Дело № 2-3506/2023
УИД: 22RS0013-01-2022-003592-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года город Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе судьи Елясовой А.Г., при секретаре Дорофеевой М.А.,
с участием представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛЮС» - Гейн Татьяны Александровны, действующей на основании доверенности № 18 от 18.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крапивина Михаила Ивановича, Крапивина Сергея Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛЮС» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Крапивин М.И., Крапивин С.И. обратились в Бийский городской суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛЮС», попросив суд обязать ответчика осуществить перерасчет размера платы за обращение с твердыми коммунальными отходами по адресам: <адрес>; <адрес>, со дня начисления такой платы по 01.06.2023 включительно, исключив оплату за указанный период.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что с 2010 года истцу Крапивину М.И. принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, а истцу Крапивину С.И. жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. В указанных домах никто не проживает и по данным адресам никто не зарегистрирован. Крапивин М.И. проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>. По данному адресу и по месту осуществления предпринимательской деятельности (<адрес>) Крапивин М.И. вносит плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Крапивин С.И. проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, но плату за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вносит, поскольку по месту регистрации и проживания Крапивина С.И. данные услуги региональным оператором не оказываются. Ввиду того, что в жилых домах, находящихся по адресам: <адрес>; <адрес>, никто не проживает и не зарегистрирован, твердые коммунальные отходы не накапливаются. Однако, несмотря на отсутствие в этих домах проживающих лиц, ответчик начисляет плату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанным адресам. Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения истцов с настоящим иском.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ООО «СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛЮС» Гейн Т.А. исковые требования не признала, указав на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцу Крапивину М.И. с 10.02.2010 на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные <адрес> ( выписка из ЕГРН – л.д.39-42).
Истцу Крапивину С.И. с 11.02.2010 на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные <адрес> ( выписка из ЕГРН – л.д.91-98).
Согласно справке из похозяйственной книги №93 от 01.06.2023, представленной администрацией Пролетарского сельсовета Алтайского района Алтайского края, по адресу: <адрес>, в период с 01.01.2019 по 31.05.2023 лиц, проживающих и зарегистрированных, нет (л.д.7,10).
Из справки из похозяйственной книги №94 от 01.06.2023, представленной администрацией Пролетарского сельсовета Алтайского района Алтайского края, по адресу: <адрес>, в период с 01.01.2019 по 31.05.2023 также проживающих и зарегистрированных лиц не имеется (л.д.8,9).
Фактически истец Крапивин М.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (адресная справка-л.д.71); истец Крапивин С.И. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (адресная справка – л.д.72).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник несет обязанность своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.п. 2-4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.4 и п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Региональным оператором, зоной действия которого является территория Бийской зоны Алтайского района, включающая территорию Алтайского района, в соответствии с Соглашением № 207/21-ДО от 12.05.2021, заключенным между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛЮС», является ответчик - ООО «СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛЮС» (л.д.178-183).
Согласно пунктам 8(4), 8(17)-8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, является предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данные требования вышеуказанных Правил при заключении договора с потребителями Алтайского района Алтайского края были соблюдены ответчиком, что подтверждается материалами дела (размещение 19.05.2021 на сайте ООО «Спецобслуживание плюс» и в газете «Наш Бийск» предложения и типового договора - л.д.184-185).
В силу положений ст.440 ГК РФ, когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным сторонами на условиях типового договора с 24.05.2021, то есть в срок, указанный в договоре.
Согласно представленным выпискам по счетам по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, производится ответчиком с 01.09.2021 по настоящее время (л.д. 75,156-158).
Давая оценку доводам сторон, суд исходит из следующего.
В силу ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).
Пунктом 3 Правил N 354, установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, в частности, собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам - с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подп. «а»).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил.
Подпунктом «в» пункта 148(25) Правил N 354, установлено, что потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148(36) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", временное не использование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 декабря 2022 г. N 52-П "По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой", услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами фактически оказывается региональным оператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в многоквартирном доме при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме независимо от общего количества граждан, проживающих в этом доме в данный момент. Причем даже в случае, когда собственник конкретного жилого помещения в многоквартирном доме не проживает в нем, не предоставляет это жилое помещение в пользование иным лицам, не осуществляет в указанном помещении ремонт или прочие действия, связанные с образованием твердых коммунальных отходов, и потому не испытывает индивидуальной потребности в вывозе такого рода отходов, он тем не менее не должен утрачивать интерес к обеспечению сохранности как принадлежащего ему жилого помещения (комфортных условий для проживания в нем), так и дома в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет в том числе общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.
Предъявляя требования о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет в виде исключения платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в целом, истцы фактически предъявляют требования об освобождении их от оплаты за данные услуги.
Между тем анализ приведенных норм и разъяснений в их совокупности свидетельствует о том, что основанием для оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами выступает наличие у лица в собственности жилого помещения и/или земельного участка. Именно с наличием прав на соответствующее имущество (а не с административным актом о регистрации по месту жительства или месту пребывания) закон связывает как момент возникновения обязанности по оплате, так и само существование такой обязанности.
Таким образом, факт не проживания истцов в жилых домах и отсутствие их регистрации по адресам: <адрес>, и <адрес>, не является основанием для освобождения их от обязанности оплачивать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по данным адресам.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истцов.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Крапивина Михаила Ивановича, Крапивина Сергея Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «СПЕЦОБСЛУЖИВАНИЕ ПЛЮС» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.Г. Елясова