира приобреталась ею для проживания ее совершеннолетнего сына, правового значения при рассмотрении настоящего иска не имеют.
Титова И.В. не является членом семьи Титова В.А., обеспечена жилой площадью, пригодной для постоянного проживания.
В силу изложенного, суд удовлетворяет заявленный иск и оснований для сохранения за Титовой И.В. права пользования на определенный срок жилой площадью квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу г. Сочи, <адрес>, на основании положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░. ░░░░, <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ 26.02.2024 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░