Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-57/2022 (2-1056/2021;) ~ М-663/2021 от 30.03.2021

Дело № 2-57/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи             Крикуновой А.В.

при секретаре                    Клюшниковой Н.В.,

помощник судьи                    Ковалева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Администрации Томского района к Лоскутовой Ольге Олеговне об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов,

установил:

Администрация Томского района в лице представителя Степановой О.С., действующей на основании доверенности, обратилась в Томский районный суд Томской области с исковым заявлением к Лоскутовой О.О., в котором просила, изъять у ответчика объект незавершенного строительства с кадастровым , расположенный на земельном участке с кадастровым , по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.

В обоснование требований указано, что Лоскутова О.О. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым , расположенного на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок был предоставлен ответчику на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ однократно для завершения строительства объекта незавершённого строительства.

Согласно уведомлению о прекращении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением ДД.ММ.ГГГГ срока его действия ответчику сообщалось о прекращении срока договора аренды земельного участка, а также о возможности обращения с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка при наличии на нем объекта недвижимости (завершенного строительства), находящегося у этого лица в собственности, однако таких заявлений не последовало. Поскольку требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект, Администрация Томского района является полномочным лицом, обратившимся с таким заявлением.

Истец Администрации Томского района, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направила.

Ответчик Лоскутова О.О., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, не просила об отложении судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Администрации Томского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований принудительного изъятия у собственника имущества является отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

В соответствии с пунктом 6 приведенной статьи ее положения применяются в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.

Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (пункт 3 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 33 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный нормативно-правовой акт вступил в силу с 1 марта 2015 года.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен ранее существовавший порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года утратил силу пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка по истечении срока договора аренды при прочих равных условиях, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с 1 марта 2015 года не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.

Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в пункте 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи (подпункт10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Согласно пункту 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 1 марта 2015 г., в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с этим пунктом.

Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства установлен постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2014 г. № 12.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1299 (далее - Правила N 1299), публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников (далее - аукцион). Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов органами государственной власти или органами местного самоуправления, обратившимися в суд с заявлением о продаже объектов незавершенного строительства на публичных торгах, либо специализированной организацией, привлеченной в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора с указанными органами.

На основании пунктов 4 и 2 статьи 239.1 Гражданского кодекса РФ начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Лоскутова О.О. является собственником объекта незавершенного строительства степенью готовности 6% с кадастровым , расположенного на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации - . Данные факты подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым составляет 1400 +/- 13 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Томского района и ответчиком заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1400 кв.м. с кадастровым для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>. Земельный участок предоставлен в аренду однократно для завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым (условным) (пункты 1.1-1.2 договора).

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды земельного участка срок аренды устанавливается на три года, начало действия договора аренды ДД.ММ.ГГГГ, окончание действия договора ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, отношения истца и ответчика по аренде земельного участка возникли после вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввиду чего на них распространяются положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Томского района направила в адрес ответчика уведомление о прекращении договора аренды земельного участка в связи с истечением срока действия, в котором сообщалось о прекращении срока договора аренды земельного участка, а также о возможности обращения с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка при наличии на нем объекта недвижимости, завершенного строительством, находящегося у этого лица в собственности.

Как следует из искового заявления и не отрицается ответчиком, заявлений о предоставлении в собственность земельного участка в связи с наличием на нем объекта недвижимости, завершенного строительством, от ответчика не последовало.

Актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Управлением земельно-имущественных отношений Администрации Томского района, подтверждается, что на спорном земельном участке объекты капитального строительства и ограждения отсутствуют. Участок покрыт древесно-кустарниковой растительностью (сосна, береза, кустарники). Границы участка установлены в соответствии с действующим законодательством (внесены в ЕГРН). На момент проведения обследования хозяйственная деятельность на участке не велась.

Указанное также подтверждается фотоматериалами, приложенными к акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Лоскутова О.О. реализовала свое право на заключение (пролонгацию) после ДД.ММ.ГГГГ однократно договора аренды для завершения строительства без проведения торгов на три года, однако объект незавершенного строительства так и не был введен в эксплуатацию по истечении срока такого договора.

С учетом приведенных обстоятельств требования Администрации Томского района об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Администрации Томского района к Лоскутовой Ольге Олеговне об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов удовлетворить.

Изъять у Лоскутовой Ольги Олеговны объект незавершенного строительства с кадастровым , расположенный на земельном участке с кадастровым , по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий             /подпись/                                             Крикунова А.В.

Копия верна

Судья                    А.В.Крикунова

Секретарь                Н.В.Клюшникова

Подлинник подшит в гражданском деле в

Томском районном суде Томской <адрес>

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                        А.В.Крикунова

УИД:     70RS0-16.

2-57/2022 (2-1056/2021;) ~ М-663/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Томского района Томской области
Ответчики
Лоскутова Ольга Олеговна
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Крикунова Анна Викторовна
Дело на сайте суда
tomsky--tms.sudrf.ru
30.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2021Передача материалов судье
06.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Подготовка дела (собеседование)
09.04.2021Производство по делу приостановлено
24.02.2022Производство по делу возобновлено
24.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022Дело оформлено
27.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее