Дело № 2-1243/2023 УИД 40RS0026-01-2023-000753-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
25 мая 2023 года <адрес>
Обнинский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Добариной Ю.Г.,
при секретаре Филипповой А.О.,
с участием истца Набиева А.У., представителя истца - Котляр Т.М.,
представителя ответчика ОСФР по <адрес> Царапкиной Е.Л., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набиева А. У. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Обнинский городской суд <адрес> поступило исковое заявление Набиева А.У. к ОСФР по <адрес>, в котором он просил признать незаконным о отменить решение ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ему страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по <адрес> установить ему страховую пенсию по старости, в обоснование требований указав, что в <адрес> в 2019 году в 63 года ему была назначена пенсия по старости с учетом его трудового стажа. Он переехал на постоянное место жительства в Россию в марте 2022 года и ДД.ММ.ГГГГ получил вид на жительство. На момент подачи искового заявления является гражданином Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление ПФР в <адрес> с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ УПФР запросил выплатное пенсионное дело из Таджикистана. Пенсию в Таджикистане прекратили выплачивать ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении страховой пенсии по старости истцу отказали, в связи с заключением нового двухстороннего договора по пенсионному обеспечению между Российской Ф. и Республикой Таджикистан.
Полагал, что новый договор между Россией и Таджикистаном не может быть применен при решении вопроса о назначении ему в Российской Федерации страховой пенсии по старости, так как выплатное дело было истребовано из Таджикистана еще ДД.ММ.ГГГГ, когда договор между странами еще не был заключен. В связи с чем полагал, что ему должна быть назначена страховая пенсия по старости в России на основании международного Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец и его представитель Котляр Т.М. исковые требования поддержали по доводам и основаниям изложенным в иске, дополнительно указав, что с доводами ответчика, о том, что с заявлением об установлении пенсии он обратился ДД.ММ.ГГГГ, не согласен, так как в ПФР пришел в сентябре 2022 года, а ДД.ММ.ГГГГ ПФР было истребовано пенсионное выплатное дело. 18 октября, 19 октября и ДД.ММ.ГГГГ был в ПФР, но его не принимали, ссылаясь, что у них не работает электронная система приема заявлений. Предлагали подать заявление самому через госуслуги или обратиться в МФЦ. Поскольку у него обычный кнопочный телефон, он не мог подать заявление через сайт «Госуслуги», в МФЦ обратился ДД.ММ.ГГГГ, где подал все документы и заявление о назначении пенсии. Полагает, что сотрудники пенсионного фонда умышленно не принимали у него заявление до ДД.ММ.ГГГГ, так как знали, что с этого числа вступает в силу международный договор, по которому пенсию в России Набиев получать не сможет. Просили исковое заявление удовлетворить в полном объеме, назначить страховую пенсию Набиеву с ДД.ММ.ГГГГ (с даты прекращения выплаты пенсии в <адрес>).
Представитель ответчика ОСФР по <адрес> Царапкина Е.Л. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что датой обращения в ОСФР является дата написания заявления об установлении пенсии. Учитывая, что заявление о назначении пенсии Набиевым А.У. в ОСФР подано ДД.ММ.ГГГГ, и именно с этой даты вступил в силу Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для назначения Набиеву А.У. пенсии на территории Российской Федерации не имелось. Запрос выплатного пенсионного дела из Республики Таджикистан, обращение Набиева в ОСФР за консультациями до ДД.ММ.ГГГГ не имеют юридического значения для решения вопроса о назначения пенсии. Довод представителя истца об умышленных действиях сотрудников ответчика не обоснован, поскольку о том, что международный договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, сотрудникам клиентской службы ОСФР в <адрес> стало известно только после ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов. В силу п.3 настоящей статьи в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Ф. и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ между Российской Ф. и Республикой Таджикистан подписан Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.ДД.ММ.ГГГГ указанный Договор ратифицирован Российской Ф., вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п.3 ст.21 Договора о сотрудничестве, одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Ф. и Республикой Таджикистан прекращает действовать Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.9 Договора о сотрудничестве, каждая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
При определении права на пенсию под страховым стажем, приобретенным на территориях Договаривающихся Сторон и в соответствии с их законодательством, понимается: в отношении Российской Федерации – страховой стаж, приобретённый на территории Р. Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики; в отношении Республики Таджикистан – страховой стаж, приобретенный на территории Республики Таджикистан и Таджикской Советской Социалистической Республики.
Согласно п.3 ст.5 Договора при переезде застрахованного лица, которому назначена пенсия, с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания ее выплата продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.
Сроки назначения страховой пенсии определены статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В судебном заседании установлено следующее.
Набиев А.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь получателем пенсии в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратился через МФЦ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Согласно представленным к заявлению документам периоды работы Набиева А.У. до переселения в Р. Ф. имели место на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> Набиеву А.У. отказано в назначении пенсии на территории Российской Федерации, в связи с вступлением в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного между Российской Ф. и Республикой Таджикистан ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для признания указанного решения незаконным в ходе судебного заседания не установлено.
Доводы заявителя, что в ОСФР он обратился ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку согласно ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления. Если указанное заявление подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем обращения за страховой пенсией считается дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как следует из представленных доказательств заявление в МФЦ подано Набиевым А.У. ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя истца на умышленное затягивание ОСФР сроков принятия заявления от Набиева А.У. в судебном заседании подтверждения не нашли. Как следует из журнала обращений граждан в клиентскую службу ОСФР в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Набиев А.У. обратился через МФЦ с заявлением об истребовании выплатного дела из Республики Таджикистан. ДД.ММ.ГГГГ поступило устное обращение Набиева А.У., тип обращения «Заблаговременная подготовка документов на пенсию» и только ДД.ММ.ГГГГ от Набиева А.У. поступило заявление о назначении пенсии через МФЦ.
При этом, как следует из пояснений представителя ответчика судебном заседании, а также информационного письма Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ исх. №СЧ-21-18/5309 (поступило в ОСФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) о вступлении в силу Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Ф. и Республикой Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудникам клиентской службы <адрес> стало известно не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая положения Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения между Российской Ф. и Республикой Таджикистан от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для назначения пенсии Набиеву А.У. (до переселения в Р. Ф. имеющему периоды работы на территории Таджикской ССР и Республики Таджикистан) в Российской Федерации не имелось.
При этом суд учитывает, что оспариваемым решением права Набиева А.У. на пенсионное обеспечение ответчиком не нарушены, поскольку оно не лишает его права получать пенсию, назначенную в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Набиева А. У. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Обнинский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.<адрес>
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Ю.Г.Добарина