Судья Курахтанова А.А. Дело № 7-201/2022
РЕШЕНИЕ
27 июня 2022 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Шмаль Е.В. на решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 25 января 2022 года,
установил:
Постановлением № старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Шмаль Е.В. от 12 августа 2021 года ООО «Горводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Горводоканал» обжаловало его в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 25 января 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Шмаль Е.В. обратилась в Новосибирский областной суд с жалобой, в которой просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Указывает, что с целью разрешения жалобы судья районного суда ожидал вынесения решения по судебному арбитражному делу №, однако в рамках данного дела ООО «Горводоканал» оспаривало Предписание от 1 июля 2021 № об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по результатам плановой выездной проверки. Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30 декабря 2021 по делу № требования ООО «Горводоканал» удовлетворены частично: признаны недействительными пункты 10, 11, 12, 13, 14 предписания.
Поскольку районный суд при принятии решения от 26 января 2022 года руководствовался решением арбитражного суда, у Росприроднадзора имеются обоснованные сомнения в объективности рассмотрения жалобы, поскольку материалами дела об административном правонарушении доказан состав административного правонарушения.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав объяснения Шмаль Е.В., руководителя ООО «Горводоканал» Щербакова А.С., прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года.
Под отходами производства и потребления в силу статьи 1 закона следует понимать вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены понятия:
размещение отходов – хранение и захоронение отходов;
хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Пунктами 6 и 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела, 1 июля 2021 года по итогам плановой выездной проверки в отношении ООО «Горводоканал» при осуществлении им деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №, были установлены факты несоблюдения требований законодательства РФ, выразившиеся в размещении (хранении) отходов III-V класса опасности (отходы минеральных масел моторных, отходы минеральных масел трансмиссионных, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная, осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный практически неопасный) на собственном объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО «Горводоканал» к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Горводоканал» состава административного правонарушения.
Принимая указанное решение, судья учел, что ООО «Горводоканал» не осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов, на собственном объекте размещения отходов, а передает образующиеся в процессе его хозяйственной деятельности отходы для последующего размещения специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов, что подтверждается представленными ООО «Горводоканал» копиями договоров передачи опасных отходов № от 18 января 2019 года, №-в от 18 января 2019 года; договора № от 18 июня 2020 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (нежилые помещения, здания, сооружения).
Вместе с тем, указанные выводы судьи не подтверждаются представленными доказательствами: так, указанные договоры составлены в отношении видов отходов – отходы минеральных масел моторных, трансмиссионных, фильтры очистки масел, топлива; договоров в отношении таких видов отходов как золошлаковая смесь, осадок биологических очистных сооружений представлено не было.
Какие виды отходов являются предметом договора о размещении ТКО (твердых коммунальных отходов) судьей не выяснялось, кроме того, какие-либо доказательства, подтверждающие фактическое исполнение договоров – акты приема передачи отходов и т.п. материалы дела не содержат. В судебном заседании руководитель юридического лица Щербаков А.С. пояснил, что в течение 2020 года из-за ограничений, связанных с распространением ковидной инфекции, договоры не исполнялись.
Договор от 1 января 2021 года на размещение отходов, заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ООО «Горводоканал» в отношении осадка с иловых площадок и песка с песковых площадок не охватывает период, за который проводилась проверка.
Соглашаюсь с выводами судьи о том, что создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре, что однако, не исключает фактическую деятельность по размещению отходов.
Доводам должностного лица о том, что Форма № 2-ТП (отходы) содержит перечень отходов, наличие отходов на начало отчетного года, на конец отчетного года, сведения о передаче отходов других хозяйствующим субъектам, сведения о размещении отходов, исходя из этих данных отчетности фактически имеет место хранение отходов (то есть складирование сроком более чем одиннадцать месяцев) не дано никакой оценки.
Таким образом, вывод об отсутствии размещения отходов на собственном объекте размещения отходов судьей сделан без достаточной проверки фактических обстоятельств и доводов должностного лица, основанных на материалах проверки и отчетности по обращению с отходами.
Подобное рассмотрение дела не отвечает целям и задачам производства по делу об административном правонарушении, нарушает принципы полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, в связи с чем решение судьи районного суда подлежит отмене.
Датой совершения правонарушения должностное лицо указывает 1 июля 2021 года, когда была завершена проверка. Вместе с тем, исходя из содержания протокола об административном правонарушении, к выводу о размещении отходов на собственном объекте размещения отходов, должностное лицо пришло на основе анализа представленной отчетности (Форма 2-ТП), которая подлежит подаче территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в Новосибирском областном суде в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек.
С учетом установленных обстоятельств, учитывая, что возвращение дела на новое рассмотрение за пределами срока давности привлечения к ответственности недопустимо, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ решение судьи районного суда подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 25 января 2022 года отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Шмаль Е.В. – частично удовлетворить.
Судья Ю.А. Конева