Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2023 ~ М-77/2023 от 14.03.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2023 года <адрес>

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,

при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: истца Исаева В.В.,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Павловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева В. В.ча к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат как участника комплекса процессорных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

установил:

    Исаев В.В. обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа № протокол от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат как участников ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

    В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края о включении в очередь на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

    Решением комиссия по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в постановке на данный учет, по причине отсутствия необходимого 15-летнего стажа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

    Полагает, что решение жилищной комиссии администрации Кочевского муниципального округа Пермского края незаконное, поскольку он имеет правовые основания для получения мер социальной поддержки. На момент подачи заявления проживал в Кочевском районе с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ, имеет стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 28 лет, иного жилья за пределами Кочевского муниципального округа не имеет.

По указанным основаниям просит признать вышеуказанное решение незаконным и обязать ответчика включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» со дня подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ истец Исаев В.В. представил уточненное исковое заявление, в котором просил признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучку заявителя, членом семьи Исаева В. В.ча, собственника жилого помещения по адресу: <адрес> Определением Кочевского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ уточненное исковое заявление принято к производству суда.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Исаев В.В. от искового требования о признании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучки заявителя, членом семьи Исаева В. В.ча, отказался, просил производство по гражданскому делу в указанной части прекратить.

В судебном заседании истец Исаев В.В. поддержал отказ от иска в части исковых требований, в части включения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат как участников ведомственной целевой программы и о признании членом семьи внучки ФИО1. Истцу разъяснены положения статей 39, 173, 220,221 ГПК РФ, отобрана расписка, которая приобщена к протоколу судебного заседания.

Определением Кочевского районного суда Пермского края производство в указанной части иска прекращено в связи с отказом истца от части исковых требований.

В судебном заседании истец Исаев В.В. заявленные требования поддержал в остальной части иска по основаниям указанным в иске и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва (л.д.72 – 75), в удовлетворении исковых требований просила отказать. В отзыве указано следующее. Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели. Понятие «стаж работы» однозначно расширительному толкованию не подлежит. Согласно ст. 20 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона. Приведена ссылка на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", полагает, что в отношении военнослужащих и сотрудников, проходивших военную или правоохранительную службу вопросы социальных гарантий выведены в компетенцию специального законодательства. Полагает, что срок военной (правоохранительной) службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не должен учитываться в общей продолжительности стажа работы при определении права гражданина на получение жилищной субсидии. Перечень документов, необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлен пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. 9 879, согласно которому заявителем представляются, в том числе документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации) (подпункт "г"). Согласно представленной трудовой книжки продолжительность стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях Исаева В.В. составляет 3 года 3 месяца. Не представлены доказательства нахождения внучки на иждивении истца, факт совместного ведения хозяйства. На основании подпункта «ж» Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), гражданину, имеющему право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для регистрации и постановки на учет необходимо представить документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции). Заявителем предоставлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающих документов о регистрации в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, за предшествующий период, представлено не было. Решение жилищной комиссии об отказе Исаеву В.В. о включении в список на получение социальной выплате, является обоснованным, законным в связи с неполным предоставлением документов.

    Представители третьего лица Министерства строительства Пермского края по доверенности Ю.А. Конькова и Петрова Ю.Ю. на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, представили ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв (л.д. 116 - 121), вх. от ДД.ММ.ГГГГ.

Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения исковых требований истца, поскольку у Исаева В.В. отсутствуют основания для признания за ним права на получение жилищной субсидии в виду того, что отсутствует требуемый стаж работы и не подтвержден период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также не представлены соответствующие документы.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - « ГПК РФ» ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства строительства Пермского края.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4,ФИО2, ФИО3 ( л.д. 103) извещены, в судебное заседание не явились.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Конституционный принцип правового государства, возлагающий на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1; статьи 2,17,18 и статья 45, часть 1 Конституции Российской Федерации), предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах. Обязанность государства обеспечить осуществление права на справедливую, компетентную и действенную судебную защиту вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права, в частности закрепленных в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

    В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно преамбуле, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.     Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).

    Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).     В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

    Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Факт постоянного проживания Исаева В.В. в Кочевском районе (муниципальном округе) подтверждается совокупностью доказательств, исследованных доказательств.

Как установлено в судебном заседании, <адрес> согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от 16.09.1992 № 1085).

Архивной справкой администрации Кочевского муниципального района Пермского края, данными паспорта истца Исаева В.В., адресной справкой подтверждается, похозяйственными книгами, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>. Зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> с 1991 года по 1996 год; по адресу: <адрес> с 2000 года по настоящее время. (л.д. 7, 28-45, 47,70). Согласно справки формы Исаев В.В. получал паспорт ДД.ММ.ГГГГ, указано место жительства - <адрес>( л.д.72).

Трудовой книжкой истца Исаева В.В., справкой МО МВД России «Кочевский» подтверждается, что Исаев В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Усть-Янчерском лесопункте токарем, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в МО МВД России «Кочевский» (л.д. 19-20), стаж службы в органах внутренних в календарном исчислении составил 26 лет 00 месяц. 25 дней, весь период прохождения службы в органах внутренних дел Исаев В.В. проходил на территории приравненной к Крайнему Северу – дислокация – <адрес> (л.д.133).

Согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом указанных Конституционных норм, суд приходит к выводу о незаконности решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку документы, подтверждающие факт проживания заявителя велись непосредственно органами местного самоуправления и находились в администрации Кочевского муниципального округа, её структурных подразделений.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусматривает межведомственное информационное взаимодействие, которое осуществляется по вопросам обмена документами и информацией (пункт 9 статьи 2). В рамках реализации положений Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исключаются избыточные требования должностных лиц о предоставлении гражданами документов и информации, которые могут быть получены органом государственной власти в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Похозяйственные книги, в которых отражен факт проживания Исаева В.В. в Кочевском районе, велись (ведутся) органами местного самоуправления администрацией района, сельских поселений, находятся на хранении в архиве ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, и ответчик имел возможность самостоятельно проверить (уточнить) информацию о месте жительства представленную Исаева В.В. для постановки на жилищный учет.     В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 года № 345 «Об утверждении формы и порядка введения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов», похозяйственные книги ежегодно заполняются специалистами органов местного самоуправления. В похозяйственных книгах на каждое хозяйство заводится лицевой счет, в котором ежегодно отражается информация о проживающих гражданах, их полные фамилия имя отчество, дата рождения, родственные отношения по отношению к лицу, записанному главой хозяйства. Также отображаются сведения о выбывших членах хозяйства путем вычеркивания из книги с указанием даты и причин выбытия. По этим основаниям доводы представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о том, что из копии паспорта Исаева В.В. усматривается, что он зарегистрирована по месту жительства в районах, приравненных к районам Крайнего Севера лишь с ДД.ММ.ГГГГ и иных документов, указанных в п.9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ представлено не было, не нашли подтверждение в судебном заседании. Похозяйственные книги ведутся органами местного самоуправления, имелись в распоряжении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, факт проживания Исаева В.В. в Кочевском районе Пермского края отражен в похозяйственных книгах, которые находились и велись непосредственно самим ответчиком, иных документов для подтверждения факта проживания не требовалось. При данных обстоятельствах, требование о представлении документов, ведение и хранение которых велось непосредственно ответчиком, является необоснованным, создающим неоправданные препятствия гражданину в реализации предоставленных ему законом прав, уклонением от реализации возложенных на ответчика полномочий по оказанию государственной (муниципальной) услуги.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17).

Исаев В.В. фактически по смыслу Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", обратился за получением муниципальной услуги, вместо оказания содействия в разрешении поставленного гражданином вопроса, администрация муниципального округа, уклонилась от его разрешения, при этом документы, которые должен быть представить Исаев В.В. находились и велись непосредственно ответчиком, и находились в распоряжении структурных подразделений органа местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент постановки на учет, требования, предъявляемые к гражданам, имеющим право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера истцом были соблюдены.

Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В свою очередь, статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Выпиской из ЕГРП Управления Росреестра по Пермскому краю подтверждается отсутствие в собственности истца иных жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно информации МО МВД России «Кочевский» и ГУ МВД Российской Федерации по Пермскому краю, Исаев В.В на жилищном учете не состоял и не состоит, жилое помещение специализированного жилищного фонда МВД России по Пермскому краю не предоставлялось. (л.д.134)

Решением жилищной комиссии администрация Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Исаеву В.В. отказано во включение в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по причине отсутствия 15-летнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и сведений о проживании в районах Крайнего Севера и приравнённым к ним местностях в период до ДД.ММ.ГГГГ.

    Не согласившись с вышеуказанным решением жилищной комиссии, Исаев В.В. обратился с иском в суд за восстановлением нарушенных прав.

