Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2023 года
Дело № 2-1280/2023
УИД 77RS0002-02-2022-022540-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Чернецовой О.Н.,
при секретаре Скобелевой Т.А.,
с участием представителя истца Титаренко П.В.,
представителя ответчика Загребиной О.В.,
представителя третьего лица Воронова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманской транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Мурманская транспортная прокуратура, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований, уточненных в ходе рассмотрения дела, указано, что Мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму железнодорожной станции Заполярная Мурманского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки установлено, что владельцем инфраструктуры не в полном объеме выполняются обязательные требования законодательства в сфере обеспечения защищенности транспортного комплекса, а также недопущения совершения акта незаконного вмешательства на категорированных объектах, к которым относится железнодорожная станция Заполярная. Так, железнодорожной станции Заполярная присвоена 3 категория степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, вместе с тем до настоящего времени не разработан и не направлен на утверждение в компетентный орган план обеспечения транспортной безопасности указанной железнодорожной станции. С учетом уточнений просит обязать ответчика в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Заполярная и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта; реализовать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Заполярная поэтапно в предусмотренные им сроки после утверждения его Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
В судебном заседании представитель истца Титаренко П.В. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Загребина О.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что ОАО «РЖД» во исполнение требований законодательства направляло в Северо-Западное территориальное управление Росжелдора для рассмотрения план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Заполярная, тем самым исполнив свою обязанность по разработке и направлению на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности, однако план не утвержден в связи с выявлением недостатков. Полагала, что ОАО «РЖД» исполнило свои обязанности по разработке и направлению на утверждение спорного плана, при этом сроки для направления плана после устранения замечаний Росжелдора законом не установлены.
Представитель третьего лица УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора Воронов В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора полагал обоснованными, указал на длительное бездействие ответчика по разработке плана и проведению антитеррористических мероприятий.
Представитель третьего лица – Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Как следует из искового заявления, заявление подано в суд прокурором с целью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с целью реализации мер по обеспечению транспортной безопасности и противодействия терроризму на объекте инфраструктуры железнодорожного транспорта, то есть подано прокурором в соответствии с полномочиями, которыми он наделен законом.
В силу положений части 3 статьи 1, части 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта, является безопасность и качество оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ, субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пунктом 10 раздела 2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, железнодорожная станция относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, является пунктом, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Согласно положениям статьи 9 Закона № 16-ФЗ, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1).
План обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры, судна ледокольного флота, используемого для проводки по морским путям, судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1.2).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, используемых в целях торгового мореплавания, на которые распространяются требования, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (часть 2).
Приказом Минтранса России от 02.07.2021 № 225 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судом ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее – Порядок).
В соответствии с положениями Порядка разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры (пункт 1).
Планы должны разрабатываться на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна (пункт 2).
Планы должны содержать меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ, в отношении объекта транспортной инфраструктуры и судна соответственно, а также этапы и сроки их реализации (пункт 4).
Разработанные субъектом транспортной инфраструктуры планы должны направляться на утверждение в компетентный орган в срок, установленный частью 1 статьи 9 Закона № 16-ФЗ (пункт 6).
Согласно пункту 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности входит в полномочия Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки, в том числе для объектов транспортной инфраструктуры 3 и 4 категорий – в течение одного года со дня включения объекта транспортной инфраструктуры в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму железнодорожной станции Заполярная Мурманского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлено, что ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры по отношению к указанной железнодорожной станции , которой присвоена 3 категория степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, при этом антитеррористическая защищенность данной станции не отвечает необходимым требованиям для предотвращения актов незаконного вмешательства, требования Закона № 16-ФЗ в полном объеме не исполняются, а именно: до настоящего времени в установленном порядке не разработан и не направлен в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Заполярная. Указанное подтверждается представленными материалами проверки, в том числе актом проверки и справкой о выявленных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес начальника Мурманского цента организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму. Указанное представление рассмотрено, на него дан ответ со ссылкой на то обстоятельство, что план обеспечения транспортной безопасности станции Заполярная, включающий в себя как организационные, так и технические мероприятия обеспечения транспортной безопасности, был разработан, однако компетентным органом в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте в его утверждении отказано с формулировкой замечаний. В настоящее время ведется работа по устранению замечаний и несоответствия плана обеспечения транспортной безопасности установленным требованиям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение Росжелдора об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожная станции Заполярная, повторно план после устранение недостатков на рассмотрение в Северо-Западное ТУ Росжелдора не поступал, что не оспаривалось стороной ответчика.
Допрошенный в качестве свидетеля Арнаут А.Б., курирующий разработку планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», пояснил, что на Октябрьской железной дороге по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ существует 644 железнодорожных станций, разработан график направления планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с которым направление в Росжелдор плана в отношении станции Заполярная запланировано на третий квартал текущего года, в настоящее время указанные Росжелдором недостатки в плане не устранены.
Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства ОАО «РЖД» не обеспечило наличие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Заполярная. Утвержденный план обеспечения транспортной безопасности указанной станции до настоящего времени фактически отсутствует и не реализуется.
Доводы ответчика о том, что законодательством не установлены сроки для направления плана обеспечения транспортной безопасности после отказа в его утверждении судом отклоняются, поскольку отсутствие такого плана и неисполнение его мероприятий длительное время влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга, а установленный законом трехмесячный срок со дня утверждения результатов оценки уязвимости для направления плана на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности указывает на необходимость утверждения плана в кратчайшие сроки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности вышеуказанной железнодорожной станции.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения иска в части требования об обязании ответчика реализовать план поэтапно в предусмотренные им сроки после его утверждения, поскольку каких-либо доказательств неисполнения ответчиком мероприятий утвержденного плана или намерений его не исполнить истцом не представлено, как и доказательств того, что нарушения в указанной части имеют реальный, а не мнимый характер, которые бы нарушали права неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем действий, которые необходимо выполнить ответчику, а также временные затраты для устранения выявленных нарушений, в целях реального исполнения судебного акта суд устанавливает срок исполнения решения суда – в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок является разумным и достаточным, возражений в части предложенного истцом срока или доказательств невозможности провести необходимые мероприятия в указанный срок ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования город Мурманск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманской транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.2021 № 225 план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Заполярная и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В удовлетворении остальных требований – отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.Н. Чернецова