22RS0064-01-2023-000342-93
Дело № 2-312/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года с.Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Ю.С.Давыдовой,
при секретаре Т.А.Правдиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даньшева С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Даньшев С.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения об отказе в назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы истца в страховой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости, признании права и назначение страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением – ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен страховой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 41 год 5 месяцев 10 дней, однако в назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого страхового стажа, поскольку в страховой стаж не включены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом ответчик указал, что в указанные периоды не были начислены и уплачены страховые взносы, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии начисления заработной платы.
Не согласившись с указанным решением в части не включения спорных периодов работы в страховой стаж и отказа в назначении страховой пенсии по старости, истец, ссылаясь на непрерывный трудовой стаж, а также на то, что обстоятельств по которым он не работал и не получал заработную плату не возникало, а именно - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в совхозе <данные изъяты>» в должности тракториста, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в совхозе имени <данные изъяты> в должности шофера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в совхозе «Октябрьский» в должности шофера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в совхозе «<данные изъяты>» в должности механизатора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в совхозе «<данные изъяты> в должности механизатора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ТОО «<данные изъяты> обратился с данным исковым заявлением в суд.
В судебном заседании истец Даньшев С.А. уточнил исковые требования, просил признать решение об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложить обязанность по включению периодов работы истца в ДД.ММ.ГГГГ году и с июля по ДД.ММ.ГГГГ года в должности механизатора в страховой стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости, признать за ним право на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, на иных периодах работы не настаивал, просил их не рассматривать; пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года проходил военную переподготовку в <адрес> по направлению военкомата с сохранением заработной платы, в ДД.ММ.ГГГГ году работал механизатором на К-700 в совхозе <данные изъяты>», но документы о его работе в архиве не сохранились; на возмещении судебных расходов истец не настаивал.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Миненко О.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. В представленных возражениях на исковое заявление возражала против удовлетворения требований, просила отказать, указала, что в архивных справках отсутствует информация по оплате труда истца в спорные периоды, при этом согласно ч. 9 ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении права на страховую пенсию лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Закона, в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что в эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные периоды не включены в его страховой стаж. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 61 год, по сведениям индивидуального лицевого счета его страховой стаж составил 41 год 5 месяцев 10 дней, при этом согласно ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, мужчинам 1961 года рождения страховая пенсия в возрасте 61 год может быть назначена при наличии страхового стажа не менее 42 года, при требуемой величине индивидуального пенсионного коэффициента, который зависит от продолжительности общего трудового стажа и заработной платы за период до ДД.ММ.ГГГГ, а также суммы страховых взносов в ПФ РФ после этой даты.
В судебном заседании допрошены свидетели Савенко Ю.И., Ведясова Т.Э.
Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела истца, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении искового заявления.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Под страховым стажем в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 2019 г. право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Согласно приложению № 6, возраст, по достижению которого возникает право на страховую пенсию составляет V (год достижения лицом возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 г.) +24 месяца.
В соответствии с ч. 1.2. ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, по достижении возраста 61 года, Даньшев С.А. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с приложением документов (л.д.48-53).
Решением Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия права (л.д.10-11).
Указанным решением в страховой стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком засчитано 41 год 5 месяцев 10 дней.
При этом в страховой стаж не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанные периоды отсутствует информация о начислении заработной платы истцу, не начислялись и не уплачивались страховые взносы.
Статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Таким документом на основании п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 года № 258н, является выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированная на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета Даньшев С.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82).
Согласно трудовой книжке истца Даньшева С.А. серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-15, 75-78) истец:
- с ДД.ММ.ГГГГ принят в совхоз «<данные изъяты>» на должность тракториста в 4-е отделение, освобожден от работы ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом в Советскую Армию,
- с ДД.ММ.ГГГГ по № года – служба в Советской Армии (л.д. 79-81),
- с ДД.ММ.ГГГГ принят шофером 1 гаража в совхоз «<данные изъяты>»,
- ДД.ММ.ГГГГ переведен механизатором на 4 отделение,
- ДД.ММ.ГГГГ принят переводом в совхоз «<данные изъяты>» механизатором на 1 отделение,
ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией совхоза «<данные изъяты>» в ТОО «<данные изъяты>» принят трактористом 1 отделения,
- ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с выходом в крестьянское хозяйство ст. 31 КЗОТ РФ,
- ДД.ММ.ГГГГ принят к члены кооператива СПК «<данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ – принят СПК «<данные изъяты>» на должность тракториста-машиниста.
При проверке Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю страхового стажа истца установлено, что за периоды работы Даньшева С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не начислялись и не уплачивались страховые взносы, поскольку как следует из архивных справок № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ в расчетно-платежной ведомости по оплате труда отсутствует информация по оплате труда с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, за ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, за ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 62-65).
Согласно архивным справкам № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация по оплате труда Даньшева С.А. за ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.103, 105).
Личные карточки формы Т-2 совхоза <данные изъяты>», в том числе личная карточка формы Т-2 Даньшева С.А., в архивный отдел Администрации Шипуновского района не поступали (л.д.100).
Учетные данные по начислению заработной платы работникам <данные изъяты> отделения совхоза «<данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ год на хранение в архивный отдел не поступали. В книге приказов директора совхоза «<данные изъяты>», а также в книге приказов совхоза «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ года сведения о переводах, отпусках, прогулах и других причин отсутствия заработной платы Даньшева С.А. отсутствуют (л.д.101-102).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого страхового стажа.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением истец указал, что имеет непрерывный трудовой стаж, обстоятельств по которым он не работал и не получал заработную плату в ДД.ММ.ГГГГ году не возникало, с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную переподготовку в <адрес> по направлению военкомата.
Из показаний свидетелей Савенко Ю.И., Ведясовой Т.Э. судом установлено, что они работали в спорные периоды совместно с истцом в совхозе <данные изъяты>» и совхозе «<данные изъяты>», что подтверждается копиями трудовых книжек. Даньшев С.А. в ДД.ММ.ГГГГ году проходил переподготовку в течение 3 месяцев в <адрес>, учился на офицера запаса. В ДД.ММ.ГГГГ году истец работал в совхозе «<данные изъяты>» на К-700, не увольнялся, никуда не уезжал, расчетных документов совхоза «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ год отсутствуют по всем работникам, поскольку они не были переданы в архив и сгорели при пожаре на Машинно-счетной станции.
Из ответа Военного комиссариата <адрес>, Алейского, Усть-Пристанского и <адрес>ов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда установлено, что Даньшев С.А. действительную военную службу проходил в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в 1984 году проходил 3-месячные учебные сборы по должности командира огневого взвода зенитной артиллерии при войсковой части 65567, по результатам которых приказом зам. Министра обороны СССР по кадрам № от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено воинское звание по запасу младший лейтенант (л.д.137).
В силу п. 15 Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
Действующей в период работы истца статьей 111 КЗоТ РСФСР на время выполнения государственных обязанностей - военных сборов, работнику гарантировалось сохранение места работы и среднего заработка, с которого работодатель выплачивал страховые взносы.
Таким образом, учитывая, что в период нахождения на военных учебных сборах Даньшев С.А. состоял в трудовых отношениях с совхозом «<данные изъяты>», что подтверждается трудовой книжкой истца, за ним сохранялось место работы и средний заработок, который был выплачен единым платежом за 3 месяца в ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается архивной справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105), в связи с чем суд приходит к выводу о том что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ года включительно подлежит включению в страховой стаж истца.
Рассматривая требования истца о включении в его страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ года суд, с учетом показаний свидетелей, имеющихся записей в трудовой книжке о трудовой деятельности в совхозе «Терновский» в спорный период, а также тот факт, что расчетно-платежные ведомости по начислению заработной платы работникам <данные изъяты> отделения совхоза «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ год на хранение не поступали, суд в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
При этом, с учетом мнения самого истца Даньшева С.А., не поддержавшего требования в части включения в его страховой стаж иных периодов работы, суд отказывает в удовлетворении данных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверных доказательств, подтверждающих работу истца в указанные периоды, суду не представлено.
Таким образом, с учетом засчитанного ответчиком подтвержденного страхового стажа Даньшева С.А., страховой стаж истца, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, составляет 42 года 7 месяцев 10 дней (41 год 5 месяцев 10 дней + 1 год + 2 месяца).
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж истца является достаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 названного Федерального закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о назначение страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Даньшева С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность включить в страховой стаж Даньшева С. А., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в совхозе «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механизатора, в совхозе «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности механизатора и назначить ему страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.С. Давыдова.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2023 года