Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2023 г. г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мальковской Г.А.,
с участием представителя истца Архиповой И.В.,
представителя ответчика администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» Ключникова Д.Е.,
представителя ответчика МУП « Водоканал» Федоренко В.А.,
при помощнике Андросовой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в лице территориального отдела в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах в интересах неопределенного круга потребителей к МУП "Водоканал", администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» о признании действий противоправными и обязании совершить определенные действия по обеспечению питьевой воды надлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области в лице территориального отдела в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах (Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, Роспотребнадзор) обратился в суд с названным иском, указывая, что в отношении ответчика - МУП "Водоканал" в рамках рассмотрения обращения гражданки с жалобой на предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению жителям пос. Неманское Краснознаменского района Калининградской области ненадлежащего качества, проведен отбор проб водопроводной воды из жилого <адрес> и разводящей сети по этой же улице.. Отбор проб воды проведен 31.01.2023 специалистами аккредитованного испытательного центра ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Калининградской области в городе Гусев» по предписанию территориального отдела. Исследования проб воды питьевой по микробиологическим, санитарнохимическим показателям проведен на соответствие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». По результатам лабораторных исследований установлен факт
предоставления коммунальных услуг (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества - несоответствия состава и свойства холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании вышеназванных СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21 и тем самым нарушение прав потребителей, а именно: - проба питьевой воды в разводящей сети, из крана в ванной по адресу: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 СанПиН 1.2.3685-21 (содержания железа 8,9±2,2 мг/дм3 (при гигиеническом нормативе не более 0,30 мг/дм3); мутность 14,1±2,8 ЕМФ (при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ; жесткость общая 7,5±1,1 Ж (при_гигиеническом нормативе не более 7,0 Ж) по гигиенической оценке протоколов лабораторных исследований, измерений №М.110.104.К.П.22 от 03.02.2023. Жители <адрес> в <адрес>, пользующиеся или имеющие намерения воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями. Наличие у потребителей договорных отношений с МУП «Водоканал» подтверждается ежемесячно высылаемой квитанцией об оплате за холодное водоснабжение. Факты предоставления коммунальных услуг (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества - несоответствия состава и свойства холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании подтверждаются заключениями эксперта. Однако МУП "Водоканал" до настоящего времени предоставляет потребителям услугу водоснабжения, не соответствующую обязательным требованиям, что является нарушением ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Истец Роспотребнадзор, с учетом окончательных уточнений по иску, просил признать действия МУП «Водоканал», выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей <адрес> райрона. Обязать МУП «Водоканал» Краснознаменского МО прекратить противоправные действия, обеспечив соответствие качества питьевой воды подаваемой населению указанного населенного пункта санитарно- эпидемиологическим требованиям. Обязать ответчиков МУП «Водоканал» и администрацию МО «Краснознаменский муниципальный округ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
Определением суда от 31 марта 2023 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области».
Представитель истца по доверенности Архипова И.В. поддержала исковые требования с учетом уточнений, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчиком МУП «Водоканал» представлены письменные возражения на иск, в котором ответчик ссылался на то. что эксплуатирует имущество, переданное по договору хозяйственного ведения учредителем, изношенность (более 60%) водопроводной сети в <адрес>. За года многолетней эксплуатации стенки водопроводных труб покрылись изнутри наслоениями из окислов и солей железа. При отключении электроэнергии, после возобновления её подачи, происходит срыв давлением воды накопленных отложений и подача в тупиковые точки, которой и является <адрес> Очищение в таких случаях осуществляется путем сброса загрязненной воды в крайних точках до полного очищения воды. В данном случае об отключении электроэнергии предприятию не было сообщено, в связи с чем не был своевременно произведен сброс воды с целью её очистки. Кроме того, в возражениях указано, что в 2022 г. по Программе конкретных дел был произведен капитальный ремонт участка водопровода по <адрес> протяженностью 200 м., что по сравнению с общей протяженностью в 7 км является незначительным.
В судебном заседании представитель ответчика Федоренко В.А.поддержал доводы возражений, указал, что предприятие обращалось в администрацию района по поводу обеспечения качества питьевой воды, согласился с тем, что данный вопрос иска требует разрешения, и совместно с собственником водопроводных сетей данную проблему по качеству питьевой воды будет разрешать.
Представитель администрации МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» Ключников Д.Е. в судебном заседании согласился с уточненными исковыми требованиями, указал, что МУП «Водоканал» был создан для организации водоснабжения населения, не отрицал ухудшение качества воды в <адрес>, а потому вопросы обеспечения качества воды совместно с МУП «Водоканал» будут разрешаться с учетом финансовых возможностей.
Суд, выслушав представителей истца и ответчиков, изучив представленные доказательства, считает заявленные Роспотребнадзором требования подлежащими удовлетворению.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Исходя из абз. 2 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Юридические лица в силу ст. 11 Закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В силу п. 1 ст. 19 названного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно п.1 ст.24 Федерального закона РФ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.30.1999г. установлены санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, в соответствии с которыми при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Из пункта 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» следует, что вопросы водоснабжения населения и водоотведения относятся к вопросами местного значения городского поселения.
Правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
На основании Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Требования к качеству питьевой воды и порядок контроля за таким качеством установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 (ред. от 30.12.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...").
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего и холодного водоснабжения », питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п. 2.2).
В соответствии с п.п. «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354), потребитель имеет право - получить в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Приложением №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, определены требования к качеству холодного водоснабжения - постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Согласно ст. ст. 215, 294 и 296 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Судом установлено, что в <адрес> по состоянию на 01.03.2023 года проживает 660 человек.
Согласно постановления МО «Краснознаменский городской округ» №А от 01.03.2018, МУП «Водоканал» Краснознаменского муниципального округа является единой организацией на территории МО «Краснознаменский муниципальный округ» оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению.
Услуги по централизованному водоснабжению населения Краснознаменского муниципального округа, в том числе, <адрес>, предоставляет МУП «Водоканал», учредителем которого является муниципальное образование «Краснознаменский городской округ Калининградской области», переименовано в « Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области», что подтверждается соответствующим постановлением администрации от 03.10.2017 №.
Из Устава МУП «Водоканал Краснознаменского городского округа, утвержденного постановлением администрации МО «Краснознаменский городской округ» от 03.10.2017 следует, что одним из видов деятельности предприятия является оказание услуг населению и юридическим лицам по водоснабжению и водоотведению.
Таким образом, именно орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении указанных объектов, независимо от того, кому они переданы и на каком основании.
Из материалов дела следует, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах неоднократно поступали обращения граждан, проживающих в пос. Неманское Краснознаменского района по вопросам обеспечения их холодным водоснабжением ненадлежащего качества (л.д.20,21).
В ходе проверки по доводам обращения с жалобой на предоставление коммунальной услуги водоснабжения жителям поселка <адрес> ненадлежащего качества, а именно того, что подаваемая населению питьевая вода не соответствует санитарным нормам и химическому составу, проведен отбор проб водопроводной воды из жилого <адрес> и разводящей сети по этой же улице.
По результатам лабораторных исследований, проведенных специалистами аккредитованного испытательного центра ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Калининградской области в г. Гусеве», был установлен факт предоставления коммунальных услуг (холодное водоснабжение) ненадлежащего качества - несоответствия состава и свойства холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания») и тем самым нарушение прав потребителей, а именно:
- проба питьевой воды в разводящей сети, из крана в ванной по адресу: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям (содержания железа 8,9±2,2 мг/дм3 (при гигиеническом нормативе не более 0,30 мг/дм3; мутность 14,1±2,8 ЕМФ (при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ; жесткость общая 7,5±1,1 Ж (при гигиеническом нормативе не более 7,0 Ж) по гигиенической оценке протоколов лабораторных исследований, измерений №М.110.104.К.П.22 от 03.02.2023 ( л.д 8-16).
13.02.2023 Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Гусевском, Краснознаменском и Нестеровском районах направил МУП «Водоканал» предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №02 от 13.02.2023 ( л.д 17-18).
Аккредитованным испытательным лабораторным центром АИЛЦ ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Калининградской области в г. Гусеве», при проведении исследований полученных проб, сделаны выводы о том, что качество питьевой воды, отобранной из распределительной сети в <адрес>, не соответствует требованиям пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведении. Санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», что свидетельствует о подаче некачественной воды населению <адрес> непосредственно из источников водоснабжения.
Поскольку ответчиком не опровергнуты доводы иска и представленные суду доказательства, объективно указывающие на несоответствие воды, поставляемой жителям домов, расположенных на <адрес> в <адрес>, требованиям гигиенических нормативов, установленных для питьевой воды, и с учетом положений ст. ст. 4, 7, 8, 9, 10 Закона РФФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», суд приходит к выводу о наличии нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, прав неопределенного круга потребителей на получение питьевой воды, соответствующей нормативным требованиям безвредности по химическим показателям.
Таким образом, факты предоставления МУП «Водоканал» потребителю коммунальных услуг в <адрес> питьевого водоснабжения ненадлежащего качества свидетельствует о неисполнении надлежащим образом данным ответчиком своих обязанностей.
В соответствии с п.2 ст. 46 Закона РФ " О защите прав потребителей " при удовлетворении иска орган государственного надзора в защиту прав
неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами права, суд считает заявленные исковые требованиями обоснованными и подлежащими удовлетворению, в том числе и в части обязания ответчиков довести до сведения потребителей содержание решения суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Калининградской области - удовлетворить.
Признать противоправными действия МУП "Водоканал" Краснознаменского муниципального округа Калининградской области, выразившиеся в поставке питьевой воды ненадлежащего качества в отношении неопределенного круга потребителей <адрес>.
Обязать МУП «Водоканал» Краснознаменского муниципального округа Калининградской области обеспечить соответствие качества питьевой воды, подаваемой населению <адрес>, санитарно- эпидемиологическим требованиям.
Обязать МУП «Водоканал» Краснознаменского муниципального округа и администрацию МО «Краснознаменский муниципальный округ Калининградской области» довести до сведения потребителей содержание решения суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24 апреля 2023 г.
Судья Г.А. Мальковская