    Принимая решение по данному спору, суд учитывает следующее.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

    Из содержания выше приведенных норм закона следует, что законодатель установил право граждан на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями – общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

    Согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, служба в органах внутренних дел Российской Федерации.

    В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.

Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 12 июня 2009 г. № 3-В09-1, период службы в органах внутренних дел на территории, отнесенного к районам Крайнего Севера, подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

    Таким образом, согласно положениям вышеуказанных норм Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 5 Федерального закона , членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Аналогичные положения закреплены п.п. «в» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

    Как усматривается из материалов дела, на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, стаж в работы в <адрес> Исаева В.В., т.е. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, составлял более 15 лет.

    По этим основаниям указание представителя ответчика администрации Кочевского муниципального района Пермского края на то, что период службы истца в органах внутренних дел не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера, является несостоятельным, а принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушает принцип равенства перед законом.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Исаева В.В. Иное понимание не обеспечит беспристрастное правосудие, реальную защиту прав и свобод человека и гражданина, а право на судебную защиту будет носить декларативный характер, не будет решены задачи гражданского судопроизводства, определенные статьей 2 ГПК РФ.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод; данное конституционное право - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты, обеспечивающей эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П указывал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту жительства. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 2 июня 2011 года № 11-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О и др.). Специального решения об установлении факта имеющего юридическое значение – о проживании на территории Кочевского района для разрешения данного гражданского дела и восстановления нарушенных прав не требуется.

Иное вступало бы в противоречие не только с требованиями стабильности конституционно-правовых отношений, запретом умаления или ограничения права на реализацию предусмотренных законом гарантий и компенсаций, но и с вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, отказ в удовлетворении исковых требований при установленных судом обстоятельствах дела, свидетельствовал бы о том, что судебная защита носит декларативный характер, не обеспечивая реальную защиту нарушенных прав и свобод граждан, что недопустимо в правовом социальном государстве.

    Проанализировав вышеуказанное и установив, что истец Исаев В.В., имеет стаж работы в местности, приравненных к районам Крайнего Севера более 15 лет, не имеет жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и нуждается в улучшении жилищных условий, ранее не получала субсидию на эти цели, суд приходит к выводу, что у истца имеются правовые основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а значит, имеются и законные основания для удовлетворения заявления о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включение в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в категории «пенсионеры» незаконным и понуждении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края к такой постановке на учет с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 и ФИО3 являются детьми (дочери) Исаева В.В. с рождения проживают по месту жительства, возражений относительно совместного участия в программе на получение социальной выплаты, не высказано, возражений ответчика относительно состава очередников не высказано, как и при рассмотрении вопроса на заседании жилищной комиссии, в отношении включения в списки очередников детей заявителя, не имелось.

    Проанализировав вышеуказанное и установив, что истец Исаев В.В. родился в Кочевском районе (в районе Крайнего Севера и приравненные к ним местности) до 01 января 1992 года, имеет стаж работы в местности, приравненных к районам Крайнего Севера более 15 лет, не имеет жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и нуждается в улучшении жилищных условий, ранее не получал субсидию на эти цели, суд приходит к выводу, что у истца имеются правовые основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а значит, имеются и законные основания для удовлетворения заявления о признании решения жилищной комиссии администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включение в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» незаконным и понуждении администрации Кочевского муниципального района Пермского края к такой постановке на учет с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

    

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Исаева В. В.ча к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат как участника комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в категории «пенсионеры», удовлетворить.

Признать решение жилищной комиссии администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включение Исаева В. В.ча в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, как участника комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, незаконным.

    Обязать Администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900002989) включить Исаева В. В.ча,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт , в список граждан-участников комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в категорию «пенсионеры» с составом семьи: дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт ; с даты подачи заявления – с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Судья И.В. Шерстюков

2-95/2023 ~ М-77/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Исаев Василий Васильевич
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального округа
Другие
Информация скрыта
Мелехина Анна Васильевна
Исаева Елена Васильевна
Мелехин Сергей Леонидович
Петрова Юлия Юрьевна
Министерство строительства Пермского края
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Шерстюков Игорь Викторович
Дело на странице суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
14.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2023Передача материалов судье
15.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2023Предварительное судебное заседание
06.04.2023Предварительное судебное заседание
13.04.2023Предварительное судебное заседание
26.04.2023Предварительное судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Дело оформлено
09.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее