ГД №2-208/2023
УИД 05RS0033-01-2023-000267-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кумух 31 августа 2023 г.
Лакский районный суд РД в составе председательствующего судьи Абдурахманов А.В., при секретаре Устаровой У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Кулинском и <адрес> к администрации МО «сельсовет Кулушацский» <адрес> РД об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
ТО Управление Роспотребнадзора по РД в Кулинском и <адрес> в порядке ст.46 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «сельсовет Кулушацский» <адрес> РД об устранении нарушений санитарного законодательства.
В обосновании иска указывает, что в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования по поручению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» актом санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности Администрация Муниципального Образования «сельсовет Кулушацский» полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Администрации Муниципального Образования «сельсовет Кулушацский». Так, в нарушение положений п.3 Санитарных правил СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не оборудованы и не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории Администрации Муниципального Образования «сельсовет Кулушацский» (<адрес>, Читур, Чуртах).
1. Не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерные площадки на территории Администрации МО «сельсовет Кулушацский» (<адрес>, Читур, Чуртах).
2. Отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положением ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов-складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 4 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лица;
-определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона № 31-ФЗ и п. 4 ст. 8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации МО «сельсовет Кулушацский»
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 22 Ф Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021г. утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21 (далее по тексту - Санитарные правила).
В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 Санитарных правил).
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального образования утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которого на территории МО «сельсовет Кулушацский» определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституцией российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную среду - обязанность государства.
Согласно п.2. ч1. ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства
На основании изложенного истец просит суд возложить на Администрацию Муниципального Образования «сельсовет Кулушацский» обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда - оборудовать и обустроить контейнерные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, на территории Администрации МО «сельсовет Кулушацский» (<адрес>, Читур, Чуртах).
Представитель истца Врио Начальника ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО3 представила в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия гражданского истца, исковые требования просит суд удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – глава администрации МО «сельсовет Кулушацский» ФИО4 в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования Роспотребнадзора признает полностью.
В соответствии с ч.5 ст.167 УПК РФ стороны вправе просит суд о рассмотрении дела в их отсутствии и направлении им копии решения суда.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дела в отсутствии истца и ответчика в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, установив добровольный характер признания иска ответчиком, считает возможным принять добровольное признание иска на основании ст. 39 ГПК РФ и по правилам ст. 173 ГПК РФ, ибо это не противоречить закону и не нарушает права и охраняемых законом интересы других лиц.
В соответствии со ст.46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организации сбора и вызовов бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическим, санитарным и иными требованиями.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 22 данного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положений п.3 Санитарных правил СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не оборудованы и не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории Администрации Муниципального Образования «сельсовет Кулушацский» (<адрес>, Читур, Чуртах).
1. Не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерные площадки на территории Администрации МО «сельсовет Кулушацский» (<адрес>, Читур, Чуртах).
2. Отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положением ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов-складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 4 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лица;
-определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона № 31-ФЗ и п. 4 ст. 8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации МО «сельсовет Кулушацский»
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 22 Ф Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021г. утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21 (далее по тексту - Санитарные правила).
В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 Санитарных правил).
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального образования утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которого на территории МО «сельсовет Кулушацский» определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституцией российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Изложенные обстоятельства нарушения требований санитарно-эпидемического законодательства в сфере обращения твердых коммунальных отходов на территории области МО «сельсовет Кулушацский» <адрес> РД в населенных пунктах <адрес>, Читур, <адрес> РД.
Изложенное подтверждается актом санитарно-гигиенического обследования площадок накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>, Читур, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ на административной территории МО «сельсовет Кулушацский» из которого следует площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходом в населенных пунктах <адрес>, Читур, Чуртах не оборудованы в соответствии с требованиями п. 3 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений».
В связи с изложенным, требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Лакского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО «сельсовет Кулушацский» о возложении на администрацию МО «сельсовет Кулушацский» РД оборудовать и обустроить контейнерные места (площадки накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Обязать администрацию МО «сельсовет Кулушацский» <адрес> РД оборудовать и обустроить контейнерные места (площадки) для сбора, накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений» в населенных пунктах <адрес>, Читур, <адрес> РД в течение 5(пяти) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РД в течение месяца со дня вынесения, через Лакский районный суд РД.
Отпечатано в совещательной комнате
Председательствующий А.В. Абдурахманов