Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-111/2023 ~ М-90/2023 от 29.03.2023

    Дело

    УИД

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

     21 апреля 2023 г.                                                                                  г. Краснознаменск

      Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мальковской Г.А.,

     с участием представителя истца Архиповой И.В.,

     представителя ответчика администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» Ключникова Д.Е.,

     представителя ответчика МУП « Водоканал» Федоренко В.А.,

     при помощнике Андросовой Н.В.,

     рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в лице территориального отдела в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах в интересах неопределенного круга потребителей к МУП "Водоканал", администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» о признании действий противоправными и обязании совершить определенные действия по обеспечению питьевой воды надлежащего качества,

                                                    УСТАНОВИЛ:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в лице территориального отдела в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах (Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, Роспотребнадзор) обратился в суд с названным иском, указывая, что в отношении ответчика - МУП "Водоканал" в рамках рассмотрения обращения гражданки с жалобой на предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению жителям пос. Неманское Краснознаменского района Калининградской области ненадлежащего качества, проведен отбор проб водопроводной воды из жилого <адрес> и разводящей сети по этой же улице.. Отбор проб воды проведен 31.01.2023 специалистами аккредитованного испытательного центра ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Калининградской области в городе Гусев» по предписанию территориального отдела. Исследования проб воды питьевой по микробиологическим, санитарнохимическим показателям проведен на соответствие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». По результатам лабораторных исследований установлен факт

    предоставления коммунальных услуг (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества - несоответствия состава и свойства холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании вышеназванных СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21 и тем самым нарушение прав потребителей, а именно: - проба питьевой воды в разводящей сети, из крана в ванной по адресу: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 СанПиН 1.2.3685-21 (содержания железа 8,9±2,2 мг/дм3 (при гигиеническом нормативе не более 0,30 мг/дм3); мутность 14,1±2,8 ЕМФ (при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ; жесткость общая 7,5±1,1 Ж (при_гигиеническом нормативе не более 7,0 Ж) по гигиенической оценке протоколов лабораторных исследований, измерений №М.110.104.К.П.22 от 03.02.2023. Жители <адрес> в <адрес>, пользующиеся или имеющие намерения воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями. Наличие у потребителей договорных отношений с МУП «Водоканал» подтверждается ежемесячно высылаемой квитанцией об оплате за холодное водоснабжение. Факты предоставления коммунальных услуг (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества - несоответствия состава и свойства холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании подтверждаются заключениями эксперта. Однако МУП "Водоканал" до настоящего времени предоставляет потребителям услугу водоснабжения, не соответствующую обязательным требованиям, что является нарушением ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

    Истец Роспотребнадзор, с учетом окончательных уточнений по иску, просил признать действия МУП «Водоканал», выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей <адрес> райрона. Обязать МУП «Водоканал» Краснознаменского МО прекратить противоправные действия, обеспечив соответствие качества питьевой воды подаваемой населению указанного населенного пункта санитарно- эпидемиологическим требованиям. Обязать ответчиков МУП «Водоканал» и администрацию МО «Краснознаменский муниципальный округ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

    Определением суда от 31 марта 2023 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области».

    Представитель истца по доверенности Архипова И.В. поддержала исковые требования с учетом уточнений, просила требования удовлетворить в полном объеме.

    Ответчиком МУП «Водоканал» представлены письменные возражения на иск, в котором ответчик ссылался на то. что эксплуатирует имущество, переданное по договору хозяйственного ведения учредителем, изношенность (более 60%) водопроводной сети в <адрес>. За года многолетней эксплуатации стенки водопроводных труб покрылись изнутри наслоениями из окислов и солей железа. При отключении электроэнергии, после возобновления её подачи, происходит срыв давлением воды накопленных отложений и подача в тупиковые точки, которой и является <адрес> Очищение в таких случаях осуществляется путем сброса загрязненной воды в крайних точках до полного очищения воды. В данном случае об отключении электроэнергии предприятию не было сообщено, в связи с чем не был своевременно произведен сброс воды с целью её очистки. Кроме того, в возражениях указано, что в 2022 г. по Программе конкретных дел был произведен капитальный ремонт участка водопровода по <адрес> протяженностью 200 м., что по сравнению с общей протяженностью в 7 км является незначительным.

    В судебном заседании представитель ответчика Федоренко В.А.поддержал доводы возражений, указал, что предприятие обращалось в администрацию района по поводу обеспечения качества питьевой воды, согласился с тем, что данный вопрос иска требует разрешения, и совместно с собственником водопроводных сетей данную проблему по качеству питьевой воды будет разрешать.

    Представитель администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» Ключников Д.Е. в судебном заседании согласился с уточненными исковыми требованиями, указал, что МУП «Водоканал» был создан для организации водоснабжения населения, не отрицал ухудшение качества воды в <адрес>, а потому вопросы обеспечения качества воды совместно с МУП «Водоканал» будут разрешаться с учетом финансовых возможностей.

Суд, выслушав представителей истца и ответчиков, изучив представленные доказательства, считает заявленные Роспотребнадзором требования подлежащими удовлетворению.

      В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Исходя из абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Юридические лица в силу ст. 11 Закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу п. 1 ст. 19 названного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона РФ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.30.1999г. установлены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, в соответствии с которыми при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.

В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Из пункта 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» следует, что вопросы водоснабжения населения и водоотведения относятся к вопросами местного значения городского поселения.

Правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).

На основании Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного     постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.

Требования к качеству питьевой воды и порядок контроля за таким качеством установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...").

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего и холодного водоснабжения », питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п. 2.2).

В соответствии с п.п. «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354), потребитель имеет право - получить в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Приложением №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, определены требования к качеству холодного водоснабжения - постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Согласно ст. ст. 215, 294 и 296 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Судом установлено, что в <адрес> по состоянию на 01.03.2023 года проживает 660 человек.

Согласно постановления МО «Краснознаменский городской округ» А от 01.03.2018, МУП «Водоканал» Краснознаменского муниципального округа является единой организацией на территории МО «Краснознаменский муниципальный округ» оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению.

Услуги по централизованному водоснабжению населения Краснознаменского муниципального округа, в том числе, <адрес>, предоставляет МУП «Водоканал», учредителем которого является муниципальное образование «Краснознаменский городской округ Калининградской области», переименовано в « Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области», что подтверждается соответствующим постановлением администрации от 03.10.2017 .

Из Устава МУП «Водоканал Краснознаменского городского округа, утвержденного постановлением администрации МО «Краснознаменский городской округ» от 03.10.2017 следует, что одним из видов деятельности предприятия является оказание услуг населению и юридическим лицам по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, именно орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении указанных объектов, независимо от того, кому они переданы и на каком основании.

Из материалов дела следует, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах неоднократно поступали обращения граждан, проживающих в пос. Неманское Краснознаменского района по вопросам обеспечения их холодным водоснабжением ненадлежащего качества (л.д.20,21).

В ходе проверки по доводам обращения с жалобой на предоставление коммунальной услуги водоснабжения жителям поселка <адрес> ненадлежащего качества, а именно того, что подаваемая населению питьевая вода не соответствует санитарным нормам и химическому составу, проведен отбор проб водопроводной воды из жилого <адрес> и разводящей сети по этой же улице.

По результатам лабораторных исследований, проведенных специалистами аккредитованного испытательного центра ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Калининградской области в г. Гусеве», был установлен факт предоставления коммунальных услуг (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества - несоответствия состава и свойства холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания») и тем самым нарушение прав потребителей, а именно:

- проба питьевой воды в разводящей сети, из крана в ванной по адресу: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям (содержания железа 8,9±2,2 мг/дм3 (при гигиеническом нормативе не более 0,30 мг/дм3; мутность 14,1±2,8 ЕМФ (при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ; жесткость общая 7,5±1,1 Ж (при гигиеническом нормативе не более 7,0 Ж) по гигиенической оценке протоколов лабораторных исследований, измерений №М.110.104.К.П.22 от 03.02.2023 ( л.д 8-16).

13.02.2023 Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах направил МУП «Водоканал» предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №02 от 13.02.2023 ( л.д 17-18).

Аккредитованным испытательным лабораторным центром АИЛЦ ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Калининградской области в г. Гусеве», при проведении исследований полученных проб, сделаны выводы о том, что качество питьевой воды, отобранной из распределительной сети в <адрес>, не соответствует требованиям пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», что свидетельствует о подаче некачественной воды населению <адрес> непосредственно из источников водоснабжения.

Поскольку ответчиком не опровергнуты доводы иска и представленные суду доказательства, объективно указывающие на несоответствие воды, поставляемой жителям домов, расположенных на <адрес> в <адрес>, требованиям гигиенических нормативов, установленных для питьевой воды, и с учетом положений ст. ст. 4, 7, 8, 9, 10 Закона РФФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», суд приходит к выводу о наличии нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, прав неопределенного круга потребителей на получение питьевой воды, соответствующей нормативным требованиям безвредности по химическим показателям.

      Таким образом, факты предоставления МУП «Водоканал» потребителю коммунальных услуг в <адрес> питьевого водоснабжения ненадлежащего качества свидетельствует о неисполнении надлежащим образом данным ответчиком своих обязанностей.

В соответствии с п.2 ст. 46 Закона РФ " О защите прав потребителей " при удовлетворении    иска    орган    государственного    надзора    в     защиту      прав

неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами права, суд считает заявленные исковые требованиями обоснованными и подлежащими удовлетворению, в том числе и в части обязания ответчиков довести до сведения потребителей содержание решения суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Калининградской области - удовлетворить.

Признать противоправными действия МУП "Водоканал" Краснознаменского муниципального округа Калининградской области, выразившиеся в поставке питьевой воды ненадлежащего качества в отношении неопределенного круга потребителей <адрес>.

Обязать МУП «Водоканал» Краснознаменского муниципального округа Калининградской области обеспечить соответствие качества питьевой воды, подаваемой населению <адрес>, санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Обязать МУП «Водоканал» Краснознаменского муниципального округа и администрацию МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» довести до сведения потребителей содержание решения суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 24 апреля 2023 г.

              Судья                                              Г.А. Мальковская

2-111/2023 ~ М-90/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области
Ответчики
Администрация МО "Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области"
МУП "Водоканал"
Другие
Федоренко Владимир Александрович (предст. МУП "Водоканал")
Суд
Краснознаменский районный суд Калининградской области
Судья
Мальковская Г.А.
Дело на сайте суда
krasnoznamensky--kln.sudrf.ru
29.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
31.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2023Дело оформлено
26.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее