Дело № 2- 1605 /2023
УИД 76RS0014-01-2023-000241-47
Изготовлено 08.11.2023 г.
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
31 августа 2023 г. г.Ярославль
Кировский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Гарнихиной Е.В.,
с участием прокурора Шокуровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Надежды Николаевны к Правительству Ярославской области, департаменту образования Ярославской области о восстановлении на работе, взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Новикова Н.Н. обратилась в суд с иском к ответчику департаменту образования Ярославской области, указав в исковом заявлении, что с 07.06.2006 г. работала у ответчика в должности <данные изъяты>. Приказом №1375/лс она уволена с должности 20.12.2022 г. в соответствии с п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - по сокращению должности государственной службы в государственном органе. Истец считает увольнение незаконным, поскольку имела преимущественное право на оставление на работе, на ее иждивении несовершеннолетний сын, а также сын- студент.
Истец просила признать приказ №1375/лс от 20.12.2022 г. о ее увольнении в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ незаконным, восстановить ее в должности <данные изъяты>, взыскать с департамента образования Ярославской области в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 21.12.2022 г. по 19.01.2023 г. в сумме <данные изъяты> руб., продолжив начисление среднего заработка по момент фактического восстановления на работе, выплатить премию по итогам 2022 года, компенсировать моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ярославской области.
В процессе рассмотрения дела истец исковые требования уточняла и дополняла. В окончательном виде истец, адресуя свои требования департаменту образования Ярославской области, Правительству Ярославской области просила признать приказ незаконным начальника управления государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области Балакирева Г.Г. №1375/лс от 20.12.2022 об увольнении Новиковой Н.Н. в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по сокращению должности гражданской службы в государственном органе и отменить его, восстановить истца в должности <данные изъяты>, взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула за период с 21.12.2022 по 24.08.2023 в сумме <данные изъяты> руб., единовременное денежное поощрение в связи с наступлением юбилейной даты (50 лет) в сумме <данные изъяты> руб., ежегодную материальную помощь в размере двух окладов денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, премиальную выплату к празднику 8 марта в размере <данные изъяты> руб.
Исковые требования мотивированы тем, что она уволена в нарушение ст.31 Закона о госслужбе, ст.179 ТК РФ, поскольку имела преимущественное право на оставление на службе. Она имеет высшее юридическое образование по очной форме обучения и опыт работы по специальности, соответствующей области и виду ее профессиональной служебной деятельности с 1994 года, стаж государственной гражданской службы 22 года и расценивает себя как одного из самых квалифицированных служащих. Неоднократно получала дополнительное профессиональное образование. В сентябре 2022 года успешно прошла очередную аттестацию государственного гражданского служащего. На ее иждивении находятся несовершеннолетний сын и сын, являющийся студентом очной формы обучения в высшем учебном заведении и не имеющий самостоятельного дохода. В нарушение ст.81 ТК РФ в период ее увольнения работодателем не были предложены все имеющиеся у него вакантные должности. В связи с нарушением порядка увольнения она подлежит восстановлению на работе, в ее пользу должен быть взыскан средний заработок за время вынужденного прогула. В период вынужденного прогула ей исполнилось 50 лет. В соответствии с п.3.3 Указа Губернатора Ярославской области ей положена выплата единовременного денежного поощрения в связи с наступлением юбилейной даты в размере одного должностного оклада с установленными надбавками, что составляет <данные изъяты> руб. Также на основании п.1.8 названного Указа ответчиком ей должна быть выплачена материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания, что составляет <данные изъяты> руб. Также в 2023 году работникам департамента образования Ярославской области произведена выплата к 8 марта по <данные изъяты> рублей. Незаконным увольнением ей причинен моральный вред, который в силу ч.16 ст.70 Закона о госслужбе, ст.151 ГК РФ подлежит компенсации.
Истец Новикова Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила письменные пояснения, доверила представлять свои интересы представителю Новикову С.В.
Согласно письменным объяснениям истца с 20.10.2022 по 20.12.2022 в период проведения мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в департаменте образования Ярославской области ей не были предложены имеющиеся в департаменте образования вакантные должности, как соответствующие ее квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа. Не предложена должность <данные изъяты> во вновь образованном в департаменте отделе правового обеспечения и защиты прав детей. Указанная вакансия предложена главному специалисту прежнего отдела государственной поддержки и защиты прав детей ФИО3. Вакантные должности в других отделах департамента образования Ярославской области также ей предложены не были. Сокращаемым государственным служащим предлагались вакантные должности в других органах власти и структурных подразделениях Правительства области. Так, была вакансия юриста в департаменте имущественных и земельных отношений, которая ей предложена не была. Имелись вакантные должности в департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, которые ей не предлагались.
В дополнительных письменных пояснениях Новиковой Н.Н. указано, что в департаменте образования имелось 10 вакансий юридического профиля, 6 из которых полностью соответствовали такой же как у нее ведущей группе должностей категории «специалисты». 4 вакансии- более низкой старшей группе должностей категории «специалисты». В частности, в новом отделе правового обеспечения и защиты прав детей имелась вакансия <данные изъяты>, которая ей предложена не была. Указанная должность предложена ФИО1, которая ранее занимала должность <данные изъяты>. В обязанности ФИО1 входила организация <данные изъяты>. В отличие от истца ФИО1 не имеет профессионального для отдела <данные изъяты> образования или опыта работы в сфере <данные изъяты>. У истца имеется юридическое образование, стаж юридической работы с 1994 года, опыт работы в сфере охраны прав детей-сирот. С момента начала службы в департаменте в 2006 году она участвовала в судебных разбирательствах, затрагивающих права детей-сирот, была постоянным членом комиссии по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, согласовывала проекты нормативных правовых актов, разработанных департаментом образования, в том числе, касающихся реализации прав детей-сирот, консультировала сотрудников по юридическим вопросам в сфере охраны прав детей. У нее более продолжительный стаж государственной гражданской службы-22 года,- чем у ФИО1, более высокий классный чин – <данные изъяты> (у ФИО1-<данные изъяты>).
С даты предупреждения об увольнении -20.10.2022 г. по 20.12.2022 г. вакантные должности ей не предлагались. Лишь в последний день работы- 20.12.2022 г. ей были предложены две вакантные должности –<данные изъяты>, при этом информация о должностных обязанностях и о размере заработной платы не доведена, в связи с чем, она была лишена возможности объективно оценить предложенные вакансии и принять решение о согласии или отказе от данных вакансий. Никакие другие вакансии ей не предлагались. Аналогичная процедура применялась и к другим работникам департамента. Она частично согласна с расчетом среднего заработка, представленным работодателем. Однако полагает, что из расчета среднего заработка неправомерно исключены суммы премии к празднику, единовременные выплаты к отпуску, материальная помощь по контракту, всего не включено <данные изъяты> рубля. Такие суммы должны быть приняты в расчет на основании п.п. «н» и «о» п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.12.2007 №922, поскольку данные выплаты предусмотрены системой оплаты труда в органах исполнительной власти Ярославской области.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Новиков С.В. уточненные исковые требования о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в соответствии с расчетом истца, компенсации морального вреда, взыскании материальной помощи, выплат к 8 марта и в связи с юбилейной датой поддержал.
Представитель ответчика Правительства Ярославской области по доверенности Доева А.Н. исковые требования не признала, поскольку увольнение истца произведено в соответствии с требованиями закона.
Согласно письменным возражениям Правительства Ярославской области считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с иском. Кадровый процесс в системе органов исполнительной власти Ярославской области в настоящее время регламентирован распоряжением Губернатора Ярославской области от 31.01.2022 №9-р «О кадровом процессе в системе органов исполнительной власти Ярославской области». Согласно п.2 Распределения полномочий представителя нанимателя и работодателя в Правительстве Ярославской области и органах исполнительной власти Ярославской области, утвержденного распоряжением Губернатора Ярославской области №9-р, принятие решений об утверждении организационно-штатной структуры органов исполнительной власти Ярославской области осуществляется заместителем Председателя Правительства Ярославской области, курирующим вопросы физической культуры и спорта, молодежной политики, занятости населения, государственной гражданской службы, кадровой политики. В соответствии с пунктом 1.2 приказа Правительства Ярославской области от 14.10.2022 №288/од «О внесении изменений в организационно- штатную структуру департамента образования Ярославской области» отдел правового и кадрового обеспечения департамента образования упразднялся с 21.12.2022. До увольнения Новикова Н.Н. замещала должность <данные изъяты>, которая подлежала сокращению в связи с упразднением соответствующего отдела. Уведомление о предстоящем сокращении от 14.10.2022 получено Новиковой Н.Н. 20.10.2022 г. Приказ Правительства Ярославской области №1375/лс-оив издан 20.12.2022. Во исполнение требования ч.3.1 ст.37 истцу произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. В соответствии с положениями части 5 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ Новиковой Н.Н. предложены имевшиеся у работодателя вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы. В связи с отказом Новиковой Н.Н. от предложенных для замещения иных должностей гражданской службы она была освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы. Истец не относится к категориям граждан, обладающих специальными гарантиями при расторжении служебного контракта, установленными статьей 261 ТК РФ. Выплаченная истцу денежная компенсация при увольнении подлежит зачету при исчислении среднего заработка за время вынужденного прогула. Система оплаты труда государственных гражданских служащих Ярославской области установлена Положением об оплате труда государственных гражданских служащих Ярославской области, утвержденным Указом Губернатора Ярославской области от 18.07.2016 №384 «Об оплате труда и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений и указов Губернатора области». Согласно п.2.5.1 Положения гражданским служащим за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах утвержденного фонда оплаты труда выплачиваются премии, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа области. На момент увольнения истца действовало Положение о порядке выплаты премий работникам департамента, утвержденное приказом департамента образования Ярославской области от 18.04.2018 №224/0-03 «Об утверждении Положений». В соответствии с Положением о порядке выплаты премий стимулирование осуществляется в отношении гражданских служащих и работников департамента, то есть, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы на момент принятия решения о выплате премий. Поскольку на момент издания приказа о премировании истец не являлась государственным гражданским служащим Ярославской области, основания для включения ее в приказ отсутствовали. Увольнение Новиковой Н.Н. с гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы осуществлено в установленном законодательством порядке, основания для компенсации морального вреда Новиковой Н.Н. отсутствует.
Согласно дополнительной позиции Правительства Ярославской области на уточненные исковые требования Новиковой Н.Н., нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться лишь в случае, когда это не урегулировано нормами специального закона-Федерального закона №79-ФЗ. В рамках процедуры сокращения все процедурные вопросы сокращения, а также вопросы реализации преимущественного права, в том числе, критерии оставления на гражданской службе, полностью урегулированы нормами Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ. Ссылки истца на ТК РФ в части права истца на оставление на работе несостоятельны. Действующими в настоящее время нормами законодательства не предусмотрена обязанность представителя нанимателя предлагать все имеющиеся вакантные должности, а только должности, соответствующие профессиональному уровню. При исчислении требуемых истцом выплат следует руководствоваться Указом Губернатора области от 18.07.2016 №384 «Об оплате труда и признании утратившими сиу и частично утратившими силу отдельных постановлений и указов губернатора области». Следуя им, размер выплаты в связи с наступлением юбилейной даты должен составлять <данные изъяты> руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб.+надбавка за особые условия службы <данные изъяты> руб.+ надбавка за выслугу лет на гражданской службе <данные изъяты> руб.). Размер материальной помощи должен составлять <данные изъяты> руб. (должностной оклад <данные изъяты> руб.+ оклад за классный чин <данные изъяты> руб.).
Представитель департамента образования Ярославской области в судебном заседании 31.08.2023 г. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Ранее, участвуя в судебных заседаниях, представитель департамента образования Ярославской области по доверенности Троицкая Л.В. возражала против удовлетворения исковых требованиях по тем же основаниям, что и соответчик Правительство Ярославской области.
Согласно письменным объяснениям департамента образования Ярославской области департамент не является надлежащим ответчиком, поскольку с 01.04.2022 г. полномочия представителя нанимателя (работодателя), связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением, освобождением от замещаемой должности, увольнением и пр. реализуются начальником управления государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области. Кроме того, премия по итогам работы за 2022 год никому из работников не начислялась и не выплачивалась. Просит в удовлетворении иска Новиковой Н.Н. отказать.
В дополнительных отзывах департамента образования Ярославской области указано следующее. Департамент считает, что процедура сокращения численности и штата сотрудников Правительством Ярославской области не нарушена. Рассчитанная истцом сумма оплаты вынужденного прогула не соответствует законодательству. Система оплаты труда государственных гражданских служащих Ярославской области органов государственной власти Ярославской области и государственных органов Ярославской области установлена Положением об оплате труда государственных гражданских служащих Ярославской области, утвержденным Указом Губернатора Ярославской области от 18.07.2016 №384 «Об оплате труда и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений и указов Губернатора области». В соответствии с п.1.3 раздела 1, п.3.5 раздела 3 Положения выплата в связи с наступлением юбилейной даты истца составляет <данные изъяты> руб.. Материальная помощь, установленная пунктом 1.8 радела 1 Положения, предоставляется в размере двух окладов денежного содержания, то есть данная выплата состоит из должностного оклада и оклада за классный чин. Размер материальной помощи равен <данные изъяты> руб. Согласно п.2.6.4 подраздела 2.6 раздела 2 Положения выплата материальной помощи осуществляется в порядке, установленном нанимателем. В отношении гражданских служащих, работающих в департаменте, применяется порядок выплаты премий работникам департамента, утвержденный приказом департамента образования Ярославской области от 18.04.2018 №224/01-03 «Об утверждении Положений». Согласно п.1.4 Положения о порядке выплаты материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, осуществления других выплат, материальная помощь выплачивается в первом полугодии; вторая материальная помощь- по заявлению сотрудника, как правило, к отпуску. Департамент полагает, что правовые основания для выплаты второй материальной помощи не наступили. Департамент не согласен с расчетом истца об оплате времени вынужденного прогула. Полагает, что требования о компенсации морального вреда за счет департамента образования удовлетворению не подлежат, поскольку департамент не осуществляет в отношении истца полномочия работодателя. Требования о компенсации морального вреда не соответствуют требованиям разумности и справедливости. Просит учесть, что после прекращения трудовых отношений Новиковой Н.Н. незамедлительно был заключен трудовой договор с ФГБУ ВО «Ярославский государственный технический университет», что свидетельствует о достигнутых ранее договоренностях. Считает недоказанным утверждение истца, что нетрудоспособность истца перед днем увольнения непосредственно связано с испытываемыми истцом нравственными страданиями.
Прокурор Шокурова М.А. дала заключение об обоснованности требования истца о восстановлении на службе.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Новиковой Н.Н. подлежащими частичному удовлетворению.
Судом установлено, что 07.06.2006 г. Новикова Н.Н. принята на государственную гражданскую службу Ярославской области и назначена на государственную гражданскую должность <данные изъяты>.
На момент увольнения истец занимала должность <данные изъяты>.
14.10.2022 г. Правительством Ярославской области издан приказ №288/од, которым с 21.12.2022 г. в организационно-штатную структуру департамента образования внесен ряд изменений, в том числе, упразднены: отдел правового и кадрового обеспечения департамента с передачей функций отдела в отдел правового обеспечения и защиты прав детей (6 должностей, в том числе, 1 <данные изъяты>), отдел государственной поддержки и защиты прав детей с передачей функций отдела в отдел правового обеспечения и защиты детей и перемещением должности гражданской службы главного специалиста - 1 ед. (в отделе существовало 5 должностей); образован отдел правового обеспечения и защиты прав детей в составе 6 единиц (должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>).
20.10.2022 г. Новиковой Н.Н. было вручено уведомление о сокращении занимаемой ею должности гражданской службы <данные изъяты>, о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы 20.12.2022 г. по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
20.12.2022 г. истцу вручено предложение должности государственной гражданской службы Ярославской области <данные изъяты>. Новикова Н.Н. от предложенной должности отказалась.
Приказом начальника управления государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области №1375/лс-оив от 20.12.2022 г. Новикова Н.Н. уволена с государственной гражданской службы Ярославской области и освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Ярославской области <данные изъяты> 20.12.2022 в связи с сокращением должности государственной службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Предусмотренный ст.392 ТК РФ срок для обращения в суд истцом не нарушен - исковое заявление передано в организацию почтовой связи 19.01.2023 г., поступило в суд 23.01.2023 г.
Суд соглашается с доводами истца о нарушении ответчиком процедуры увольнения.
