Дело № 67RS0003-01-2023-004446-74
Производство № 5-426/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 сентября 2023 года г. Смоленск
Судья Промышленного районного суда г. Смоленска Морозова О.В.. (г. Смоленск, пр. Гагарина, д.46), при секретаре Побрус Г.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Соколова Юрия Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Республики Беларусь, зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт Респ. Белоруссии №,
у с т а н о в и л:
19.09.2023 УУП ОП № 1 УМВД России по г. Смоленску Савельевым А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 67//1/116348/4317, из которого следует, что 19.09.2023 в 19 часов 30 минут по адресу: г.Смоленск, пр-т Гагарина, д.15, установлен гражданин Республики Беларусь Соколов Ю.А., который нарушил режим пребывания в Российской Федерации. выразившейся в нарушении правил миграционного учета, предусмотренных п.1 ст.20 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.07.2006 №109-ФЗ, п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», согласно которым иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации, при нахождении на месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать (продлить) на миграционный учет по месту пребывания. Указанную обязанность Соколов Ю.А. не выполнил, а именно с 28.10.2022 по настоящее время пребывает в г.Смоленске без регистрации, без разрешительных документов (патента), а также уклонился от выезда с территории Российской Федерации, своими бездействиями Соколов Ю.А. нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в нарушении правил миграционного учета, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Соколов Ю.А. свою вину в совершенном правонарушении признал, пояснив, что проживает на территории Российской Федерации с 2022 года без регистрации, работает неофициально, состоит фактически в брачных отношениях, намерен зарегистрировать брак с гражданкой Российской Федерации Лукиной Ж.А., Просил суд не выдворять его. В настоящее время работает неофициально, собирается продолжить оформление всех необходимых документов.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив письменные материалы дела, судья исходит из следующего.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ).
Миграционный учет включает в себя в том числе, регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 4 статьи 4).
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п.20 Постановления Правительства РФ от 15 января 2007 года №9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства» граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях NN 1, 2 к указанному Соглашению, без миграционной карты.
Согласно статье 3 названного Соглашения граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 90 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
В соответствии с частью 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Судом установлено, что 19.09.2023 в 19 часов 30 минут по адресу: г.Смоленск, пр-т Гагарина, д.15, установлен гражданин Республики Беларусь Соколов Ю.А., который нарушил режим пребывания в Российской Федерации. выразившейся в нарушении правил миграционного учета, предусмотренных п.1 ст.20 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.07.2006 №109-ФЗ, п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», согласно которым иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации, при нахождении на месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать (продлить) на миграционный учет по месту пребывания. Указанную обязанность Соколов Ю.А. не выполнил, а именно с 28.10.2022 по настоящее время пребывает в г.Смоленске без регистрации, без разрешительных документов (патента), а также уклонился от выезда с территории Российской Федерации, своими бездействиями Соколов Ю.А. нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в нарушении правил миграционного учет, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, Соколов Ю.А. является гражданином Республики Беларусь, который уклонился от выезда за пределы России.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении № 67/1/116348/4317 от 19.09.2023, рапортом ст.УУП ОП №1 УМВД России по г.Смоленску Савельева А.А., объяснениями ФИО1 и другими материалами дела.
В судебном заседании Соколов Ю.А. вину не оспаривал, с протоколом согласился.
Таким образом, Соколов Ю.А., являясь гражданином Республики Беларусь, на которого распространяются приведенные выше нормы Федерального закона, Соглашения и положения Договора о Евразийском экономическом союзе, на момент его выявления в Российской Федерации, не осуществлял трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ (услуг), при этом срок его пребывания в Российской Федерации превысил предусмотренный предельный для таких случаев срок в девяносто суток, установленный Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Данных, что Соколов Ю.А. на территории России работал по трудовому договору или исполнял гражданско-правовой договор по указанию услуг или работ, суду не представлено.
Сведения о регистрации Соколова Ю.А. по месту жительства в России отсутствуют.
Таким образом, Соколов Ю.А. находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, за что предусмотрена ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
При определении наказания судом учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Несмотря на то, что возможность назначения административного наказания без выдворения за пределы Российской Федерации за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8. КоАП РФ, санкцией данной статьи не предусмотрена, но, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, назначение Соколову Ю.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется со сведениями о его личности.
В рассматриваемом случае следует учесть, что Соколов Ю.А. пребывает на территории Российской Федерации с 2022 года, проживает совместно с гражданкой РФ, с которой намерен зарегистрировать брак.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о прочности семейной и социальной связи Соколова Ю.А. в стране пребывания.
При таких данных выдворение Соколова Ю.А. за пределы Российской Федерации не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление его права на уважение семейной жизни, назначение данного вида наказания противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При таких обстоятельствах судья считает возможным назначить Соколову Ю.А. административное наказания в виде административного штрафа, но без выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1.1 ░░. 18.8 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░ 6300, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ 04631░17540), ░░░ 6731074577, ░░░ 673101001, ░░░░░ 66701000001 (66701000), ░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░) 40102810445370000055, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 03100643000000016300, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ (░░░) 016614901, ░░░ 18811601181019000140, ░░░ 18880367230010043174.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░