Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-119/2024 (2-1849/2023;) ~ М-1753/2023 от 07.12.2023

          РЕШЕНИЕ

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2024 года                                                                            город Узловая

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Сироткиной Т.П.,

при секретаре Жуковой Т.С.,

с участием истца Ельтищевой Е.Н.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Гаак О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-119/2024 (УИД 71RS0021-01-2023-002079-10) по исковому заявлению Ельтищевой Елены Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, и обязании назначения досрочной пенсии по старости,

установил:

Ельтищева Е.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее — ОФПСС РФ по Тульской области) об установлении факта, имеющего юридическое значение, и обязании назначения досрочной пенсии по старости, мотивируя тем, что 16.10.2023 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением от 27.10.2023 года №186969/23 в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия проживания в зоне радиоактивного загрязнения требуемой продолжительности. С решением не согласна. Указала, что 50 лет ей исполнилось 18.10.2023 года, при этом имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет по ст.ст.33,34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», поскольку проживала и работала на территории зон радиоактивного загрязнения — в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В период с 01.09.1981 года по 08.06.1991 года обучалась в средней школе №4 г.Узловая и фактически проживала у бабушки по адресу: <адрес>, то есть в зоне с правом на отселение, что дает право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину в 2 года по ст.33 Закона РФ №1244-1, однако данный период ответчиком исключен из подсчета. С 1996 года по настоящее время живет в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает право на снижение пенсионного возраста еще на 3 года.

На основании изложенного, просит установить факт проживания Ельтищевой Е.Н. в зоне радиоактивного загрязнения зоне с правом на отселение по адресу: Тульская область, Узловский район, г.Узловая, ул.Разина, д.36 в период с 26.04.1986 года по 08.06.1991 года, обязать ОФПСС РФ по Тульской области назначить и выплачивать Ельтищевой Е.Н. пенсию по старости с 18.10.2023 года.

Истец Ельтищева Е.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности Гаак О.Б. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в решении об отказе в назначении пенсии.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО1, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют лица, достигшие возраста 65 лет и 60 лет (соответственно, мужчины и женщины, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

По состоянию на 31.12.2018 право на страховую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ № 400-ФЗ, который может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение пенсии раньше общеустановленного возраста.

Статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» установлены общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с абз. 2 ст.28.1 Закона № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч.1.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

В силу ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам. постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на зоны, границы которых и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов (ст.7 Закона № 1244-1).

Частью 1 ст.13 данного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зона проживания с правом на отселение (пункт 7), постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Таким образом, назначение пенсии по старости вышеуказанным гражданам зависит от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).

Статьи 33 и 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13, уменьшением возраста выхода не пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания с ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р «Об утверждении перечней населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» г.Узловая Узловского района Тульской области внесен в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с правом на отселение, а пос.Брусянский Узловского района Тульской области внесен в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Распоряжением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 был утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором с 01.02.1998 года г.Узловая Узловского района Тульской области был включен в перечень населенных пунктов, находящихся в пределах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос.Брусянский Узловского района Тульской области также находится в данной зоне проживания.

Как следует из решения ОФПСС РФ по Тульской области от 27.10.2023 года №384483/23 Ельтищева Е.Н. 16.10.2023 года обратилась в фонд с заявлением о назначении пенсии по старости на основании ст.33, 34 Закона РФ №1244-1.

Отказывая истцу в досрочном назначении пенсии со снижением общеустановленного возраста на 5 лет в соответствии с положениями ст.33, 34 Закона РФ №1244-1 ответчик указал, что Ельтищева Е.Н. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 21.05.1985 года по 29.07.1993 года, с 06.06.1996 года по 26.01.2006 года, а с 26.01.2006 года по дату обращения 16.10.2023 года состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

Кроме того, в период с 15.10.1991 года по 10.09.1993 года Ельтищева Е.Н. работала на территории зоны с правом на отселение, а именно в средней школе №1 г.Узловая.

На основании представленных Ельтищевой Е.Н. документов и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ответчиком не оспариваются периоды работы и проживания истца в зоне с правом на отселение в течение 1 года 9 месяцев 26 дней, что при этом на основании ст.33 Закона РФ № 1244-1 не дает право на снижение пенсионного возраста в связи с отсутствием периода проживания или работы величиной, кратной 3 годам, а также в зоне с льготным социально-экономическим статусом в течение 34 лет 11 месяцев 29 дней, что дает право на снижение пенсионного возраста на основании ст.34 Закона РФ № 1244-1 на 3 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Ельтищева Е.Н. указала, что имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину в 2 года на основании ст.33 Закона РФ №1244-1, так как в период с 01.09.1981 года по 08.06.1991 года обучалась в средней школе №4 г.Узловая и фактически проживала у бабушки по адресу: <адрес>. Поскольку период обучения в школе, расположенной в зоне проживания с правом на отселение (г.Узловая), совпадает с периодом регистрации по месту жительства в зоне в льготным социально-экономическим статусом (пос.Брусянский Узловского района), истцу необходимо установить факт проживания в период с 26.04.1986 года по 08.06.1991 года в г.Узловая Тульской области.

В силу ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

        Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в указанной правовой норме, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания.

Как усматривается из справки МКОУ Центр образования №4 (ранее — средняя школа №4) Ельтищева (до регистрации брака Баканова) Е.Н. с 01.09.1981 года по 08.06.1991 года обучалась в средней школе №4, расположенной по адресу: <адрес> в период обучения проживала по адресу: <адрес>.

При этом, в судебном заседании Ельтищева Е.Н. пояснила, что в период обучения в школе в <адрес> по месту регистрации отца она не проживала, а жила вместе с матерью в доме бабушки по материнской линии по <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается справкой председателя уличкома ФИО2 и показаниями допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1, которая показала, что хорошо знает Ельтищеву Е.Н., до регистрации брака Баканову, с 1-го класса школы №4, где вместе учились. В период обучения Ельтищева Е.Н. проживала у бабушки по адресу: <адрес>. Свидетель после окончания 8 класса ушла из школы, но продолжала общаться с Ельтищевой Е.Н., которая училась в школе и жила у бабушки до окончания 10 класса.

Суд придает доказательственное значение показаниям свидетеля, поскольку они логичны, непротиворечивы, согласуются с пояснениями истца и письменными доказательствами по делу, исследованными судом, ничем не опровергнуты.

Проанализировав представленные письменные доказательства, свидетельские показания, объяснения истца по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает доказанным факт постоянного проживания Ельтищевой Е.Н. в период с 26.04.1986 года по 08.06.1991 года по адресу: <адрес>.

Таким образом, с учетом установленного факта проживания истец Ельтищева Е.Н. имеет право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на первоначальную величину по ст.33 Закона РФ №11244-1 от 15.05.1991 года на 2 года.

Право истца на снижение пенсионного возраста на 3 года на основании ст.33 Закона РФ №1244-1 в связи с проживанием (работой) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом ответчик не оспаривает.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец приобрела право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и приобрела право выхода на пенсию по достижении 50 лет.

Наличие у истца необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

Ельтищева Е.Н. родилась 18.10.1973 года, возраста 50 лет достигла 18.10.2023 года. Обращение истца к ответчику с заявлением о назначении и выплате досрочной пенсии имело место 16.10.2023 года.

На основании ч.1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2001, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Следовательно, право на пенсию у Ельтищевой Е.Н. возникло с 18.10.2023 года, в связи с чем пенсия подлежит назначению с указанной даты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судебном

                                                           решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░ 26.04.1986 ░░░░ ░░ 08.06.1991 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 7106015458, ░░░░ 1027100742712) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░. 33, 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 ░░░░ №1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                       ░.░. ░░░░░░░░░

2-119/2024 (2-1849/2023;) ~ М-1753/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ельтищева Елена Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области
Суд
Узловский районный суд Тульской области
Судья
Сироткина Татьяна Петровна
Дело на сайте суда
uzlovsky--tula.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2023Подготовка дела (собеседование)
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее