Дело № 2-408/2024
УИД 74RS0009-01-2024-000308-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2024 года с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Меркуловой Н.М.,
при секретаре Хабибуллиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Путова Ивана Валерьевича к Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Администрации Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
УСТАНОВИЛ:
Путов И.В. обратился с иском к Администрации Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возмещении в солидарном порядке ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия от 29 октября 2023 года в размере 1 948 894 рубля 87 копеек, расходы по оценке 5000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины 17 944 рубля 47 копеек.
В обоснование требований указано, что 29 октября 2023 года в 00-05 часов на автодороге Аргаяш-Худайбердинский- рабочий поселок Новогорный, в том числе обход поселка Худайбердинский 2 км», на территории Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области произошло дорожно-транспортное происшествие, автомобиль Киа Спортэдж, государственный регистрационный знак №, под управлением Путова И.В. совершил столкновение с безнадзорными животными (лошадьми), с последующим съездом с дорожного полотна. Сотрудники ГИБДД МВД России зафиксировали место события, пострадавших животных, возбуждено дело об административном правонарушении, прекращенное 29 декабря 2023 года, в действиях Путова И.В. нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации не установлено. 29 декабря 2023 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, за отсутствием события преступления. В рамках уголовного расследования получен ответ Администрации Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, в котором содержался ответ, что безнадзорно пасущихся лошадей не обнаружено, привлеченных к административной ответственности лиц не установлено, имеется в поселении всего 17 голов. В результате принятых мер сотрудниками полиции собственника лошадей установить не удалось, соответствующие опознавательные знаки (бирка, чип) у сбитого животного отсутствовало. Считает, что причинение имущественного вреда имело место в результате виновного бездействия со стороны ответчика, выразившегося в невыполнении возложенных на нее полномочий по организации, контролю содержания сельскохозяйственных животных на территории района. Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учета износа 1 786 949,99 рублей, сумма, компенсирующая утрату товарной стоимости 152 143,36 рублей.
Истец Путов И.В., представитель ответчика Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, третьи лица ФИО10, представители Министерства сельского хозяйства <адрес>, ОГБУ «ФИО2 ВЕТСТАНЦИЯ», Администрации Норкинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель истца Путова И.В. – ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске. Ссылался, что именно бездействия ответчиков находятся в прямой причинно-следственной связи с произошедшим ДТП, данные случаи являются систематическими, надлежащих мер не предпринимается
Представителем ответчика Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области представлен письменный отзыв, ссылаются на необоснованность заявленных исковых требований. В соответствии с ч.1 ст.6 Закона Челябинской области от 30 декабря 2019 года № 72-ЗО осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области заключено соглашение Министерством сельского хозяйства Челябинской области от 30 декабря 2022 года № 1084-09 по передаче государственных полномочий в сумме 681 300 рублей, на данную сумму заключен муниципальный контракт на отлов животных без владельцев. По состоянию на 11 сентября 2023 года отлов произведен в отношении 82 животных без владельцев, муниципальный контракт исполнен. Постановлением Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 28 июня 2022 года № 621, утвержден Порядок осуществления администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Согласно п.7 Порядка, администрация сельского поселения регистрирует обращения заявителей в день поступления заявления и направляет копию обращения в отдел сельского хозяйства и продовольствия при Управлении экономики администрации района. В адрес отдела заявлений об отлове животных (лошади) не поступало. Считают, что не имеется нарушений закона в действиях ответчика.
Представитель ответчика Администрации Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области –ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, ссылался на отсутствие обязанности осуществления контроля за лошадьми, которые относятся к сельскохозяйственным животным. Отсутствие на территории Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области обращений со стороны граждан по поводу отлова безнадзорных, потерявшихся животных, в сельском поселении не состоит на учете такого количества лошадей.
Представителем третьего лица Министерства сельского хозяйства Челябинской области представлен письменный отзыв на исковые требования, из которого следует, что Министерство является исполнительным органом Челябинской области и в своей деятельности руководствуется положением о Министерстве, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 09 августа 2004 года № 407, согласно пункту 10-5 которого Министерство является исполнительным органом Челябинской области в области обращения с животными. В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20 сентября 2021 года № 441-П «О положении о региональном государственном (надзоре) в области обращения с животными и о внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 10 июля 2020 года № 317-П» Министерство осуществляет государственный надзор в области обращения с животными на территории Челябинской области, который направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области обращения с животными, установленных ФЗ от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон № 498-ФЗ регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечение безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. В соответствии с ч.1 ст. 23.96 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, 2 (в пределах своих полномочий) и ч.3 ст. ст. 8.52, 8.54 КоАП. В целях реализации требований Федерального закона № 498-ФЗ принят Закон Челябинской области от 30 декабря 2019 года №72-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев». Согласно ч.1 ст.6 Закона № 72-ЗО осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из областного бюджета. При этом, положения Федерального закона № 498-ФЗ не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охот и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных (ч.1 ст.1). В соответствии с п.19 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, утверждение правил благоустройства территории поселения является вопросом местного значения сельского поселения. Выпас сельскохозяйственных животных регулируется правилами благоустройства территории соответствующих сельских поселений.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (пункт 11). При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации) (абзац 1 пункта 13). Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (абзац 2 пункта 13).
На основании положений статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Согласно статье 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правилами дорожного движения Российской Федерации запрещается оставлять на дороге животных без надзора (пункты 24.5 - 24.7).
В силу пункта 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
В соответствии со статьей 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления об отлове безнадзорного животного его собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на него, лицо, у которого животное находилось на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на него. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшегося у него животного оно поступает в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросы местного значения, это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Исходя из правовых позиций изложенных в Постановлении № 55-П от 04 декабря 2023 года Конституционного суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности п.1 ст. 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Городского округа Архангельской области «город Новодвинск» используя понятие «безнадзорные животные» («безнадзорные домашние животные») в статьях 225 и 230 - 232 Гражданского кодекса Российской Федерации, законодатель не определяет его в данном Кодексе. В Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» раскрыт и широко применяется термин «животное без владельца», обозначающий животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (пункт 6 статьи 3). Данным Федеральным законом определена деятельность по обращению с животными без владельцев как включающая мероприятия по их отлову, в том числе транспортировку, и иные мероприятия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (пункт 2 статьи 3), а также установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в той же области, в том числе право первых наделять вторых отдельными полномочиями (статьи 7 и 8).
Подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции, действовавшей после внесения в него изменений Федеральным законом от 30 марта 2015 года № 64-ФЗ, называл отлов и содержание безнадзорных животных среди иных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (кроме субвенций из федерального бюджета). Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из этой нормы исключено упоминание об отлове и содержании безнадзорных животных и одновременно соответствующая компетенция дополнена указанием в подпункте 82 на осуществление полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в этой области, включая организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями применительно к деятельности по обращению с животными без владельцев производится в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Многие субъекты Российской Федерации приняли законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по отлову и содержанию животных без владельцев с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (субвенций). Помимо того, данный Федеральный закон наделил органы местного самоуправления правом в порядке решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных образований, осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения, муниципального или городского округа (пункт 14 части 1 статьи 14.1 и пункт 15 части 1 статьи 16.1; до их изменения Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - правом осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, там обитающих).
Деятельность по обращению с животными без владельцев направлена в первую очередь на поддержание общественной безопасности как в смысле устранения возможной физической угрозы гражданам от таких животных, так и в смысле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, что соотносимо со статьей 72 (пункт «б» части 1) Конституции Российской Федерации, которая включает в круг предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиту прав и свобод, а также обеспечение общественной безопасности. То обстоятельство, что в число целей деятельности по обращению с животными без владельцев входит, помимо прочего, и возврат потерявшихся животных их владельцам (пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), служит учету прав и законных интересов владельцев животных и не меняет природу данной деятельности как деятельности в сфере общественной безопасности.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
При этом согласно части 13 статьи 16 и части 7 статьи 18 Закона № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Закона № 498-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными включают в себя установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа относится к правам органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Пунктом 7 статьи 18 Закона № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях реализации требований Федерального закона № 498-ФЗ принят Закон Челябинской области от 30 декабря 2019 года №72-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев». Согласно ч.1 ст.6 Закона №-ЗО осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из областного бюджета. В силу статьи 10 данного закона, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за неосуществление или ненадлежащее осуществление переданных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 28 февраля 2020 года № 147 утвержден «Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Челябинской области», который также наделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица, индивидуальных предпринимателей определенными правомочиями в данной сфере.
Таким образом, на ответчика как орган местного самоуправления возложены обязанности по организации отлова животных без владельцев. При этом, само по себе отсутствие письменного обращения не снимает с органа местного самоуправления обязанности по исключению нахождения на территории поселения животных без владельцев, могущих причинить вред имуществу или здоровью граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 29 октября 2023 года в 00-05 часов на 8 км. автодороги Аргаяш-Худайбердинский - рабочий поселок Новогорный, в том числе обход поселка Худайбердинский 2 км», на территории Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области произошло дорожно-транспортное происшествие, автомобиль Киа Спортэдж, государственный регистрационный знак №, под управлением Путова И.В. совершил столкновение с безнадзорными животными (лошадьми), с последующим съездом с дорожного полотна.
Путов И.В. ранее в судебном заседании пояснял, что ехал со скоростью 70 км.ч. в машине находилась жена и ребенок, между с. Аргаяш и п. Комсомольский, где дорога не имеет уличного освещения метров за 30 до наезда увидел, что справа налево стали перебегать проезжую часть табун лошадей, пастуха с ними не было. Пытался уйти от столкновения, уходя на обочину влево, но правой частью автомобиля зацепил жеребенка и лошадь белого цвета. Сначала подумал, что сбил только жеребенка, так как он лежал на обочине, но был жив. Лошадь убежала с остальными. На следующий день видел данную лошадь с повреждениями в стаде, принадлежность животных установить не удалось.
Свидетель Путова О.А., допрошенная в судебном заседании пояснила, что находилась в автомобиле на переднем сидении, все были пристегнуты, темное время суток, осень, пасмурно. Лошади внезапно выскочили на дорогу, муж затормозил, начал уходить влево. Скорость была 78 км.ч., муж никогда не гоняет. Муж начала резко уходить на обочину влево, но маленький жеребенок и еще одна лошадь боковым касанием задели автомобиль. Когда вышли из машины, табун стоял на дороге, жеребенок и лошадь стояли недалеко. Столкновение пытался избежать всеми способами.
Собственником транспортного средства Киа Спортэдж, государственный регистрационный знак №, является Путов И.В. (карточка учета транспортного средства).
Согласно сведениям цифровой базы реестра дорог, дорога Аргаяш-Худайбердинский- рабочий <адрес>, в том числе обход поселка Худайбердинский 2 км» идентификационный № ОП РЗ 75К-037 является автомобильной дорогой регионального или межмуниципального значения, протяженностью 24,994 км, на ней отсутствуют опасные участки и дорога относится к категории дорог-IV находится вблизи <адрес> административно-территориально относится к Худайбердинскому сельскому поселению <адрес>, что не оспаривалось представителем сельского поселения.
На указанном участке автодороги дорожные знаки: перегон скота – 1.26; дикие животные - 1.27; прочие опасности –1.33, опасная обочина - 1.19, предусмотренные ПДД РФ отсутствовали, не установлены.
Из схемы места ДТП от 29 октября 2023 года, протокола осмотра места ДТП следует, что дорожное покрытие шириной для двух направления 6 м, на проезжей части нанесены линии разметки 1,5, слева и справа к проезжей части примыкает обочина, за обочиной расположен кювет, дорожных знаков в зоне места происшествия нет, автомашина Киа Спортэдж, государственный регистрационный знак В008РС174 располагается справа за обочиной передней частью в сторону п. Новогорный. В результате ДТП автомобиль получил технические повреждения. На месте ДТП лошади остались живы, не имели клейма и идентификационного номера.
Постановлением от 29 декабря 2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. В рамках административного расследования опрошены жители, имеющие лошадей, предполагаемые владельцы лошадей в данном районе, владельцев не установлено, запрошены ветеринарные данные.
Постановлением от 15 марта 2024 года ОМВД России по Аргаяшскому району Челябинской области по заявлению Путова И.В. отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 168 УК РФ, на основании п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления. В ходе оперативно-розыскных мероприятий собственник не установлен, данных по GPS-трекеру не обнаружено.
Из выписки похозяйственной книги от 12 июля 2024 года выданной администрацией Худайбердинского сельского поселения хозяйство ФИО10 в похозяйственных книгах не числится.
Из объяснений ФИО10 следует, что среди его лошадей пострадавших не имеется, никто не пропадал, лошадей с повреждениями он не видел, он постоянно контролирует передвижение своих лошадей GPS-трекером, доступ к которому имеет только его родственник брат. Причастность своих животных отрицает.
Таким образом, на месте ДТП недалеко от дороги, на следующий день зафиксировано, что лошадь с повреждениями находилась в стаде, принадлежность собственнику установить не удалось лошади, не имели ни клейма, ни идентификационного номера.
Из ответа на запрос ОГБУ «СОСНОВСКАЯ ВЕТСТАНЦИЯ» о животных стоящих на ветеринарном контроле в Худайбердинском сельском поселении за период 2023 года ветеринарные профилактические обработки проводились ветспециалистами Ново-Соболевского ветеринарного участка в КФЙХ Галиуллин В.Ш. в апреле 2023 – 1 голова, и в декабре 2023 года – 2 головы.
Стоимость восстановительного ремонта автомашины Киа Спортэдж, государственный регистрационный знак № согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ Частнопрактикующего оценщика ФИО7 составила без учета износа 1 796 751,51 рублей, сумма компенсирующей утраты товарной стоимости 152 143,36 рублей.
Из пояснений представителя администрации Худайбердинского сельского поселения следует, что обращений по поводу повреждений жеребят, лошадей не поступало.
Согласно ответу главы Администрации Худайбердинского сельского поселения в рамках уголовного расследования представлены сведения о зарегистрированных лошадях в количестве 17 шт. в <адрес>, указаны данные владельцев, которые были опрошены сотрудниками, принадлежность не установлена.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что причинение истцу имущественного вреда имело место в результате виновного бездействия со стороны ответчика, выразившегося в не выполнении возложенной на Администрацию Аргаяшского муниципального района <адрес> в рамках соглашения с Министерством сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по передаче государственных полномочий муниципального контракта, обязанности по выявлению и задержанию безнадзорных, в том числе и сельскохозяйственных животных, что является достаточным основанием для возложения на ответчика ответственности по возмещению причиненного Путову И.В. материального ущерба в размере 1 948,87 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Худайбердинского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области надлежит отказать, поскольку из пояснений представителя ответчика следует, что никаких денежных субвенций и мероприятий сельским поселениям в рамках правоотношений по отлову безнадзорных животных не поручается, денежных дотаций не выделяется. Сельским поселением только фиксируется информация по обращениям и передается в муниципалитет.
При этом суд не усматривает вины Путова И.В. в произошедшем ДТП, поскольку он двигался на автомобиле в темное время суток, с разрешенной скоростью, с исправным освещением и не мог предположить и обнаружить наличие на автодороге безнадзорного животного. Нарушений ПДД РФ в действиях истца Путова И.В. сотрудниками не установлено.
Оценив изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что причинение истцу имущественного вреда имело место, в том числе, в результате виновного бездействия со стороны Аргаяшского муниципального района Челябинской области в лице Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившегося в невыполнении возложенных на администрацию муниципального образования полномочий по организации отлова, контроля и содержания безнадзорных сельскохозяйственных животных на территории сельского поселения.
Таким образом, ответственность по возмещению истцу убытков в части соразмерно степени вины в причинении вреда должна быть возложена на муниципальное образование Аргаяшского муниципального района Челябинской области в лице Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области.
Данное происшествие стало возможным, в том числе, в результате бесконтрольного выхода на проезжую часть безнадзорных сельскохозяйственных животных, в то время как контроль за их передвижением путем своевременного отлова возложен на указанного выше ответчика.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса, с Аргаяшского муниципального района Челябинской области в лице Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области подлежит взысканию государственная пошлина в пользу истца в размере 17 944,47 рублей.
Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью установления размера причиненного ущерба от дорожно-транспортного происшествия, истцом была проведена оценка стоимости ущерба. Стоимость услуг эксперта техника согласно квитанции 5000 рублей, что подтверждается квитанцией. Суд считает, что такие расходы являлись необходимыми и были понесены истцом в связи с обращением с иском в суд и предоставлением доказательств в обоснование заявленных исковых требований, в связи, с чем подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Путова ФИО13 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования Аргаяшского муниципального района Челябинской области в лице Администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области (ИНН 7426001905, ОГРН 1027401480985) в пользу Путова ФИО14 (паспорт №) в счет возмещения ущерба 1 948 894 рубля 87 копеек, расходы по оценке 5000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины 17 944 рубля 47 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Путова Ивана Валерьевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Аргаяшский районный суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: Н.М. Меркулова
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме «19» сентября 2024 года.