84RS0001-01-2024-000558-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2024 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Пигиной Н.А.,
при секретаре Лырминой В.Г.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Патлатого А.А.,
представителя ответчика ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4» и представителя третьего лица Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Тлехугова Т.А., выступающего на основании доверенностей от 29.08.2024 года и 28.08.2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-433 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в интересах неопределенного круга лиц к ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 4» о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны учебного заведения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского Долгано-Ненецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 4» о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны учебного заведения, указывая на то, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за деятельностью ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 4» выявлены нарушения законодательства об антитеррористической безопасности, а именно установлено, что образовательное учреждение отнесено к 4 категории опасности объекта, в соответствии с требованиями к которым необходимо их оборудование системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе или и возникновении чрезвычайной ситуации. Вместе с тем, требования Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 в данной части ответчиком не выполнены, внесение представления в адрес ответчика результатов не принесло. С учетом изложенного, прокурор Таймырского района просит обязать ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, здание общеобразовательного учреждения.
Представитель истца старший помощник прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Патлатый А.А. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал.
Представитель третьего лица администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, письменных возражений не представил, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял. (л.д. 49)
Представитель ответчика ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4» и третьего лица Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Тлехугова Т.А., выступающий на основании доверенностей от 29.08.2024 года и 28.08.2024 года, в судебном заседании исковые требования не признал в части установления срока для выполнения требований антитеррористического законодательства, при этом пояснил, что с Министерством образования в настоящее время согласовано выделение денежных средств на данные мероприятия, в том числе и для ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4», однако когда сумма финансирования будет заложена в бюджет и доведена на муниципального района в настоящее время не известно, в связи с чем выполнение указанных мероприятий без финансирования не представляется возможным, просит установить срок исполнения требований до 01.01.2026 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Закона РФ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года, утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования); а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Пунктом 17 Требований установлено в том числе, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
При этом, согласно п. 18 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, в числе прочего, разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно п. 19, п.20 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) обеспечивается путем, в том числе поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
В соответствии с п. 21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в числе прочего обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
Кроме того, указанными Требования также определено обязательное проведение обследования образовательных учреждений с последующим категорированием опасности объектов, по результатам которых в обязательном порядке специальной комиссией составляется паспорт безопасности объекта.
В силу п. 2 ч.6 ст.28 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из Устава ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4», учреждение является образовательной организацией в форме муниципального казенного образовательного учреждения, основным предметом деятельности которой является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ. Собственником имущества учреждения является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. При этом в своей деятельности учреждение подведомственно и подконтрольно Управлению образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4» осуществляет свою деятельность в здании по адресу: Красноярский край, г.Дудинка, ул. Щорса, д.23В, что сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст.6.1 Устава ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 4» имущество образовательного учреждения является собственностью муниципального района и закреплено за за образовательной организацией на праве оперативного управления.
15.11.2022 года межведомственной комиссией проведено обследование и категорирование здания ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 4», по итогам которого образовательному учреждению, осуществляющему деятельность в здании по адресу: Красноярский край, г.Дудинка, ул. Щорса, д.23В, присвоена 4 категория опасности объекта. (л.д. 29-37)
В 2022 году утвержден паспорт ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4», из которого следует, что образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности объекта.
Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из указанного акта межведомственной комиссии от 15.11.2022 года, следует, что сведений о том, что в здании школы имеется система оповещения и эвакуации в рамках антитеррористической защищенности объекта не имеется, что не оспаривается ответчиком.
Из информации ТМКОУ «Дудинская средняя школа № 4» от 28.03.2024 года следует, что в здание не оборудования вышеназванной системой. (л.д. 21)
Таким образом, судом установлен факт не соблюдение п. 24 Требований, а именно подпункта «д», поскольку в образовательном учреждении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В связи с чем исковые требования прокурора в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. «е» п.11 Требований перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий определяются с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Учитывая, что категорирование образовательного учреждения произведено 15.11.2022 года, выполнение мероприятий потребует дополнительного финансирования и организации их реализации, а также учитывая объем требуемых мероприятий, суд полагает необходимым установить срок их выполнения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом довод представителя ответчика и третьего лица об отсутствии точных сроков предоставления финансирования, в связи с чем произвести данные мероприятия не представляется возможным до согласования объема финансирования и выделения денежных средств, судом принят быть не может, поскольку выполнение требований мероприятий по антитеррористической безопасности образовательного учреждения, имеющей своей целью обеспечения безопасности пребывающих в учреждении лиц, не может быть поставлено в зависимость от наличия денежных средств на выполнение таких мероприятий.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить частично.
Обязать ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4» в течение девяти месяцев с даты вступления настоящего решения суда в законную силу, оборудовать здание ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 4» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.
Судья Н.А. Пигина
В окончательной форме решение суда изготовлено 03 сентября 2024 года.