Мировой судья с/у № 21 Буйского судебного р-на
Беляева Е.В.
УИД № 44MS0021-01-2022-000491-75
Дело № 12-40/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
30 сентября 2022 года г. Буй Костромской области
Судья Буйского районного суда Костромской области Прыгунова Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Ковалевой Светланы Валентиновны на постановление мирового судьи судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области от 11.07.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ;
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области от 11.07.2022 в отношении должностного лица – специалиста –эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Галичском районе Ковалевой Светланы Валентиновны по административному правонарушению, предусмотренному ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, Ковалева С.В. признана виновной и ей назначено наказание виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, Ковалева С.В. обратилась в Буйский районный суд Костромской области с жалобой, в которой указывает следующее.
В соответствии с утвержденным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год от 30.10.2020 руководителем Управления Роспотребнадзора по Костромской области А.А. Кокоулиным 02.08.2021 было принято решение № 11 о проведении выездной плановой проверки в отношении ООО «Тепловодоканал» (далее – решение от 02.08.2021 № 11). Учетный номер выездной плановой проверки в ФГИС «Единый реестр проверок» - 442104763403.
В соответствии с пунктом 12 решения от 02.08.2021 № 11 выездная проверка должна быть проведена с 09 часов 00 минут 10 августа 2021 года по 17 часов 00 минут 06 сентября 2021 года.
Срок непосредственного взаимодействия составляет не более 50 рабочих часов, а именно: 10.08.2021 с 10 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин.; 12.08.2021 – 13.08.2021 с 10 час. 00 мин. до 14. час. 00 мин.; 16.08.2021 – 17.08.2021 с 13 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин.; 18.08.2021 – 20.08.2021 с 10 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.; 25.08.2021 – 27.08.2021 с 13 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин.; 01.09.2021 – 02.09.2021 с 14 час. 00 мин. до 16. час. 00 мин.; 06.09.2021 с 12 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.
На основании решения от 02.08.2021 № 11 руководителя управления Роспотребнадзора по Костромской области Ковалевой С.В. и Волковой А.М. с 10.08.2021 начала проводиться выездная плановая проверка в отношении ООО «Тепловодоканал» с привлечением сотрудников филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Буйском районе».
По месту нахождения (осуществления деятельности) ООО «Тепловодоканал» в ходе проведения выездной плановой проверки на основании решения от 02.08.2021 № 11 были проведены следующие контрольно-надзорные действия:
- с 10 часов 00 минут до 16 часов 00 минут 10 августа 2021 года отбирались пробы холодной воды на объектах: НФС м. Астафьева поляна, арт. скважины п. Льнозавода, п. Лесозавода, очистных сооружениях, водопроводах, 1 квартальной котельной (акты отбора проб воды от 10.08.2021);
- с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут 12 августа 2021 года проводились замеры освещенности, микроклимата, шума, вибрации на рабочих местах очистные сооружения, административное здание и осмотр, отборы проб воды котельная химзавода (акт отбора проб атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, воздуха закрытых помещений от 12.08.2021, акт измерений уровней физических факторов от 12.08.2021, акт отбора проб воды от 12.08.2021);
- с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 16 августа 2021 года проводился осмотр объектов на НФС м. Астафьева поляна, очистные сооружения;
- с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 18 августа 2021 года отбиралась проба горячей воды на 1 квартальной котельной, так как с 02.08.2021 по 16.08.2021 было плановое отключение горячей воды, и проведения отбора проб ранее не представлялось возможным (акт отбора проб воды от 18.08.2021).
Фактически срок взаимодействия в ходе выездной плановой проверки, проведенной на основании решения от 02.08.2021 № 11, с ООО «Тепловодоканал» составил 15 часов: с 10 часов 00 минут до 16 часов 00 минут 10.08.2021, с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут 12.08.2021; с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 16.08.2021; с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут 18.08.2021.
По результатам исследований отобранных образцов (проб), проведенных испытаний и измерений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» было вынесено экспертное заключение от 20.08.2021 № 326-Б. Также вместе с экспертным заключением в территориальный отдел от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» поступили протоколы лабораторных испытаний, измерений и исследований, оформленные в период с 13.08.2021 по 20.08.2021.
Таким образом, контрольно-надзорные действия и взаимодействие с контролируемым лицом после 18 августа 2021 года не осуществлялись, в итоге взаимодействие с контролируемым лицом составило 15 часов и время проведения контрольных действий – 4 рабочих дня.
С 14 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 02.09.2021 Ковалевой С.В. были оформлены результаты выездной плановой проверки, проведенной на основании решения от 02.08.2022 № 11, а именно: составлен и вручен ООО «Тепловодоканал» акт выездной плановой проверки.
На основании решения от 08.02.2022 № 7/4 в отношении Управления Роспотребнадзора по Костромской области прокуратурой Костромской области проводилась проверка, в ходе которой, в том числе оценивалось соблюдение требований законодательства при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Тепловодоканал».
В результате проверки, прокурор пришел к выводу, что в ходе плановой выездной проверки ООО «Тепловодоканал» было допущено нарушение ч. 7 ст. 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ), а именно, что проверка была проведена Ковалевой С.В. в период с 10.08.2021 по 02.09.2021, то есть с превышением установленного срока в 10 рабочих дней.
11.03.2022 в отношении Ковалевой С.В. первым заместителем прокурора Костромской области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и направлено для рассмотрения мировому судье судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области.
07.04.2022 мировой судья судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области рассмотрел постановление от 11.03.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Ковалевой С.В. и вынес постановление о прекращении производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области, первый заместитель прокурора Костромской области обратился в Буйский районный суд Костромской области с протестом, в котором просил отменить данное постановление и возвратить дело на новое рассмотрение.
В результате рассмотрения протеста Буйский районный суд Костромской области 16.06.2022 вынес решение об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области от 07.04.2022 и возвращении дела на новое рассмотрение, удовлетворив протест первого заместителя прокурора Костромской области.
В ходе рассмотрения 08.07.2022 постановления первого заместителя прокурора Костромской области от 11.03.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении Ковалевой С.В. мировой судья судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области вынес резолютивную часть постановления о признании Ковалевой С.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде предупреждения.
Мировой судья посчитал, что в действиях имеется вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, и подтверждается она постановлением первого заместителя прокурора Костромской области от 11.03.2022, решением от 02.08.21 № 11, актом выездной проверки от 02.09.2021, объяснениями Ковалевой С.В., Волковой А.М. и иными материалами дела.
Также мировой судья указал на то, что совершенное правонарушение посягает на общественные отношения по организации и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля, осуществляющими контрольные функции, в связи с чем с учетом характера и конкретных обстоятельств дела, отсутствуют основания считать данное административное правонарушение малозначительным. При этом мировой судья обратил внимание, что применение или неприменение положений статьи 2.9 КоАП РФ к рассматриваемому правонарушению является его правом, а не обязанностью.
В мотивировочной части постановления мирового судьи от 11.07.2022 указано, что доказана вина Ковалевой С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, что Ковалева С.В. ее признала, и что исходя, в том числе из конкретных обстоятельств дела, отсутствуют основания считать данное административное правонарушение малозначительным. Однако данные выводы не соответствует действительности.
Таким образом, фактически последним днем проведения контрольных (надзорных) мероприятия - выездной плановой проверки являлось 18.08.2021, однако в этот день составление акта по месту нахождения контролируемого лица было невозможно, в связи с необходимостью дополнительного времени на проведение соответствующих исследований привлеченной экспертной организацией и получение экспертного заключения. Экспертное заключение № 326-Б ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» было вынесено 20.08.2021 и представлено в территориальный отдел управления.
В Федеральном законе № 248-ФЗ прямо не указано, когда должен быть составлен акт выездной проверки, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно, например, как в случае отбора проб, измерений и проведения экспертизы.
Исходя из требований Федерального закона № 248-ФЗ, считает, что акт проверки должен составляться после получения экспертного заключения и в пределах установленных законом сроков проверки.
Акт выездной плановой проверки, проведенной в отношении ООО «Тепловодоканал», был составлен 02.09.2021, что свидетельствует исключительно о допущении, в силу сложившейся эпидемической обстановки, нарушения сроков составления акта проверки, которые прямо не прописаны в правовых актах.
Учитывая, что составление акта выездной проверки законом не отнесено ни к контрольным (надзорным) мероприятиям, ни контрольным надзорным действиям, то нарушение, прямо не регламентированных законом сроков его оформления, в данном случае не будет являться грубым нарушением и фактически, только указывает, на формальное наличие признаков нарушения требований Федерального закона № 248-ФЗ, выразившегося в нарушение срока оформления акта проверки.
Действия Ковалевой С.В. в данном случае, связанны с оформлением акта проверки, то есть имеется формальное наличие признаков вменяемого нарушения, и именно в этом Ковалева признает свою вину, а не в совершении каких-либо контрольных (надзорных) действий, нарушающих срок проведения проверки.
Указание в решении от 02.08.2021 № 11 срока проведения проверки с 10 августа 2021 по 06 сентября 2021 является технической ошибкой, связанной с прохождением периода изменений требований к проведению контрольных (надзорных) мероприятий и тем, что ранее данная проверка была согласована органами прокуратуры со сроком 20 рабочих дней. В Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ отсутствует порядок внесения изменения в решение о проведении проверки, в том числе исправления технической ошибки. Само по себе указание в решении от 02.08.2022 № 11 сроков проведения проверки, не являлось препятствием для соблюдения Ковалевой, требований действующего на момент проверки законодательства. В решении указаны сроки непосредственного взаимодействия с контролируем лицом и расписаны они с учетом периода проверки с 10.08.2021 по 06.09.2021, однако взаимодействие с ООО «Тепловодоканал» было осуществлено только в течение 4 рабочих дней в период с 10.08.2022 по 18.08.2022.
Таким образом, решение от 02.08.2021 № 11 не является доказательством вины, свидетельствующим, что Ковалевой С.В. осуществлялись какие-то контрольные (надзорные) действия после 23.08.2021.
В акте проверки от 02.09.2021 в п. 9 указан период, в течение которого проводились контрольные (надзорные) действия с 10.08.2021 по 20.08.2021 в срок 9 рабочих дней. Указание в п. 8 акта проверки, сроков проведения проверки с 10.08.2021 по 02.09.2021, как и дата оформления самого акта указывает только на то, что акт был оформлен позже. Считает, что оформление акта проверки не является ни контрольным (надзорным) действием, ни контрольным надзорным мероприятием.
Таким образом, фактически срок проведения проверки увеличен не был, а только по независящим от Ковалевой С.В. причинам акт проверки был оформлен не сразу, как окончилась проверка, то есть после получения экспертного заключения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основным признаком малозначительности является отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, были представлены доказательства, что действия Ковалевой С.В. связаны только с оформлением соответствующей документации, и они не повлекли нарушения прав и законных интересов контролируемого лица.
На основании изложенного в жалобе, Ковалева С.В. просит суд отменить постановление мирового судьи судебного участка № 21 Буйского судебного района Костромской области от 11.07.2022 и прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
В судебном заседании Ковалева С.В. поддержала жалобу по изложенным в ней обстоятельствам. Просила учесть, что акт проверки не включен в перечень контрольных (надзорных ) мероприятий в соответствии со ст.ст. 56, 73 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле ( надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,. Все контрольные ( надзорные) мероприятия были проведены с 10.08.2021 по 20.08.2021 в срок 9 рабочих дней.
Представитель привлекаемого лица, защитник Бойкова Н.И. поддержала доводы жалобы, пояснила, что состав правонарушения формальный, поскольку фактически срок взаимодействия с организацией составил менее 10 дней.
Ранее, заместитель начальника отдела прокуратуры Костромской области Митрофанова И.А. не согласилась с доводами жалобы, считает постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Заместитель Буйского межрайонного прокурора Соловьева С.В. возражала против удовлетворения жалобы, представив письменные возражения.
Представитель ООО «Тепловодоканал» в суд не явился, извещены.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав доводы сторон, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
На основании п. 1. ст. 11 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускается.
В силу частью 7 статьи 73 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" инспектор обязан соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
Согласно п. 10 ст. 37 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" инспектор не в праве превышать установленные сроки проведения контрольных мероприятий.
Установлено, что решением руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области А.А. Кокоулиным 02.08.2021 было принято решение № 11 о проведении выездной плановой проверки в отношении ООО «Тепловодоканал» в рамках федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора в соответствии с утвержденным и согласованным с прокуратурой Костромской области планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, была назначена выездная проверка в сроки с 10.08.2021 с 09 час. 00 мин. по 06.09.2021 до 17 час. 00 мин. при сроке непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом не более 50 рабочих часов. Для проведения указанной проверки была уполномочена специалист – эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Галичском районе Ковалева С.В.
Согласно акту выездной проверки от 02 сентября 2021 года проверка была проведена в сроки с 10 августа 2021 года 09 часов 00 минут по 02 сентября 2021 года 17 часов 00 минут. При этом, контрольные (надзорные) действия были проведены в сроки: 10 августа 2021 года с 10 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, 12 августа 2021 года - с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, 16 августа 2021 года - с 13 часов 00 минут до 17 часов 00 минут и 18 августа 2021 года с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут, 02 сентября 2021 года мероприятия по подписанию и вручению акта проверки.
Поскольку по результатам выездной проверки были выявлены нарушения санитарного законодательства и законодательства в области защиты прав потребителей в отношении ООО «Тепловодоканал» Управлением Роспотребнадзора по Костромской области в Галичском районе было вынесено предписание от 02 сентября 2021 года со сроком устранения нарушений до 30 августа 2022 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, приказом Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Галичском районе от 09.01.2020 № 1-л/с о назначении Ковалевой С.В., решением о проведении выездной плановой проверки от 02.08.2021 № 11, актом выездной проверки от 02.09.2021, предписанием от 02.09.2021, объяснениями Ковалевой С.В., и другими материалами.
Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу признании виновным должностное лицо специалиста – эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Галичском районе Ковалевой С.В. по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Довод по малозначительности не может быть принят во внимание, поскольку совершенное правонарушение посягает на установленный порядок управления, охраняемые законом общественные отношения в области организации и проведения проверок юридических лиц.
Доводы по сроку проведения проверки противоречат материалам дела, поскольку данная проверка была завершена составлением акта от 02.09.2021, данный акт был вручен генеральному директору ООО «Тепловодоканал» также 02.09.2021, в связи с чем суд считает, что именно 02.09.2021 следует считать завершением выездной проверки. Объективная сторона состава правонарушения по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ установлена.
Порядок и срок давности привлечения Ковалевой С.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в виде предупреждения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка N 21 Буйского судебного района Костромской области от 11.07.2022 N 5-397/2022 вынесенное в отношении должностного лица – специалиста – эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Костромской области в Галичском районе Ковалевой Светланы Валентиновны по административному правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Ковалевой Светланы Валентиновны - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, либо опротестовано прокурором.
Судья Ю.С. Прыгунова