Частью 7 статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Как указано в пункте 30 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
К отношениям, связанным с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего применяются нормы Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 этого закона, далее также Федеральный закон №79-ФЗ, нормы которого приведены в решении в редакции, действующей на момент увольнения истца).
Исходя из ст.73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона № 79-ФЗ, является принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (пункт 3 статьи 4 названного закона).
В пункте 4 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 указанного федерального закона).
В силу п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Факты сокращения замещаемой ею должности, реальность сокращения истцом не оспаривались, материалами дела подтверждены (л.д. 28- копия штатного расписания на 05.07.2022 г.; л.д. 82- копия приказа №288/сд от 14.10.2022 г. с приложением №1 «Организационно-штатная структура департамента образования Ярославской области» без должности <данные изъяты>).
Статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.
Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2 ст.31 Федерального закона № 79-ФЗ).
О сокращении должности Новикова Н.Н. уведомлена в установленном законом порядке -под роспись и за два месяца до увольнения (л.д. 4).
Частью 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Согласно ч.5 ст. 31 Федерального закона №79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ. Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона № 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.
Служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ при условии исполнения обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание увольнения незаконным.
Из материалов дела следует, что 20.12.2022 г.- в последний рабочий день Новиковой Н.Н. ей предложена для замещения должность государственной гражданской службы Ярославской области <данные изъяты>. Разъяснено, что отказ от предложенной должности влечет увольнение с гражданской службы. Истцу предложено сообщить о согласии либо несогласии с предлагаемой должностью в срок до 20.12.2022 г. Истцом выполнена подпись под текстом об отказе от замещения предложенной должности (л.д. 81).
По предложению суда ответчиком в дело представлен перечень вакантных должностей, вакансий в органах исполнительной власти Ярославской области на 21.12.2022, имеющих юридический профиль, с дополнительной информацией, в соответствии с которой в департаменте образования Ярославской области в различных его отделах на 21.12.2022 г. имелось 10 должностей юридического профиля, из них 6 - должностей категории «специалисты» ведущей группы должностей, 4 должности- категории «Специалисты» старшей группы должностей, в том числе, 1 должность <данные изъяты>.
Истец считает, что она отвечает квалификационным требования по этой должности, более того, имела преимущественное право на оставление на службе в сравнении с сотрудником ФИО1. Ответчики соответствие истца квалификационным требованиям по этой должности не отрицали, не соглашаясь с мнением истца о наличии у нее преимущественного права на оставление на службе. Согласно объяснениям ответчика в рамках уведомления о сокращении эта должность предложена ФИО1 как имеющей необходимый опыт (замещала должность заместителя начальника отдела правового и кадрового обеспечения), получено ее согласие.
Представители ответчиков полагали, что у представителя нанимателя отсутствовала обязанность по предложению всех без исключения вакантных должностей той же категории и группы должностей, что и должность, замещаемая истцом, поскольку вакантные должности были предложены иным специалистам.
Между тем, данная позиция противоречит положениям приведенных выше норм Федерального закона №79-ФЗ.
Таким образом, в нарушение ч.5 ст.31 Федерального закона №79-ФЗ истцу не были предложены все имевшиеся в департаменте образования Ярославской области вакантные должности категории «специалисты» ведущей группы должностей, что приводит к выводу о нарушении порядка увольнения истца.
Помимо этого заслуживают внимания и доводы стороны истца о неисполнении ответчиком обязанности предложить истцу нижестоящие должности, которые имелись в департаменте образования Ярославской области и были предложены иным сотрудникам.
В соответствии с ч.17 ст.70 Федерального закона №79-ФЗ порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
На основании ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
В связи с тем, что приведенная норма не предусматривает никаких иных последствий незаконного увольнения при разрешении требований о восстановлении на работе кроме как восстановления на прежней работе (прежней должности), доводы представителя Правительства Ярославской области о том, что должность консультанта-юриста сокращена и ее нет в штатной структуре департамента образования Ярославской области, не имеют правового значения.
Суд считает необходимым восстановить ФИО2 на работе в должности <данные изъяты> со следующего дня после дня увольнения, то есть, 21.12.2022 г.
Согласно ст.394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Сторонами представлены собственные расчеты среднего заработка, в соответствии с которыми по состоянию на 24.08.2023 г. размер среднего заработка за время вынужденного прогула по расчету истца составляет <данные изъяты> руб., по расчету ответчика департамента образования Ярославской области – <данные изъяты> руб.
Суд не соглашается с обоснованностью расчета заработка за время вынужденного прогула, выполненного стороной истца.
Согласно пункту 62 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть седьмая статьи 139 ТК РФ). При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
Доводы истца о том, что выплаченная при увольнении компенсация не подлежит зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула, поскольку не является выходным пособием, суд считает несостоятельным. Как денежная компенсация в порядке ч.3.1 т.37 Федерального закона №79 ФЗ, так и выходное пособие в порядке ст.178 ТК РФ имеют одну и ту же правовую природу, а потому выплаченная при увольнении истца денежная сумма в размере 181 395,56 руб. подлежит зачету. Помимо этого суд считает необоснованными возражения истца относительно исключения ответчиком денежных сумм, выплаченных не в связи с исполнением трудовой функции (отпускные, доп.дни за сдачу крови, мат.помощь, разовые премии), из расчета, поскольку в силу п.3 Положения об особенностях исчисления средней заработной платы», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Таким образом, в целом, расчет среднедневного заработка и суммы оплаты времени вынужденного прогула, выполненный истцом, является необоснованным и не может быть принят судом за основу.
Согласно справке ГУ ЯО «Центр бухгалтерского учета» средний дневной заработок истца, рассчитанный за период с декабря 2021 г. по ноябрь 2022 года включительно, составляет <данные изъяты> руб.
В данной справке также указано, что в соответствии с указами Губернатора Ярославской области от 10.01.2022 №1 и от 03.03.20233 №41 должностные оклады были проиндексированы с 01.01.2023 в 1,046 раза, в связи с чем, ответчик при расчете проиндексировал и средний дневной заработок. Однако ответчик при расчете не учел, что в период вынужденного прогула вошли 8 дней декабря 2022 года, когда должностные оклады еще не были проиндексированы.
Порядок расчета среднего заработка определен названным выше Положением.
В соответствии с п.9 Положения средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Количество отработанных дней в годичном периоде, предшествующем увольнению, -208; заработок, подлежащий учету,- <данные изъяты> руб., а не <данные изъяты> руб., как указала истец. То есть, средний заработок равен <данные изъяты> руб.
В пункте 16 названного Положения предусмотрено, что при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения повышается и средний заработок работника.
Однако согласно пункту 17 Положения средний заработок, определенный для оплаты времени вынужденного прогула, подлежит повышению на коэффициент, рассчитанный путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных работнику с даты фактического начала работы после его восстановления на прежней работе, на тарифную ставку, оклад (должностной оклад), денежное вознаграждение, установленные в расчетном периоде, если за время вынужденного прогула в организации (филиале, структурном подразделении) повышались тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение.
Из смысла данного пункта, повышение присужденного судом среднего заработка производится после дня восстановления работника – с даты фактического начала работы, а потому основания для принятия к учету индексированного с ДД.ММ.ГГГГ заработка на момент разрешения вопроса о восстановлении на работе отсутствуют. Данный вопрос, по мнению суда, подлежит разрешению работодателем после восстановления работника на работе.
Количество дней вынужденного прогула за период с 21.12.2022 г. по 31.08.2023 г. включительно составляет 170, средний заработок- <данные изъяты> руб. Оплата времени вынужденного прогула истца равна <данные изъяты> руб. Из этой суммы подлежит вычету сумма денежной компенсации, выплаченной при увольнении истца, в размере <данные изъяты> руб.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию оплата времени вынужденного прогула в размере <данные изъяты> руб.
Сумма среднего заработка подлежит взысканию с департамента образования Ярославской области, как с органа, осуществляющего выплату заработной платы сотрудникам департамента. Полномочия по выплате заработной платы распоряжением Губернатора Ярославской области от 31.01.2022 №9-р «О кадровом процессе в системе органов исполнительной власти Ярославской области» Правительству Ярославской области не передавались.
В силу ст.211 ТК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
На основании данной нормы немедленному исполнению подлежит решение суда о взыскании в пользу Новиковой Н.Н. среднего заработка за 3 месяца вынужденного прогула- декабрь 2022 года-8 дней, январь 2023 г.-17 дней, февраль 2023 г.-18 дней, всего за 43 дня вынужденного прогула, то есть в размере <данные изъяты>.
В связи с восстановлением на работе Новикова Н.Н. вправе требовать выплаты денежных средств, в соответствии с действующими в департаменте Положением о порядке выплаты премий работникам департамента, Положением о порядке выплаты материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, осуществления других выплат.
Согласно п.3.3 Положения о порядке выплаты материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, осуществления других выплат могут осуществляться выплаты к праздничным датам.
Приказом от 01.03.2023 №206/лс-оив предусмотрена выплата сотрудникам в связи с празднованием Дня защитника Отечества и Международного женского дня в размере <данные изъяты> руб. каждому.
Незаконное увольнение лишило истца возможности получить данную выплату, а потому с департамента образования Ярославской области подлежит взысканию в пользу Новиковой Н.Н. <данные изъяты> рублей.
Кроме того, в соответствии с п. 3.5 Положения об оплате труда государственных гражданских служащих Ярославской области, утвержденного Указом Губернатора Ярославской области от 18.07.2016 №384, гражданским служащим производятся иные выплаты в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, порядок выплаты которых устанавливается представителем нанимателя, в том числе: выплата единовременного денежного поощрения в связи с наступлением юбилейной даты (50, 55, 60, 65, 70 лет со дня рождения) при стаже гражданской службы не менее одного года - в размере одного должностного оклада с установленными надбавками.
В период времени вынужденного прогула истец достигла возраста 50 лет (08.03.2023 г.) Согласно расчету ответчика, который суд признает верным, размер выплаты в связи с юбилейной датой составляет <данные изъяты> руб. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу Новиковой Н.Н.
На основании ст.ст.237, 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Суд считает установленным причинение истцу нравственных страданий в связи с незаконным увольнением. С учетом характера нарушенного права, последствий нарушения права, конкретных обстоятельств дела, личности истца, а именно того, что истец после увольнения имела работу, претерпевание физических страданий по вине ответчика ею не доказано, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает заявленную истцом к возмещению сумму компенсации морального вреда в <данные изъяты> рублей очевидно неразумной, определяет размер компенсации морального вреда в <данные изъяты> рублей.
Требование истца о взыскании в ее пользу материальной помощи суд находит не подлежащим удовлетворению.
Положением о порядке выплаты материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, осуществления других выплат предусмотрено право служащих на материальную помощь в течение календарного года.
Согласно п.1.4 Положения материальная помощь выплачивается 2 раза в год: первая материальная помощь выплачивается в первом полугодии, вторая материальная помощь- по заявлению сотрудника, как правило, к отпуску.
Из смысла приведенного Положения выплата материальной помощи носит заявительный характер. По объяснениям представителей ответчика, истец не лишена права обратиться с заявлением о выплате материальной помощи в случае ее восстановления на работе. Таким образом, суд считает, что право истца на получение материальной помощи в течение 2023 года ответчиками не нарушалось, может быть реализовано истцом в 2023 году, не требует судебной защиты.
Восстановление истца на работе во второй половине года не исключает выплаты истцу материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания, согласно п.1.3 Положения.
Требование о выплате премии по итогам работы за 2022 год не поддержано представителем истца и ввиду отсутствия премирования сотрудников по итогам работы за 2022 год также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Новиковой Надежды Николаевны, СНИЛС 052-212-883 21, к департаменту образования Ярославской области, ИНН 7604037302, Правительству Ярославской области, ИНН 760401001, удовлетворить частично.
Новикову Надежду Николаевну восстановить на работе в должности консультанта-юриста отдела правового и кадрового обеспечения департамента образования Ярославской области с 21.12.2022 г.
Взыскать с департамента образования Ярославской области в пользу Новиковой Надежды Николаевны оплату времени вынужденного прогула с 21.12.2022 г. по 31.08.2023 г. включительно в размере <данные изъяты>., единовременное денежное поощрение в связи с наступлением юбилейной даты в размере <данные изъяты> руб., выплату к празднику 8 марта в размере <данные изъяты> рублей, в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Новиковой Надежде Николаевне отказать.
Решение в части восстановления на работе и выплате заработной платы за 3 месяца в сумме <данные изъяты>. подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья И.Н.Бабикова