Дело № 2-636/2023
25RS0002-01-2022-010131-14
Мотивированное решение
составлено 30.05.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2023 года г.Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутик Екатерины Андреевны, Пироговой Юлии Дмитриевны, Суховей Натальи Витальевны, Руденко Валентины Петровны, Лисовой Валентины Ивановны к МУПВ «Центральный» о защите прав потребителей,
установил:
истцы обратились в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что являются собственниками и жильцами жилых помещений в <адрес>. МУПВ «Центральный» является управляющей организацией данного жилого дома с 9 июня 2021 года по настоящее время. В декабре 2021 года в результате аварии в 3 и 4 подъездах жилого дома № <адрес> произошло замерзание воды в трубах системы отопления. Вследствие этого, данные трубы и радиаторы на первых этажах были выведены из строя в результате их разрыва. До настоящего времени, несмотря на начало отопительного сезона и многократного обращения жильцов в МУПВ «Центральный» с требованием о проведении ремонта общего имущества многоквартирного дома, трубы отопления в подъездах 3 и 4 в рабочее состояние не приведены.
Просит суд признать незаконным бездействие МУПВ «Центральный», выраженное в неосуществлении ремонта общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома; обязать МУПВ «Центральный» произвести ремонт общего имущества многоквартирного дома № <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома; установить МУПВ «Центральный» десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу для выполнения ремонтных работ указанного общего имущества многоквартирного <адрес>; в случае нарушения МУПВ «Центральный» установленного решением суда срока выполнения ремонта общего имущества, взыскать с МУПВ «Центральный» в пользу истцов судебную неустойку в размере 3000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда по настоящему делу.
От истцов поступил отказ от иска в части требований: обязать МУПВ «Центральный» произвести ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома; установить МУПВ «Центральный» десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу для выполнения ремонтных работ указанного общего имущества многоквартирного <адрес>; в случае нарушения МУПВ «Центральный» установленного решением суда срока выполнения ремонта общего имущества, взыскать с МУПВ «Центральный» в пользу истцов судебную неустойку в размере 3000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда по настоящему делу. В обоснование ходатайства указано, что после обращения истцов с настоящим иском в суд МУПВ «Центральный» в добровольном порядке произведен ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома. Просят признать незаконным бездействие МУПВ «Центральный», выраженное в неосуществлении ремонта общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома.
В судебном заседании представитель истцов поддержал заявление о частичном отказе в иска ввиду удовлетворения требований ответчиком, просил признать незаконным бездействие МУПВ «Центральный», выраженное в неосуществлении ремонта общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома, в результате которого нарушены права истцов.
Истцы, ответчик в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу п. 1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 170, настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь; ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; з) инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
В подп. "а" п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, указано, что в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы.
В силу п. 10 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, регистрацию и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем, а также принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения.
Пунктом 28 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, предусмотрено обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения.
В п. 9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, предусмотрено, что управляющая организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
Из приведенных норм следует, что на управляющую организацию возложена обязанность по организации устранения аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что истцы являются собственниками и жильцами жилых помещений в <адрес>.
МУПВ «Центральный» является управляющей организацией данного жилого дома с 9 июня 2021 года по настоящее время.
В декабре 2021 года в результате аварии в 3 и 4 подъездах жилого <адрес> произошло замерзание воды в трубах системы отопления. Вследствие этого, данные трубы и радиаторы на первых этажах были выведены из строя в результате их разрыва. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
В нарушение вышеназванным норм закона МУПВ «Центральный» не организовало своевременное проведение ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома.
Как пояснил представитель истцов, ремонт системы отопления, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома был проведен в декабре 2022 года.
По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Представленный ответчиком акт выполненных работ от 21 декабря 2021 года не может быть принят в качестве доказательств выполнения работ, поскольку не подписан представителем МКД. Ранее в судебном заседании от 27 февраля 2023 года представитель ответчика не отрицал факт бездействия со стороны МУПВ «Центральный». Судом были запрошены у ответчика доказательства в подтверждение перечня, объема, стоимости выполненных работ и их оплаты. Такие доказательства суду не предоставлены. Как пояснил в судебном заседании от 3 мая 2023 года представитель ответчика, у ответчика отсутствуют документы о перечне, объеме и стоимости выполненных работ, работы проводились сотрудниками МУПВ «Центральный», материалы приобретались сотрудниками МУПВ «Центральный», возможно, за свой счет.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств принятии оперативных меры по обеспечению устранения аварий на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения ремонтных работ для надлежащего содержания систем отопления в многоквартирном доме, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и признании незаконным бездействие МУПВ «Центральный», выраженное в неосуществлении ремонта общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Крутик Екатерины Андреевны, Пироговой Юлии Дмитриевны, Суховей Натальи Витальевны, Руденко Валентины Петровны, Лисовой Валентины Ивановны к МУПВ «Центральный» о защите прав потребителей удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУПВ «Центральный», выраженное в неосуществлении ремонта общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: труб отопления и радиатора в 3 и 4 подъездах указанного дома.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Бакшина