Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-66/2024 (2-921/2023;) ~ М-832/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-66/2024

УИД № 59RS0029-01-2023-000863-42

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Копытовой О.Г.,

с участием представителя истца Рожневой Е.А.,

представителя ответчика администрации Нытвенского городского округа – Турбаковой Т.И., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам Аликиной Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Евгения Михайловича к Администрации Нытвенского городского округа Пермского края Территориальному управлению Министерства труда и социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам об установлении факта признания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, возложении обязанности включить в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади,

установил:

Иванов Е.М. обратился в суд с иском к Администрации Нытвенского городского округа, Отделу по Нытвенскому муниципальному району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам, просит установить юридический факт признания Иванова Евгения Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданина РФ, в период с июля 2004 года до достижения 18-ти лет (до ДД.ММ.ГГГГ) оставшимся без попечения родителей. Обязать Администрацию Нытвенского городского округа Пермского края включить Иванова Евгения Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца г. в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей.

Требования уточнены, истец просит установить юридический факт признания Иванова Евгения Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, гражданина РФ, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Администрацию Нытвенского городского округа Пермского края включить Иванова Евгения Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование иска указано, что истец Иванов Евгений Михайлович родился <данные изъяты> Родителями истца являются ФИО1 и ФИО2. Согласно свидетельству о смерти, отец истца - ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о смерти, мать истца - ФИО2, умерла в июле 2004 года. Возраст истца на момент смерти матери составлял 16 лет. После смерти родителя, в нарушении ч.1 ст. 145 СК РФ опека или попечительство над истцом не устанавливалась в виду бездействия социальных служб. До совершеннолетия истец проживал по адресу регистрации один. Так же истец являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца.

По достижению 18 лет, истец был призван на военную службу, после окончания срочной военной службы, истцом был подписан контракт о прохождении военной службы - сроком на 3 года. После военной службы по контракту Истец переехал на постоянное место жительства в <адрес>, где проживает по настоящее время.

Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 18.05.2023 года, истец является собственником 1/7 доли в праве собственности на земельных участок с кадастровым номером на основании Распоряжения «О предоставлении гражданам в общую долевую собственность бесплатно земельных участков в сельском поселении Гамовское Пермского муниципального района Пермского края», выдан 23.11.2022.Иное недвижимое имущество, в том числе жилое помещение в собственности истца отсутствует. Согласно справке от 29.05.2023 года, истец постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. По месту регистрации истец не проживает длительный период времени в связи с невозможностью проживания по месту регистрации ввиду аварийности жилого помещения по данному адресу.

Для получения льгот и помощи, предусмотренных Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др. нормативными актами истцу необходимо установить статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрен внесудебный порядок установления подобного факта, т.к. на сегодня истец является совершеннолетним гражданином, поэтому вынужден обращаться за судебной защитой.

Определением суда от 29.01.2024 заменен ответчик в лице Отдела по Нытвенскому муниципальному району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам на надлежащего ответчика Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам.

Истец Иванов Е.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя.

Представитель истца Рожнева Е.А. в судебном заседании настаивает на требованиях в полном объеме, пояснила, что Иванов Е.М. с письменным заявлением в администрацию Нытвенского городского округа не обращался, когда он хотел подать заявление, у него заявление не приняли, рекомендовали обратиться в суд, отказ был в устной форме. Истец не обращался в администрацию по поводу восстановления договора социального найма, ему позвонили и попросили его перезаключить договор. Данный дом состоит из двух частей, в одной части проживают жители, они ее поддерживают, а второй половины просто нет. О том, что жилое помещение, в котором он проживал с родителями, принадлежит муниципалитету, он узнал 06.02.2023 года, при получении выписки из ЕГРН. Он знал, что там зарегистрирован, но информацией не располагал у кого в собственности дом. Перечень документов необходимых для постановки истца на очередь не целесообразен, т.к. ему пояснили в администрации, что он не является сиротой и отправили в суд. Выдача списка необходимых документов, чтобы встать на очередь на получение жилья не являлось целесообразным, у него не было оснований. Если бы факт, что он сирота был установлен, они должны были поставить его на очередь.

Представитель ответчика администрации Нытвенского городского округа Турбакова Т.И. по требованиям об установлении юридического факта просит принять решение на усмотрение суда. По второму пункту не согласна с требованиями, т.к. Иванов Е.М. должен был обратиться в администрацию с письменным заявлением, после уже обращаться в суд и предоставить копию с отметкой об отказе. Он обращался в администрацию в устной форме, ему был выдан перечень необходимых документов. Для включения истца в список на получение жилья детям сиротам необходимо предоставить определенный перечень документов. Также необходимо предоставить заключение, что не возможно проживать в имеющемся у истца помещении, которое было предоставлено его родителям, Иванов Е.М. был членом семьи нанимателя. Со слов истца - это жилье не пригодно для проживания, но отсутствует надлежаще оформленное заключение о невозможности проживания. При оформлении данного заключения у истца была возможность обратиться с заявлением и решить вопрос о постановке, либо не о постановке на учет. Также Иванов Е.М. обращался в МУП ЖКХ по восстановлению договора найма жилого помещения, договор не восстановлен, в связи с отсутствием договора социального найма, при ликвидации Григорьевского сельского поселения, не были переданы документы в администрацию, не был передан договор в письменной форме. Ответчик признает, что помещение было в муниципальной собственности, объект недвижимости поставлен на кадастровый учет в 2022 году. Ранее наймодателем жилого помещения являлось Григорьевское сельское поселение. Вопрос о постановке на очередь и включение в список детей сирот и оставшихся без попечения родителей рассматривает Отдел социальной политики. Законом Пермского края от 10.05.2017 №88 ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» на орган местного самоуправления возложены определенные обязанности. Гражданин должен обратиться в администрацию, каждое заявление выносится на комиссию, и она принимает решение, рассмотрев весь пакет документов.

Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам Аликина Н.В. считает возможным удовлетворить исковые требования по первому пункту. По второму требованию пояснила, что если это муниципальное жилье и истец является членом семьи нанимателя, то по Федеральному закону, если сирота является членом семьи нанимателя, то необходимо выяснить находится ли жилье в аварийном состоянии, не пригодно ли для проживания. Жилье предоставляется единожды, чтобы получить его через список, нужно заключение. Для заключения необходим документ, подтверждающий, что дом не пригоден для проживания. Члены семьи нанимателя и наниматели должны нести сохранность за данным жилым помещением. Порядок подачи заявления и формирование пакета документов для включения в список регулируется Федеральным законом № 159-ФЗ, если гражданин признан сиротой, он не должен иметь жилья в собственности, не может быть членом семьи нанимателя и не должен иметь жилья в найме. Решение о включении в список рассматривается на комиссии, решение носит коллегиальный характер. В комиссию входит: специалист Отдела социальной политики, органа опеки и попечительства, юридического отдела администрации, управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации и председатель комиссии по делам несовершеннолетних, начальник отдела социальной политики.

Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении: других имеющих юридическое значение фактов.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ст.267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, присоздании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Согласно ст.145 Семейного кодекса Российской Федерации, опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу положений ст. 1 вышеуказанного закона Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с вышеуказанным Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со свидетельством о смерти, сведениями Отдела ЗАГС администрации Нытвенского городского округа, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9); ФИО2 умерла в июле 2004 года (л.д.10, 109).

По сообщению ОМВД России по Нытвенскому городскому округу от 13.12.2023, сведений о розыске ФИО2 как без вести пропавшей в период с 2004 г., не имеется (л.д.110-111).

Из справки Григорьевско-Постаноговского территориального отдела администрации Нытвенского городского округа от 29.05.2023 г. следует, что Иванов Е.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.13).

ОМВД России по Нытвенскому городскому округу 14.02.2024 сообщается, что Иванов Е.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по н.в. Временно: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В справке администрации Постаноговского сельского поселения от 2011 г. указано, что Иванов Е.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Совместно с ним зарегистрирован по месту жительства брат ФИО4 (л.д.99).

В выписке из ЕГРН от 18.05.2023 г., от 22.08.2023 г. указано, что Иванову Е.М. принадлежит 1/7 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 548 +/-8 кв.м., кадастровый , вид разрешенного использования: ведение садоводства, по адресу: <адрес> (л.д.14, 68).

По сообщению ГБУ «ЦТИ ПК» от 21.02.2023, от 24.08.2023 сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес> в архиве отсутствуют (л.д.17, 76).

В материалы дела представлена копия технического паспорта на квартиру <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что жилое помещение построено в 1987 г., общей площадью 63,2 кв.м., состоит из трех жилых комнат, кухни, коридора, сведения о принадлежности отсутствуют, износ составляет 42 % (л.д.77-78).

В архивной справке от 24.01.2024 указано, что в документах архивного фонда Совета депутатов и администрации Постаноговского сельского поселения, в документах исполнительного комитета Зенковского Совета народных депутатов Нытвенского района, в документах администрации Зенковского сельсовета Нытвенского района, в похозяйственных книгах за 1986-1996 годы по адресу: <адрес> (название улицы и номер дома отсутствуют), проживали: ФИО1, глава, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 1986-1996 годы; ФИО2, жена, ДД.ММ.ГГГГр., 1986-1996 годы; ФИО3, сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 1986-1996 годы; ФИО4, сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 1986-1996 годы; Иванов Евгений Михайлович, сын, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 1988-1996 годы. В графе II. Постройки, являющиеся личной собственностью хозяйства имеются записи: «кв. с/за» (л.д.19).

Управление ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа 20.01.2023 сообщает, что на сегодняшний день договор социального найма в администрации Нытвенского городского округа не заключен. По информации специалиста Григорьевско-Постаноговского территориального отдела договор социального найма на жилое помещение по адресу <адрес> ранее не заключался. Жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> является муниципальной собственностью, поставлен кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20). Данное жилое помещение в реестре непригодных жилых помещений для проживания не числится, жилой дом ветхим и аварийным не признавался (л.д.80).

26.12.2022 в администрации Нытвенского городского округа зарегистрировано обращение по вопросу «Предоставление жилья по договору социального найма», направлено в адрес Управления ЖКХ, благоустройства и транспорта (л.д.32).

Выпиской из ЕГРН от 29.10.2022, от 22.08.2023 подтверждается, что блок жилого дома блокированной застройки, кадастровый , площадью 64,6 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежит Муниципальному образованию Нытвенский городской округ с 29.10.2022 г. (л.д.21-23, 69-70).

Выпиской из ЕГРН от 06.02.2023 подтверждается, что блок жилого дома блокированной застройки, кадастровый , площадью 65,8кв.м., по адресу: <адрес> принадлежит Муниципальному образованию Нытвенский городской округ с 14.11.2022 г. (л.д.28-29).

По сообщению ГКБУ «ГАПК» от 12.01.2023, представить сведения, документы за 1988 год о предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес> на имя Иванова Е.М. не представляется возможным. Документы Постаноговского сельского поселения Нытвенского района на хранение в ГКБУ «ГАПК» не поступали (л.д.31).

Актом обследования от 12.07.2022 по адресу: <адрес>, представленного Управлением ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа, подтверждается, что двухквартирный брусчатый жилой дом, существующее помещение состоит из трех комнат, коридора и кухни, общей площадью 51,0 кв.м. Кровля – шифер по деревянным стропилам, обрешетке. Отсутствие отдельных листов, отколы и трещины. Потолочное перекрытие – деревянное утепленное по балкам. Конструкция на грани разрушения. Полы дощатые, прогибы и просадки пола. Оконные блоки деревянные, стекла в рамах отсутствуют. Отопление печное, печь частично разобрана, не пригодна к использованию, водоснабжение и канализация отсутствует. Длительное время в данной квартире никто не проживает (л.д.34-35).

В справке ОПФР по Пермскому краю от 18.02.2022 указано, что Иванов Е.М. являлся получателем страховой пенсии по потере кормильца за умершего отца – ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, получателем социальной пенсии как круглый сирота, в связи со смертью матери – ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36). Представлена копия решения о назначении Иванову Е.М. социальной пенсии круглому сироте с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.114-118).

В ТУ МСР по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам документы об установлении опеки над Ивановым Е.М. отсутствуют (л.д.91).

Выписками из ЕГРН от 13.02.2024 подтверждается, что помещение по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО5 (1/3 доля) и Рожневой Е.А. (2/3 доли); помещение по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО6 и ФИО7

В материалы дела представлен контракт о прохождении Ивановым Е.М. военной службы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании исследованных доказательств и в их совокупности в судебном заседании установлено, что Иванов Е.М. имел в малолетнем возрасте обоих родителей. Иванов Е.М. со своими родителями ФИО1 и ФИО2 проживал по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено родителям администрацией поселения по договору найма жилого помещения, однако указанный договор не сохранился. До настоящего времени истец Иванов Е.М. зарегистрирован в указанном жилом помещении как по постоянному месту жительства.

Отец истца - ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца - ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ (точная дата не установлена, актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что не ранее чем с июля 2004 года Иванов Е.М. с 16-летнего возраста является ребенком-сиротой, то есть лицом, у которого в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя.

Установление данного факта имеет для заявителя юридическое значение, поскольку позволяет решить вопрос о признании статуса лица из числа детей-сирот.

С учетом изложенного, суд считает заявление Иванова Е.М. об установлении юридического факта признания лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте подлежащим удовлетворению.

При разрешении требований о возложении на Администрацию Нытвенского городского округа обязанности по совершению определенной обязанности, суд принимает ко вниманию выше изложенное, а так же то, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие невозможность проживания в жилом помещении <адрес>. Согласно пояснениям истца, выезд с указанного адреса был вызван необходимостью прохождения военной службы по призыву, в последующем прохождении военной службы по контракту.

Помещение, в котором зарегистрирован истец, не признано не пригодным для проживания, аварийным в надлежащем порядке, т.е. отсутствует соответствующее заключение. Однако, в акте осмотра отражены основания, свидетельствующие о невозможности проживания истца в указанном жилом помещении.

Суд, исходя из фактических обстоятельств данного дела, полагает, что Иванов Е.М. в установленном законом порядке не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по уважительным причинам.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 2 - 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.

В соответствии с п. 42 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Указанная оценка проводится в соответствии с главой IV Положения.

На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Рассматривая требования о возложении на Администрацию Нытвенского городского округа обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к следующему.

Ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК (ред. от 03.04.2023) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;

4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;

5) принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке;

6) обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» предусмотрено, что прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

4. Заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают:

а) законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

б) дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности;

в) лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;

г) лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;

д) законные представители недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

К заявлению о включении в список заявителем прилагаются документы, указанные в пункте 7.

Уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченная организация) в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о включении в список запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами пятым - восьмым пункта 6 настоящих Правил.

13. В порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:

о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;

об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

Из материалов дела следует, что истец Иванов Е.М. с заявлением о включении его в указанный список с приложением необходимых документов в администрацию Нытвенского городского округа не обращался, соответствующее решение органом местного самоуправления не выносилось.

Таким образом, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

На основании изложенного, требования о возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат оставлению без рассмотрения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Установить юридический факт признания Иванова Евгения Михайловича, <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Требования Иванова Евгения Михайловича о возложении на Администрацию Нытвенского городского округа Пермского края обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Пищикова

Мотивированное решение составлено 06 марта 2024 года.

2-66/2024 (2-921/2023;) ~ М-832/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванов Евгений Михайлович
Ответчики
ТУ МСР Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам
Администрация Нытвенского городского округа
Другие
Рожнева Екатерина Альбертовна
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Пищикова Л.А.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
14.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2023Предварительное судебное заседание
04.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.12.2023Предварительное судебное заседание
06.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.01.2024Предварительное судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее