Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-374/2024 (2-2108/2023;) ~ М-1628/2023 от 29.11.2023

Дело № 2-374/2024 (2-2108/2023)

11RS0004-01-2023-003082-81

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе судьи Сараевой Т.И.

при секретаре Рокошевской А.В.

с участием прокурора Роик М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 24 июня 2024 года гражданское дело по иску Апариной С.В. к администрации МР «Печора» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Апарина С.В. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. В обоснование иска указала, что 05.11.2023 года на участке местности по **********, напротив женского Скоропослушнического монастыря ********** безнадзорные собаки напали на нее, порвали пуховик и брюки, причинив моральный вред и нравственные страдания, а также телесные повреждения. Свидетелем стала женщина, которая шла со стороны мебельного магазина, увидев ее, собаки залаяли и побежали вслед за ней. Собаки укусили истца в левое бедро, левую и правую ногу. После укуса она поехала в больницу, где ей обработали раны, сделали перевязку и прививку от бешенства. От больничного листа истец отказалась, 07.11.2023 года поднялась температура из-за воспаления ран и тяжелой прививки, в связи с чем истец оформила больничный лист. В связи с нападением собак истец испытала физическую боль, она до сих пор боится собак, сохраняется страх при виде собак на улице, получила серьезный стресс, испытала боль и страх, была вынуждена проходить курс лечения. В связи с указанными обстоятельствами, истец просит взыскать с администрации МР «Печора» компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОМВД России по г. Печоре, Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Печора».

В судебном заседании от 19.06.2024 года дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Истец на требованиях настаивала, представитель ответчика Натхина Е.О., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме.

В судебном заседании от 19.06.2024 года судом объявлен перерыв до 24.06.2024 года 15 час. 00 мин.

Дело рассматривалось с участием истца, представителя истца Шимлых В.Н., действующей на основании ордера, представителя ответчика Натхиной Е.О., в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего об удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 05.11.2023 года на участке местности по **********, напротив Скоропослушнического женского монастыря **********, безнадзорные собаки напали на истца Апарину С.В., причинив моральный вред и нравственные страдания, а также телесные повреждения.

Данные обстоятельства подтверждаются записями в медицинской карте амбулаторного больного на имя Апариной С.В., а также материалами проверки ОМВД России по г. Печоре.

Согласно справке ГБУЗ РК» Печорская ЦРБ» Апарина С.В. находилась на амбулаторном лечении с 05.11.2023 года по 24.11.2023 года с диагнозом «Укушенная рана левого бедра обеих голеней».

24.11.2023 года истец обратилась с заявлением в ОМВД России по г. Печоре по факту нападения безнадзорных собак.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 ГК РФ на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 ГК РФ, переходят в муниципальную собственность.

Положениями статьи 1 Федерального закона N 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

     Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными.

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

    В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Республики Коми № 41 от 30.01.2020 «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми» в целях настоящего Порядка под Уполномоченным органом понимается орган местного самоуправления муниципального образования муниципального района и городского округа в Республике Коми, наделенный государственным полномочием Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Таким образом, уполномоченным органом по осуществлению деятельности об обращении с животными без владельцев на территории МО МР «Печора» является администрация МР «Печора».

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Республики Коми № 41 от 30.01.2020 к исполнению мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев могут привлекаться в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В судебном заседании установлено, что 11.04.2023 года между администрацией МР «Печора» и индивидуальным предпринимателем Волковым И.С. был заключен муниципальный контракт №..., по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство по оказанию услуг по отлову, содержанию и утилизации животных без владельцев на территории муниципального района «Печора», срок действия контракта – по 31.01.2024 года.

По сведениям администрации МР «Печора» фактический срок исполнения вышеуказанного муниципального контракта – 23.08.2023 года, по состоянию на 05.11.2023 года заключенные муниципальные контракты по оказанию услуг по отлову, содержанию и утилизации животных без владельцев прекратили свое существование в связи с исполнением обязательств.

В рамках заключенного между Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми и администрацией МР «Печора» соглашения, размер выделенных субвенций на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев на 2023 год составил 2 260 500 руб. Субвенция на 2023 год освоена в полном объеме 23.08.2023 года.

Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка РК 12.10.2023 года была доведена дополнительная субвенция на 2023 год в размере 244 190 руб. Дополнительное соглашение №... с Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка РК подписано 23.11.2023 года.

В рамках дополнительно выделенных денежных средств 09.11.2023 года было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок «Оказание услуг по отлову, содержанию и утилизации животных без владельцев на территории муниципального района «Печора». Электронный аукцион признан не состоявшимся. Проводился повторный электронный запрос котировок на оказание услуг по отлову, содержанию и утилизации животных без владельцев. По результатам проведенного повторного конкурса было заключено соглашение от 06.12.2023 года на оказание услуг по отлову, содержанию и утилизации животных без владельцев на территории муниципального района «Печора» (****).

Таким образом, судом установлено, что на момент происшествия с Апариной С.В. денежные средства на отлов животных без владельцев были израсходованы, а денежные средства для заключения нового муниципального контракта отсутствовали.

В судебном заседании истец пояснила, что в результате нападения собак она испытала физическую боль, страх, от переживаний ей снятся кошмары. Она три недели находилась на листке нетрудоспособности, проходила лечение, на ногах остались шрамы, необходимо дальнейшее лечение.

Администрация МР «Печора» в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенному контракту на оказание услуг по отлову безнадзорных животных. В силу деликтного обязательства, обязанность предоставления суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины, а равно освобождения от ответственности, лежит на стороне ответчика.

Сторона ответчика пояснила, что собаки, напавшие на истца, имеют хозяев, поскольку в исковом заявлении истец указала о том, что женщина позвала собак и они к ней побежали, она их подкармливает. Кроме того, представитель ответчика предоставила фотографию с женщиной, которая кормит собак в районе дома, где укусили истца.

Указанные доводы суд не принимает во внимание, поскольку стороной ответчика не представлено достаточных доказательств в подтверждение указанных обстоятельств.

Факт укуса Апариной С.В. безнадзорными собаками нашел свое полное подтверждение. В силу деликтного обязательства, обязанность предоставления суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины, а равно освобождения от ответственности, лежит на стороне ответчика. Данных доказательств суду при рассмотрении дела по существу представлено не было.

В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Согласно положениям ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении и в суде о ненадлежащем исполнении администрацией МР «Печора» полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятии администрацией МР «Печора» всевозможных мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах, суд приходит к выводу, что Апариной С.В. причинен моральный вред, нарушены ее личные неимущественные права, выразившиеся в том, что после нападения безнадзорных животных у нее сформировался страх перед собаками, в связи с укусом причинен вред здоровью, она находилась на лечении, что свидетельствует о причинении физических и нравственных страданий, в связи с чем, имеются основания для удовлетворения иска о взыскании компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст.1101 ГК РФ учитывает характер и степень нравственных и физических страданий, степень вины ответчика, степень тяжести вреда, необходимость лечения в результате повреждения здоровья, учитывая переживания истца после укуса собакой, ее нахождение в состоянии повышенной тревожности и стресса, учитывая требование разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.    

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с администрации муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781) в пользу Апариной С.В. (паспорт №...) компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

     Судья      Т.И. Сараева

Мотивированное решение составлено 01.07.2024 года

2-374/2024 (2-2108/2023;) ~ М-1628/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорская межрайонная прокуратура
Апарина Светлана Викторовна
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
Отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации МР "Печора"
ОМВД России по г. Печоре
Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Сараева Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
29.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
17.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее