Дело №2-961/2022
УИД: 58RS0005-01-2022-001453-38
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2022 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Рязанцевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Бессоновского района Пензенской области Завалиной Е.В.,
при помощнике судьи Дементьевой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в с.Бессоновка гражданское дело по иску прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бессоновского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором ссылается на следующие обстоятельства:
Прокуратурой Бессоновского района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, расположенным на территории сельского поселения, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований законодательства перед входом в здание администрации, отсутствуют носители информации о порядке предоставления услуг, оформленные в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе отсутствует дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Бездействие администрации нарушает действующее законодательство о социальной защите инвалидов, а также нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, что свидетельствует о формальном подходе должностных лиц к исполнению возложенных на них должностных обязанностей.
Просил суд обязать ответчика до 01 июня 2023 года исполнить обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно разместить на стене перед входом в здание, расположенное по адресу: <адрес>, информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
В судебном заседании помощник прокурора Бессоновского района Пензенской области ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, от главы администрации ФИО4 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с данной Конституцией Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации) (ст.15).
В силу положений п.7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест помещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Пункт 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 904/пр, устанавливает, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что 31 октября 2022 года в ходе проведенной прокуратурой Бессоновского района Пензенской области проверки выявлены нарушения требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению муниципальным образованием Проказнинский сельсовет: перед входом в здание администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области по адресу: <адрес>, отсутствуют носители информации о порядке предоставления услуг, оформленные в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в т.ч. отсутствует дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 31 октября 2022 года.
В соответствии с требованиями закона, ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к информации инвалидов по зрению, что в полной мере согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Выявленные прокуратурой Бессоновского района нарушения законодательства имеют особое общественное значение, поскольку ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Представитель ответчика администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области возражений относительно исковых требований не представил.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд обязывает администрацию Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области устранить допущенные нарушения законодательства, в срок до 01 июня 2023 года.
Указанный срок, с учетом времени необходимого для выполнения работ по оборудованию здания информационным табло (тактильной табличкой), суд считает разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению удовлетворить.
Обязать администрацию Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области разместить на стене перед входом в здание, расположенное по адресу: <адрес> информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля в срок до 01 июня 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Е.А. Рязанцева