Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10156/2022 от 18.08.2022

Судья: Турбина Т.А.                                       адм. дело № 33а-10156/2022

УИД: 63RS0039-01-2022-001134-38

Дело № 2а-1749/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2022 года                                                             город Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Авдониной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда города Самары от 19 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., возражения представителя административного истца Дружининой Т.В. по доверенности Замятиной Н.А. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Дружинина Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 619 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> К фасадной части земельного участка прилегает участок, находящийся в муниципальной собственности площадью 186 кв. м, участок не сформирован, разрешенное использование для индивидуальной жилой застройки. Участок расчищен, выровнен, используется административным истцом для заезда и парковки автомобиля.

Распоряжением Департамент градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года Дружининой Т.В. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пункта 6 статьи 11.9, подпунктов 1, 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком» не соответствует требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации; согласно сведениям ИСОГД г.о. Самара образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги.

Считая свои права нарушенными, а распоряжение незаконным, полагая, что испрашиваемый земельный участок находится вне полосы отвода железной дороги, а вид разрешенного использования земельного участка изменен, административный истец просил суд признать незаконным распоряжение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ года № ; возложить на Департамент обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения его заявления.

Решением Ленинского районного суда города Самары от 19 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены (том 2 л.д. 4-15).

В апелляционной жалобе заместитель руководителя Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцев М.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного (том 2 л.д. 17-20).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что Дружининой Т.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> площадью 619+/-8.71 кв. м (том 1 л.д. 17-18).

Дружинина Т.В. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 186 кв. м в соответствии с прилагаемой схемой расположения испрашиваемого земельного участка с указанием координат характерных точек границ на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 805 кв. м (том 1 л.д. 86-89).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года Дружининой Т.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пункта 6 статьи 11.9, подпунктов 1, 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком», что не соответствует требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ; согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о. Самара образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги (том 1 л.д. 13).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, и посчитав недоказанным факт нахождения испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне железной дороги, определенной органом местного самоуправления с соблюдением действующего законодательства, а также приняв во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, соответствует требования подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, пришел к выводу о том, что у Департамента градостроительства г.о. Самара отсутствовали правовые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 30 ГрК РФ границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

Отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).

Согласно пункту 25 указанных Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Наряду с этим частью 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда.

Согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара земельный участок, принадлежащий Дружининой Т.В., с кадастровым номером находится полностью в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), расположен в границах охранной зоны инженерных коммуникаций (газопровод), частично расположен в границах 50-метровой и полностью в границах 100-метровой санитарно-защитной зоны Российской железной дороги. Участок не расположен в границах красных линий (том 1 л.д. 162-163).

Испрашиваемый земельный участок, площадью 186 кв. м, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), частично расположен в границах охранной зоны инженерных коммуникаций ЛЭП. Образуемый земельный участок, площадью 805 кв. м частично расположен в границах охранной зоны инженерных коммуникаций газопровода и ЛЭП. Участок, площадью 186 кв. м полностью расположен в границах 50-ти и 100-метровой санитарно-защитной зоны Российской железной дороги, земельный участок, площадью 805 кв. м частично расположен в границах 50-ти метровой и полностью в границах 100 метровой санитарно-защитной зоны Российской железной дороги. Участок не расположен в границах красных линий (том 1 л.д. 106-107).

Согласно сведениям Филиала ОАО «РЖД» Куйбышевская железная дорога из публичной кадастровой карты и предоставленной выписке из ЕГРН земельный участок находится вне полосы отвода железной дороги, на основании п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 74 санитарно-защитная зона для линий железнодорожного транспорта устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов, с последующим проведением натурных исследований и измерений. Санитарно-защитная зона полосы отвода железной дороги в границах г.Самары не разрабатывалась и не устанавливалась (том 1 л.д.12).

Из представленных пояснений ОАО «РЖД» Куйбышевская железная дорога следует, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится вне полосы отвода железной дороги, санитарно-защитная зона железной дороги по данному адресу не установлена, какие-либо притязания на земельный участок у ОАО «РЖД» отсутствуют (том 1 л.д. 121-126).

Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года сведения об установлении и возможном размере санитарно-защитной зоны железной дороги, расположенной в кадастровом квартале в Управлении отсутствуют. Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно-защитной зоны железной дороги, расположенной в кадастровом квартале и решение об установлении данной санитарно-защитной зоны Управлением не выдавались. Сведения о санитарно-защитной зоне данного объекта в орган государственного кадастра для постановки на кадастровый учет и внесение в единый государственный реестр недвижимости Управлением не направлялись (том 1 л.д. 245-246).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что доказательств определения границ санитарно-защитной зоны в законном порядке (постановлением Главного государственного санитарного врача либо решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и другим указанным выше образом, и внесения сведений о санитарно-защитной зоне железной дороги в Единый государственный реестр недвижимости административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ. Само по себе несогласие Департамента градостроительства г.о. Самара с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Самары от 19 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Турбина Т.А.                                                            адм. дело № 33а-10156/2022

УИД: 63RS0039-01-2022-001134-38

Дело № 2а-1749/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

20 сентября 2022 года                                                                                   город Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Авдониной Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда города Самары от 19 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., возражения представителя административного истца Дружининой Т.В. по доверенности Замятиной Н.А. на доводы апелляционной жалобы, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Самары от 19 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-10156/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дружинина Т.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Замятина Н.А.
Самотохина С.Н.
ОАО РЖД Куйбышевская железная дорога
Воронина Л.Н.
Шмунк Ю.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.08.2022Передача дела судье
20.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее