Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6152/2024 от 05.04.2024

Судья: Шаймарданова Э.Г.                              адм. дело № 33а-6152/2024

УИД: 63RS0016-02-2023-000271-29

№ 2а-2-1/2024 (2а-2-218/2023)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 июня 2024 г.                                                                                г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Пудовкиной Е.С., Мыльниковой Н.В.

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Клявлинского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., объяснения представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Шляхтиной Н.Г. по доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Министерства управления финансами Самарской области Медведкиной М.В., возражения представителя Министерства строительства Самарской области Апаркиной Т.М., представителя Министерства здравоохранения Самарской области Берман И.Я., представителя административного истца Никитиной Е.С., на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Прокурор Камышлинского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц первоначально к ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ», Министерству здравоохранения Самарской области, Правительству Самарской области, о признании незаконным бездействие.

    В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Камышлинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий оказания гражданам медицинской помощи. Установлено, что для нужд ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» в 2000 году разрабатывались проектно-сметная документация (далее ПСД) с целью строительства объекта «Пристрой с переходом в стационар Камышлинской ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес> (далее: Пристрой). Пристрой включен в областную программу капитального строительства и финансировался вплоть до 2006 года. Пристрой построен в соответствии с проектом, однако в ходе приемки объекта инспекторами Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Самарской области в выдаче заключения о соответствии объекта требованиям нормативных документов и проектной документации было отказано в связи с наличием нарушений. В установленном законом порядке объект в эксплуатацию не введен и до настоящего времени эксплуатируется в отсутствие соответствующего разрешения. Вопросы завершения строительства обсуждались, до настоящего времени решение о финансовом обеспечении мероприятий не принято. Пристрой передан в собственность Самарской области, расположен на земельном участке, являющемся также собственностью Самарской области.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор с учетом уточнений просил суд:

признать незаконным бездействие Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства строительства Самарской области, выразившееся в не принятии мер в пределах своей компетенции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по разработке проекта бюджета, формированию бюджетных заявок на финансирование мероприятий по вводу объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский;

    признать незаконным бездействие Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Министерства строительства Самарской области, выразившееся в не необеспечении финансирования в пределах своей компетенции в период с             ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по устранению нарушений, создающих препятствие к вводу объекта здравоохранения - «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес> эксплуатацию и необеспечении безопасных условий оказания медицинской помощи гражданам, проживающим на территории муниципального района Камышлинский, в соответствии с установленными требованиями законодательства;

    возложить на Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство строительства Самарской области обязанность в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений и вводу объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский;

    признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений <адрес>, выраженное в самоустранении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от принятия необходимых действий по устранению нарушений законодательства РФ при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>.

    возложить на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанность в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить устранению нарушений законодательства РФ при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>;

    признать незаконным бездействие Министерства строительства Самарской области, выраженное в самоустранении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от обеспечения государственных, общественных интересов в сфере деятельности Министерства строительства Самарской области, от взаимодействия с заинтересованными органами, организациями в сфере деятельности Министерства, от проведения мероприятий, направленных на реализацию возложенных на Министерство задач, от исполнения полномочий государственного заказчика;

    возложить на Министерство строительства Самарской области обязанность в течение шести месяцев после осуществления финансирования провести конкурсные процедуры, направленные на определение подрядной организации по проведению работ по созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский, в соответствии с установленными нормативами обслуживания населения в сфере здравоохранения;

    возложить на Министерство строительства Самарской области обязанность в течении двух месяцев после окончания работ по созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский, в соответствии с установленными нормативами обслуживания населения в сфере здравоохранения провести работы по вводу в эксплуатацию объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>;

    возложить ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» обязанность в течении двух месяцев после ввода в эксплуатацию объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, и регистрации на него права собственности, принять в оперативное управление данный объект здравоохранения.

Решением Клявлинского районного суда Самарской области от                   ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление прокурора удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в не принятии мер в пределах своей компетенции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по разработке проекта бюджета, направленных на финансирование мероприятий по вводу объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский; необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений, создающих препятствие к вводу объекта в эксплуатацию. Признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в самоустранении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от принятия необходимых действий по устранению нарушений законодательства РФ при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>. На Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области и Министерство строительства Самарской области возложена обязанность в течение двух лет после вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения и вводу объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес> эксплуатацию, созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский. В удовлетворении остальной части административного иска – отказано (т.4 л.д. 54-86).

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований, как незаконное и необоснованное, принятое с существенным нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, ссылается, что признавая незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области и возлагая на Министерство обязанность совершения определенных действий, не принял во внимание организационную структуру Правительства Самарской области, полномочия каждого органа исполнительной власти Самарской области, а также порядок распределения финансирования проводимых мероприятий, не разграничил функции и объем данных функций по устранению нарушений в отношении каждого административного ответчика. Также указывает, что при недостаточности денежных средств у ГБУЗ Самарской области «Камышлинская центральная районная больница» может обратиться в отраслевой орган исполнительной власти Самарской области, а именно министерство здравоохранения Самарской области (т.4 л.д. 100-104).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области Шляхтина Н.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца Никитина Е.С., представитель Министерства строительства Самарской области Апаркина Т.М., представитель Министерства здравоохранения Самарской области Берман И.Я., представитель Министерства управления финансами Самарской области Медведкина М.В. в заседании судебной коллегии возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на законность решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право на медицинскую помощь соотносится с правом на охрану здоровья как частное с целым, являясь одной из его гарантий, что следует из содержания статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), гарантирующей в том числе право граждан на предоставление им доступной медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Закона № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.

Согласно статье 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется, в том числе, путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях (статья 6 Закона № 323-ФЗ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона № 323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 ГК РФ).

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые, в том числе для реконструкции объекта незавершенного строительства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Камышлинского района Самарской области проведена проверка соблюдения требований законодательства с сфере обеспечения безопасных условий оказания гражданам медицинской помощи.

В ходе проверки установлено, что для нужд ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» в 2000 году институтом «ГипроНииАвиапром» и «ТерНииГражданпроект» разрабатывалась проектно-сметная документация с целью строительства объекта «Пристрой с переходом в стационар Камышлинской ЦРБ», расположенный по адресу: <адрес>. На указанную проектно-сметную документацию Центром Государственной Вневедомственной экспертизы выдано положительное заключение . Проектно-сметная документация утверждена главой Камышлинского района, согласована руководителем департамента здравоохранения Администрации Самарской области постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Пристрой включен в областную программу капитального строительства законом Самарской области об областном бюджете на 2000 год, принятый Самарской Губернской Думой ДД.ММ.ГГГГ и финансировался вплоть до 2006 года.

Здание ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» состоит из двух объектов соединенных переходом – пристрой и стационар.

В 2001 году в селе Камышла подрядной организацией ООО «Поволжская инженерно-строительная компания», в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией начато строительство объекта Пристрой, закончено в 2006 году.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Камышлинского района выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства: «Пристрой с переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью 6 099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, срок действия разрешения истек ДД.ММ.ГГГГ Центром государственной вневедомственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,                        ДД.ММ.ГГГГ были выданы экспертные заключения проектной документации с выводами о необходимости корректировки проектной документации по замечаниям экспертизы.

При проведении проверки, проведенной специалистами Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, выявлены и до настоящего времени не устранены замечания относительно несущих строительных конструкций мансардного этажа.

Пристрой построен в соответствии с проектом, однако, в ходе приемки объекта инспекторами Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Самарской области в выдаче заключения о соответствии объекта требованиям нормативных документов и проектной документации отказано, в связи с наличием нарушений, одним из которых являлось отсутствие огнезащитной обработки металлической конструкции чердачного помещения.

Выявленные нарушения устранены, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Государственным пожарным надзором Главного управления МЧС России по Самарской области вынесено заключение «О соответствии построенного (реконструируемого) объекта капитального строительства требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (технических регламентов) и проектной документации» , которое разрешало ввод объекта в эксплуатацию в части касающейся пожарной безопасности объекта (т.1 л.д.37-38).

С 2007 года, в соответствии с изменениями внесенными в Градостроительный кодекс Российской Федерации, строительство объекта Пристрой стал поднадзорным объектом ГИСН, объект не получил положительное заключение в виду выявленных им несоответствий, вследствие чего не был введен в эксплуатацию. Причина отсутствия положительного заключения ГИСН - отсутствие огнезащитной обработки металлической конструкции чердачного помещения (кровли).

В соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения государственного пожарного надзора муниципальных районов Камышлинский, Шенталинский и Клявлинский проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального учреждения Камышлинской центральной районной больницы. По итогам проведенной проверки контролируемому лицу выдан акт проверки и предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ Из акта проверки установлено, что на объекте Пристрой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, и предъявлены к устранению предписанием в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На основании распоряжения руководителя Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ -рп ГИСН проведена проверка при строительстве объекта капитального строительства Пристрой, выдан акт проверки ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что в период с апреля 2008 г. по настоящее время застройщиком обеспечивается эксплуатация вышеуказанного объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ , в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начальником отделения надзорной деятельности муниципальных районов Камышлинский, Шенталинский и Клявлинский проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального учреждения Камышлинской центральной больницы. По результатам проверки выдан акт плановой выездной проверки предписание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых имеются нарушения обязательных требований пожарной безопасности на объекте Пристрой.

Также судом установлено, что в реестре имущества <адрес> числятся следующие объекты недвижимого имущества (том 1 л.д.81, том 4 л.д.23-28):

- незавершенный строительством объект - пристрой с переходом к стационару Камышлинкой центральной районной больницы, площадью 6099 кв.м. по адресу: <адрес>;

    здание стационара, общая площадь 943,2 кв.м, индивидуальный реестровый номер , кадастровый ;

    нежилое здание, общая площадь 436,5 кв.м, индивидуальный реестровый номер кадастровый ;

    земельный участок, площадь 19425 кв.м, индивидуальный реестровый номер , кадастровый .

    Право собственности на объекты недвижимости возникло у Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ (том 4 л.д.23), на земельный участок с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.81).

В установленном законом порядке объект (Пристрой) в эксплуатацию не введен и до настоящего времени эксплуатируется в отсутствие соответствующего разрешения.

Согласно информации ОНД и ПР по г.о. Похвистнево, муниципальным районам Похвистневский и Камышлинский ГУ МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , в ходе проведенной плановой проверки в феврале 2023 года в деятельности ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» выявлено 35 нарушений требований пожарной безопасности, наиболее грубыми из которых и носящими длительный характер являются несоответствие установленным требованиям класса пожарной опасности конструкций наружных стен с внешней стороны, здание больницы с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении не оснащены системами оповещения о пожаре с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами, нарушения при функционировании внутреннего противопожарного водоснабжения, системы пожарной сигнализации и т.д. (т.1 л.д.39-44).

Главный врач учреждения неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 5 статьи 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходя из того, что пристрой находится в собственности Самарской области, располагается на земельном участке, также являющемся собственностью Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области является учредителем ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» и собственником пристроя пришел к выводу об обоснованности заявленных требований к административным ответчикам Правительству Самарской области и Министерству имущественных отношений Самарской области признав незаконным их бездействие, выразившееся в не принятии мер в пределах своей компетенции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по разработке проекта бюджета, направленных на финансирование мероприятий по вводу объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский; необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений, создающих препятствие к вводу объекта в эксплуатацию. Также признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в самоустранении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от принятия необходимых действий по устранению нарушений законодательства Российской Федерации при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>. С возложением на административных ответчиков обязанности в течение двух лет после вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения.

    Вместе с тем, суд не усмотрел оснований для удовлетворения административных исковых требований к Министерству строительства Самарской области в части признания незаконным бездействие, выраженное в самоустранении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от обеспечения государственных, общественных интересов в сфере деятельности Министерства строительства Самарской области, от взаимодействия с заинтересованными органами, организациями в сфере деятельности Министерства, от проведения мероприятий, направленных на реализацию возложенных на Министерство задач, от исполнения полномочий государственного заказчика; а также бездействие, выразившееся в не принятии мер в пределах своей компетенции и в не необеспечении финансирования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по разработке проекта бюджета, формированию бюджетных заявок на финансирование мероприятий по вводу объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский в соответствии с установленными требованиями законодательства, указав, что министерство строительства <адрес> не наделено полномочием по самостоятельному установлению расходных обязательств.

Административные требования о возложении на Министерство строительства Самарской области обязанности в течение шести месяцев после осуществления финансирования провести конкурсные процедуры, направленные на определение подрядной организации по проведению работ по созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский, в соответствии с установленными нормативами обслуживания населения в сфере здравоохранения, о возложении на ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» обязанности в течении двух месяцев после ввода в эксплуатацию объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м.», расположенного по адресу: <адрес>, и регистрации на него права собственности принять в оперативное управление данный объект здравоохранения – отклонены судом как излишне и необоснованно заявленные.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Решение суда в части требований, в удовлетворении которых отказано, сторонами не обжалуется.

Доводы апелляционной жалобы указывают на неверное установление судом фактических обстоятельств дела и нарушение норм материального и процессуального права.

Доводы административного ответчика о том, что Камышлинская ЦРБ должна единолично нести бремя содержания, а при недостаточности денежных средств у ГБУЗ СО «Камышлинская центральная районная больница» обязано донести до министерства здравоохранения Самарской области указанные обстоятельства, являются несостоятельными, поскольку полномочия собственника в отношении спорного имущества осуществляют непосредственно Правительство Российской Федерации и министерство имущественных отношений Самарской области. При этом ссылка на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку указанное не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора, так как обстоятельства по каждому конкретному спору устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Правительством Самарской области 14 декабря 2010 г. утверждено постановление Правительства Самарской области № 642 «Об утверждении Порядков осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области, государственного казенного учреждения Самарской области и о внесении изменений в Порядок осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного автономного учреждения Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 28 мая 2008 г. № 173».

Пунктом 3 Порядка осуществления органами исполнительной власти Самарской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Самарской области предусмотрено, что отраслевой орган исполнительной власти Самарской области в отношении бюджетного учреждения осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания и является главным распорядителем средств областного бюджета в отношении него.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с положениями, установленными Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01 января 2007 г. полномочия по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на вновь построенных объектах переданы Государственной инспекции строительного контроля Самарской области.

Согласно Положению о министерстве строительства Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области 31 октября 2007 г. № 225 (далее Положение № 225), Министерство в пределах своей компетенции участвует во взаимодействии с органами исполнительной власти Самарской области, органами местного самоуправления в подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год, выполняет функции главного распорядителя (распорядителя, получателя) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В 2021 и 2022 годах Министерством здравоохранения Самарской области и Министерством строительства Самарской области подготовлены предложения по финансированию работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту здравоохранения.

Министерство строительства Самарской области направило письмо в Минфин от ДД.ММ.ГГГГ-вн, содержащее комментарии, в том числе в части корректировки объекта здравоохранения (т.2 л.д.225).

В соответствии Положением о министерстве управления финансами Самарской области, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия по непосредственному составлению проекта областного бюджета, утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета лимитов бюджетных обязательств, а также предельных объемов финансирования возложены на министерство управления финансами Самарской области.

Статьей 48 Устава Самарской области предусмотрено, что рассмотрение проекта бюджета Самарской области, утверждение бюджета Самарской области, контроль за его исполнением относятся к ведению Самарской Губернской Думы.

В подготовленной Министерством финансов Самарской области выписке из Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, принятого на заседании Самарской Губернской Думы ДД.ММ.ГГГГ во втором чтении (окончательном чтении)», указано, что согласно реестру расходных обязательств министерства строительства Самарской области на финансирование мероприятия «Пристрой с переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы» предусмотрены расходы в сумме <данные изъяты>.

На момент рассмотрения дела Законом Самарской области от                        01 декабря 2023 -ГД «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» министерству строительства Самарской области как главному распорядителю средств на реализацию мероприятия в 2024 году предусмотрены средства областного бюджета в объеме <данные изъяты> тыс. рублей.

Из пояснений представителя Министерства управления финансами Самарской области следует, что указанная сумма не является окончательной и она вероятнее всего увеличится по итогам корректировки проектно-сметной документации.

В Государственную инспекцию строительного надзора (ГИСН) направлялось обращение на предмет выдачи заключения о соответствии объекта требованиям нормативных документов и проектной документации, однако, положительное заключение не выдано, в связи с наличием нарушений пожарной безопасности. После проведенных ГИСН проверок в части пожарной безопасности предъявлялись замечания по обработке несущих металлоконструкций мансардного этажа огнезащитным составом для достижения предела огнестойкости в соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности.

Согласно информации ГИСН ДД.ММ.ГГГГ при проведении итоговой проверки соответствия Пристроя проектной документации и требованиям технических регламентов выявлены нарушения, которые, по состоянию на начало 2023 года не устранены: недостаточность толщины огнезащитной обработки металлических конструкций чердачного помещения (кровли), транзитных воздуховодов систем вентиляции, перепады высот на путях эвакуации, отсутствие автоматизации системы автоматической сигнализации для дистанционного запуска насосов внутреннего противопожарного водопровода, под маршами первого и подвального этажей расположены помещения, в которых хранятся сгораемые материалы и т.д. Указанные нарушения не позволяют выдать ГИСН по Самарской области положительное заключение о соответствии Пристроя проектной документации и требованиям технических регламентов.

Администрацией муниципального района Камышлинский, ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» с 2007 года ведется переписка с Минздравом, Правительством области, ГУП СО «ТерНИИгражданпроект», депутатами Самарской Губернской Думы по вопросу выделения бюджетных средств на реализацию мероприятий по завершению строительства указанного Пристроя.

По поручению Губернатора области, Министерством здравоохранения Самарской области совместно с Министерством строительства Самарской области в 2018 году сформированы предложения по финансовому обеспечению завершения работ на Пристрое и направлены в министерство управления финансами Самарской области.

Предложение по финансированию завершения строительства Пристроя рассматривалось в рамках внесения изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», однако средства областного бюджета на реализацию мероприятий Законом не предусмотрены.

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии, образованной в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -р от ДД.ММ.ГГГГ -19, принято решение об экономической и технической целесообразности завершения строительства, с рекомендацией по внесению изменений в бюджет на 2020- 2022 годы и выделении денежных средств на корректировку проекта здравоохранения, завершения строительства с последующим вводом в эксплуатацию (т.1 л.д.140-144).

Министерство строительства Самарской области ответственным исполнителем государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014-2032 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ               , не является.

В адрес Министерства здравоохранения Самарской области направлено письмо Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГвн (т.1 л.д.164, т.2 л.д.227) на основании информации ГКУ «УКС» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.165, т.2 л.д.228), согласно которому не представляется возможным выполнить реконструкцию объекта здравоохранения без приостановки его функционирования, в связи с тем, что объект незавершенного строительства оказывает медицинские услуги, а также в этой связи предлагается разбить реализацию объекта на 2 этапа строительства: 1 этап — строительство новой поликлиники, отвечающей всем действующим нормам; 2 этап - завершение строительства и ввода в эксплуатацию действующего корпуса. В случае принятия положительного решения по указанному выше предложению, а также при соответствующем финансировании ГКУ «УКС» готово приступить к разработке задания на проектирование и организовать конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на выполнение проектно-изыскательских работ.

Министерство здравоохранения письмом № МЗ/1296-вн (т.1 лд.170) на основании письма ГБУЗ СО «Камышлинской ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № б/н сообщило о целесообразности реализовать вариант корректировки проектно-сметной документации только по Пристрою с переходом, в целях завершения строительства объекта и ввода в эксплуатацию, независимо от работы действующего здания поликлиники.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что министерством строительства Самарской области и министерством здравоохранения Самарской области проводилась работа, направленная на устранение нарушений, создающих препятствие к вводу объекта здравоохранения в эксплуатацию.

Вопросы завершения строительства Пристроя обсуждались ДД.ММ.ГГГГ под председательством первого вице-губернатора Самарской области на заседании комиссии, образованной в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -р, пунктом 3.1 протокола единогласно принято решение об экономической и технической целесообразности завершения строительства объекта, рекомендовано внести изменения в бюджет на 2020-2022 годы и выделить денежные средства на корректировку проекта, завершение строительства с последующим вводом его в эксплуатацию.

Законом Самарской области от 30 ноября 2022 г. № 118-ГД «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в рамках реализации Государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014 - 2032 годы» министерству строительства, как главному распорядителю бюджетных средств на проектирование/строительство/реконструкцию объектов здравоохранения на 2023 год предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 256 626 тыс. руб., финансирование расходов на устранение нарушений Пристроя не предусмотрено.

Согласно статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Заключение государственного контракта ГКУ СО «УКС», предусматривающего выполнение работ, направленных на реконструкцию объекта, возможно только при наличии лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушение бюджетного законодательства. При этом выполнение работ по реконструкции объекта возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ, т.е. после обследования, корректировки проектно-сметной документации, а также ее государственной экспертизы.

Согласно статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм, иных программ, входящих в состав государственных программ) утверждается законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Самарской области от 30 сентября 2011 г. № 80-ГД «О Правительстве Самарской области» (далее – Закон № 80-ГД) полномочия Правительства Самарской области определяются федеральным законодательством, Уставом Самарской области и законами Самарской области.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 80-ГД предусмотрено, что проект бюджета Самарской области, а также отчет о его исполнении рассматривается исключительно на заседаниях Правительства Самарской области.

Статьей 82 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 г. № 179-ГД, принятого Самарской Губернской Думой 05 декабря 2006 г. (далее – Устав), Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, руководство которым осуществляет Губернатор Самарской области.

Правительство Самарской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, законов и иных нормативных правовых актов Самарской области на территории Самарской области и согласованную деятельность иных исполнительных органов Самарской области.

В силу подпункта 1.2 пункта 1, пунктов 2, 6 ст. 86 Устава, Правительство Самарской области осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

- разрабатывает для представления Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы проект бюджета Самарской области на очередной финансовый год;

- управляет и распоряжается собственностью Самарской области в соответствии с законами Самарской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона № 80-ГД Правительство Самарской области распределяет полномочия между министерствами Самарской области и иными органами исполнительной власти Самарской области и утверждает положения о министерствах Самарской области и иных органах исполнительной власти Самарской области.

Положение о министерстве имущественных отношений Самарской области утверждено постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. № 79 (далее – Положение №79).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения №79 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области.

Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.

Согласно пункту 1.2 Положения №79 на министерство имущественных отношений Самарской области возлагается решение следующих задач, в том числе осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными подразделениями), органами местного самоуправления в Самарской области, иными органами и организациями по вопросам управления и распоряжения имуществом Самарской области.

Пунктом 1.4 Положения министерство имущественных отношений Самарской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Самарской области, законами Самарской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, иными правовыми актами, настоящим Положением.

Согласно пункту 2.1 Положения №79 в ведении министерства имущественных отношений Самарской области находятся, в том числе следующие вопросы:

- управление и распоряжение в пределах своей компетенции собственностью Самарской области, в том числе земельными участками и жилищным фондом;

- обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования имущества Самарской области;

- взаимодействие с органами исполнительной власти Самарской области, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, расположенными на территории Самарской области, органами местного самоуправления по вопросам управления имуществом Самарской области

Пунктом 2.2 Положения №79 в рамках закрепленных предметов ведения министерство имущественных отношений Самарской области, в том числе:

- представляет Самарскую область в процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество,

- оформляет права собственности Самарской области на объекты, построенные и реконструированные за счет средств, выделяемых из областного бюджета;

- выступает соучредителем учреждений Самарской области;

- закрепляет имущество Самарской области за государственными унитарными предприятиями Самарской области на праве хозяйственного ведения, за казенными предприятиями Самарской области и учреждениями Самарской области на праве оперативного управления;

- осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества Самарской области, составляющего имущество казны Самарской области, а также переданного в установленном порядке государственным унитарным (казенным) предприятиям Самарской области, учреждениям Самарской области и иным лицам, включая земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, и в случае нарушения установленных правил владения, пользования и распоряжения этим имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством;

- финансирует в пределах средств, выделяемых из областного бюджета, реализацию государственных и ведомственных целевых программ и выполнение других работ, связанных с управлением в сфере имущественных и земельных отношений;

- в установленном действующим законодательством порядке формирует бюджетные заявки на финансирование находящихся в ведении министерства расходов из областного бюджета;

- осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Самарской области в сфере управления и распоряжения имуществом Самарской области.

Согласно пунктам 1.2. и 1.3 Устава (с учетом изменений) ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ», учреждение здравоохранения является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий министерства здравоохранения Самарской области, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, настоящая редакция устава подготовлена в связи с передачей ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» из муниципальной собственности Администрации муниципального района Камышлинский в собственность Самарской области (1 том л.д.24-30, 33-35).

Согласно пункту 1.6 Устава Учредителем и собственником имущества ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» является Самарская область. Функции и полномочия учредителя от имени Самарской области осуществляют министерство здравоохранения Самарской области и министерство имущественных отношений по Самарской области.

При этом министерство здравоохранения Самарской области осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении деятельности ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ», а министерство имущественных отношений по Самарской области в отношении управления имуществом, закрепленным за ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ».

Постановлением администрации муниципального района Камышлинский от ДД.ММ.ГГГГ .1 «О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование» МБУ «Камышлинская ЦРБ» предоставлено в безвозмездное пользование муниципальное имущество м.р. Камышлинский – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для размещения кабинетов МБУ «Камышлинская ЦРБ» (т.1 л.д.18).

Между ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» и Администрацией муниципального района Камышлинский заключен договор безвозмездного пользования -БП от ДД.ММ.ГГГГ с актом приема-передачи, по которому Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Камышлинский передает ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» в безвозмездное пользование муниципальное имущество муниципального района Камышлинский – здание «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для размещения кабинетов МБУ «Камышлинская ЦРБ» (т.1 л.д.18-20).

Согласно информации Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Камышлинский от             ДД.ММ.ГГГГ , ранее Пристрой в оперативное управление ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ» не передавался (т.1 л.д.52).

По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, составленному в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии муниципального бюджетного учреждения «Камышлинская центральная районная больница» из собственности муниципального района Камышлинский Самарской области в собственность Самарской области (т.3 л.д.123, т.4 л.д.29-30) под передан «незавершенный строительством объект – Пристрой» (т.1 л.д.21,22, т.4 л.д.23-25).

Пунктом 3 Приказа Министерства имущественных отношений по Самарской области от 14 декабря 2012 г. № 3418 установлено, что право собственности Самарской области, в том числе на Пристрой, возникло с                 ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ                         (том1 л.д.81) земельный участок площадью 19425 кв.м, с кадастровым номером , на праве собственности принадлежит Самарской области.

Таким образом, судом первой инстанции обосновано сделан вывод о том, что Пристрой находится в собственности Самарской области. Отсутствие регистрации права в данном случае не свидетельствует об отсутствии обязанности у собственника объекта выполнения действий необходимых для ввода указанного объекта в эксплуатацию.

Установив данные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о допущенном бездействии со стороны Правительства Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в не принятии мер в пределах своей компетенции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по разработке проекта бюджета, направленных на финансирование мероприятий по вводу объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м», расположенного по адресу: <адрес>, в эксплуатацию, созданию безопасных условий оказания медицинской помощи населению муниципального района Камышлинский; необеспечении финансирования мероприятий по устранению нарушений, создающих препятствие к вводу объекта в эксплуатацию, а также бездействии со стороны Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в самоустранении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от принятия необходимых действий по устранению нарушений законодательства Российской Федерации при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения – «Пристрой с Переходом к стационару Камышлинской центральной районной больницы, общей площадью – 6099,00 кв.м.», расположенного по адресу: <адрес>.

Отсутствие действий в указанный период по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, формированию бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении министерства расходов из областного бюджета, финансирования выполнения работ, связанных с управлением в сфере имущественных отношений по управлению Пристроем, принятия надлежащих мер по сохранности имущества Самарской области свидетельствует о самоустранении Министерства имущественных отношений Самарской области, являющегося учредителем ГБУЗ СО «Камышлинская ЦРБ», а также лицом осуществляющим управление и распоряжение собственностью Самарской области.

Доводы жалобы о том, что ГБУЗ СО «Камышлинская Центральная районная больница» обязано соблюдать нормы действующего законодательства и самостоятельно нести бремя его содержания, поскольку спорный объект находится в оперативном управлении учреждения, судебная коллегия отклоняет ввиду того, что в соответствии с договором -БП от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО «Камышлинская Центральная районная больница» обязано нести расходы по содержанию переданного имущества, а не устранять нарушения, допущенные при строительстве объекта недвижимости и вводить его в эксплуатацию.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 9 Закона Самарской области от                 30 сентября 2011 г. N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области подчиняются Правительству Самарской области и ответственны перед ним за выполнение возложенных на них полномочий.

Правительство Самарской области распределяет полномочия между министерствами Самарской области и иными органами исполнительной власти Самарской области и утверждает положения о министерствах Самарской области и иных органах исполнительной власти Самарской области.

Учитывая, что в полномочия Правительства Самаркой области входит распределение полномочий между министерствами Самарской области, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности требований административного истца о возложении, как на Правительство Самарской области, так и на Министерство строительства Самарской области и Министерство имущественный отношений Самарской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить мероприятия по устранению нарушений законодательства Российской Федерации при строительстве и эксплуатации объекта здравоохранения и вводу объекта Пристроя в эксплуатацию.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что решением суда не разграничены функции и объем функций по устранению вышеуказанных нарушений в отношении каждого из ответчиков, несостоятельны.

Решение суда в части удовлетворения заявленных требований, не подменяет собой решения административных органов по вопросам, отнесенных к их компетенции и не противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленных статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Установленный судом срок (2 года после вступления решения суда в законную силу) для устранения допущенных нарушений законодательства Российской Федерации является разумным. При этом в обоснование доводов апелляционной жалобы о невозможности исполнения, возложенных судом обязанностей в установленный срок по независящим от административного ответчика причинам, по существу не приведено подтверждающих их обстоятельств.

При наличии объективных причин, по которым решение суда не может быть исполнено в установленный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке, изменения способа и порядка исполнения решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной административным ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей отражение и правильную оценку в решении суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные статьи 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Клявлинского районного суда Самарской области от                       ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

05.04.2024Передача дела судье
14.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее