УИД: 59RS0004-01-2022-001989-10 <данные изъяты>
Дело № 2-2035/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Бекмансурова Фарита Накиповича, Бекмансуровой Маргариты Федоровны муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования – Управление жилищных отношений администрации г. Перми,
у с т а н о в и л:
истцы обратились в суд с иском к администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. В обоснование требований указали, что являлись собственниками (по <данные изъяты> доли в праве собственности у каждого) жилого помещения – <Адрес>, расположенной в указанном доме. Многоквартирный дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем между муниципальным образованием город Пермь и истцами 21.05.2021 заключен договор об изъятии жилого помещения. Размер возмещения не включал компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в нарушение требований ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем капитальный ремонт в многоквартирном доме не производился, в связи с чем за наймодателем сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Истцы просили взыскать в свою пользу компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт с учетом уточненного искового заявления в размере по 140 611,00 руб. в пользу каждого на основании Отчета об оценке №9545 от 04.03.2022, выполненного <данные изъяты> по состоянию на 21.05.2021, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере по 150,00 руб. каждому, по оплате оценки в размере 15000,00 руб. в пользу Бекмансуровой М.Ф.
Истцы в судебное заседание не явился (извещены надлежащим образом 0 почтовые уведомления л.д. 114, 115), направив заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 58, 59).
Представитель администрации г. Перми Гаджиев Э.С. направил в суд письменные возражения, в которых просил о проведении судебного заседания в своё отсутствие, а также выразил не согласие с заявленными требованиями, поскольку между сторонами заключен договор об изъятии жилого помещения, в котором сторонами определен размер возмещения, являющийся в соответствии с п. 1.5 Договора окончательным. Просит в иске отказать, поскольку не представлено доказательств истцами, что дом на момент приватизации жилых помещений нуждался в проведении капитального ремонта и он в доме не проводился (л.д. 126-127).
Управление жилищных отношений администрации г. Перми о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (почтовое уведомление – 117), заявлений, ходатайств и представителя в судебное заседание не направило, мнение по заявленному иску не выразило.
Суд, руководствуясь положениями ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Положениями части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
В силу положений статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Положениями ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, была включена в Единый реестр муниципального имущества г. Перми, что подтверждается ответом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 24.12.2012 (л.д. 10).
На основании Договора безвозмездной передачи жилого помещения в долевую собственность граждан от 01.02.2013, заключенному с администрацией Дзержинского района г. Перми, Бекмансуров Ф.Н., Бекмансурова М.Ф. приобрели в долевую собственность граждан (по <данные изъяты> доли в праве у каждого) двухкомнатную квартиру общей площадью 37,8 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес> (л.д. 11-14).
По месту жительства в указанном жилом помещении Бекмансурова М.Ф. зарегистрирована по месту жительства с 13.04.1984, Бекмансуров Ф.Н. – с 06.09.1985, сняты с регистрационного учета – 29.07.2021, что подтверждается копиями паспортов истцов (л.д. 15-16).
Согласно техническому паспорту с 13.10.1994 администрация г. Перми являлась собственником жилого многоквартирного дома (л.д. 17-30).
Капитальный ремонт в многоквартирном доме по сведениям, отраженным в справке ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» и техническом паспорте, проводился в 1974 году (л.д. 17-30, 122).
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Дзержинского района г. Перми от 15.06.2017 №28 выявлены основания для признания <Адрес> в <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 50).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 19.06.2017 №СЭД-059-11-01-04-85 многоквартирный <Адрес> в <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок отселения граждан предусмотрен до 31.12.2023 (л.д. 51).
Распоряжением начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от 13.02.2020 №21-01-03-230 для муниципальных нужд изъят земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес> (л.д. 128-129).
Факт аварийности многоквартирного дома также подтверждается Заключением по результатам технического обследования строительных конструкций жилого дома, выполненным специализированной организацией <данные изъяты> (л.д. 31-49).
В заключении указано, что дом 1960 года постройки, физический износ здания по данным технического паспорта БТИ на 30.06.1994 составляет 53%, согласно техническому паспорту последний капитальный ремонт проводился в 1974 году, на момент обследования конструкций дома в апреле 2017 года фундамент (грунт основания), стеновое ограждение, перекрытия (чердачное и межэтажное), стропильная система и кровля находились в аварийном состоянии, характеризовались повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения; на момент обследования дома срок его эксплуатации составлял 57 лет, тогда как согласно приложению 3 ВСН 58-88 (р) нормативный срок службы бутовых ленточных фундаментов составляет 40 лет, деревянных стен – 30 лет, деревянных элементов междуэтажного перекрытия – 60 лет, а чердачного перекрытия – 30 лет, деревянных стропил и обрешетки – 50 лет. В связи с физическим износом произошло ухудшение эксплуатационных характеристик несущих и ограждающих конструкций.
21.05.2021 между муниципальным образованием город Пермь и истцами заключен договор об изъятии жилого помещения №169-УЖО-БИ, которым размер возмещения определен сторонами 1 878 560,00 руб. на основании Отчета об оценке <данные изъяты> №8348 от 02.04.2021, из которых 1 777 760,00 руб. – рыночная стоимость жилого помещения, 13 000,00 руб. – стоимость изготовления отчета об оценке, 87 800,00 руб. – расходы на переезд и услуги риелтора, оформление права собственности на иное помещение (л.д. 5).
Пунктом 1.5 Договора установлено, что размер возмещения является окончательным и пересмотру не подлежит.
В подтверждение размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт истцом к уточненному исковому заявлению приложен Отчет №9545, выполненный <данные изъяты> по состоянию на дату заключения договора изъятия 21.05.2021, в котором размер компенсации определен 281 222,00 руб., соразмерно <данные изъяты> доли в праве составит – 140 611,00 руб.
Суд приходит к выводу, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме в период его эксплуатации с момента перехода здания в собственность администрации г. Перми в 1994 году и отсутствием такого ремонта с 1974 года, ответчиком доказательств отсутствия необходимости проведения капитального ремонта не представлено. Как следует из материалов дела технического паспорта) дом являлся деревянным, построен в 1960 году и первый капитальный ремонт проведен в 1974 году, то есть спустя 14 лет после постройки. Однако ни на момент перехода права собственности к администрации г. Перми в 1994 году (20 лет после проведения последнего капитального ремонта), ни в последующем, в том числе на дату передачи квартиры в порядке приватизации в собственности истцов в 2013 году, администрацией г. Перми, как собственником, капитальный ремонт многоквартирного дома не проводился, при этом ответчиком доказательств того, что капитальный ремонт в доме проводился либо многоквартирный дом в силу своей конструктивной особенности не нуждался в проведении такого ремонта, в материалы дела не представлено. Вместе с тем из имеющегося в материалах дела технического паспорта на здание усматривается, что капитальный ремонт в доме не проводился после 1974 года, в связи с чем обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя до приватизации жилых помещений в доме, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, что также подтверждается техническим заключением <данные изъяты>, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размер возмещения за изымаемое жилое помещение даже при выплате собственникам возмещения в соответствии с договором об изъятии жилого помещения.
Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.
Поскольку жилой дом в результате ненадлежащего содержания пришел в аварийное состояние, в том числе по причине не проведения своевременных капитальных ремонтов, при изъятии такого помещения истцам подлежит выплате компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, которая договором об изъятии не была определена. Ответчиком доказательств возмещения затрат на капитальный ремонт истцам в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика о том, что договор об изъятии исполнен и не подлежит изменению, правового значения не имеют, поскольку заключенным договором не установлено, что стороны пришли к соглашению о не выплате компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, которая подлежит выплате собственникам аварийного жилого помещения при его изъятии в силу закона, поскольку наймодателем обязанность по проведению капитального ремонта не была своевременно выполнена, право собственности истцов возникло в порядке приватизации.
В целях определения размера компенсации суд полагает возможным принять во внимание Отчет №9545, выполненный <данные изъяты> по состоянию на 21.05.2021, поскольку расчет компенсации в данном отчете выполнен на дату заключения договора об изъятии жилого помещения и в соответствии с положениями ст. 166 Жилищного кодекса РФ.
Ответчиком доказательств в подтверждение возражений относительно размера компенсации не представлено, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Таким образом, с администрации г. Перми в пользу истцов подлежит взысканию компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере по 140 611,00 руб. в пользу каждого.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что требований о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт являются требованиями имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку вытекают из защиты жилищных прав собственника при изъятии аварийного жилого помещения в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то правила пропорционального взыскания судебных расходов при взыскании компенсации в ином размере нежели заявлено истцом, не применяются.
Истцами при подаче иска понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере по 150,00 руб. каждым, что подтверждается чеками-ордерами от 05.03.2022 (л.д. 3,4).
Кроме того истцом Бекмансуровой М.Ф. понесены судебные расходы по оплате оценки в размере 15 000,00 руб., что подтверждается копией договора №9545-22 на оказание услуг по проведению оценки от 04.03.2022 (л.д. 54-55), копией акта №9545 на выполнение услуг от 04.03.2022 (л.д. 56), копией квитанции к приходном кассовому ордеру №9545 от 04.03.2022 на сумму 15 000,00 руб. (л.д. 57), Отчетом об оценке №9545.
Таким образом с администрации г. Перми в пользу Бекмансурова Ф.Н. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150,00 руб., в пользу Бекмансуровой М.Ф. – по оплате государственной пошлины в размере 150,00 руб., по оплате оценки в размере 15000,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с администрации г. Перми в пользу Бекмансурова Фарита Накиповича и Бекмансуровой Маргариты Федоровны компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в размере по 140 611,00 руб. каждому.
Взыскать с администрации г. Перми в пользу Бекмансурова Фарита Накиповича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150,00 руб.
Взыскать с администрации г. Перми в пользу Бекмансуровой Маргариты Федоровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150,00 руб., по оплате оценки в размере 15 000,00 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>