Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-235/2023 ~ М-121/2023 от 30.03.2023

Дело № 2-235/2023

10RS0018-01-2023-000179-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Суоярви                                      05 июня 2023 года

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                            Кемпи Е.И.

при секретаре                                 Булатевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Череповецкой Александры Федоровны, действующей в своих интересах и в интересах В., к администрации Суоярвского муниципального округа об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение,

установил:

Истец обратился с настоящим иском, мотивируя требования тем, что зарегистрирована и проживала до 2013 года в муниципальном жилом помещении, расположенном по адресу: .... С указанного периода проживает вдвоем с дочерью в г.Петрозаводске. У ребенка имеется расстройство здоровья в виде нервного тика, рекомендованы постоянные курсы лечения и обследования в больнице. Ввиду отсутствия возможности найма жилого помещения, вынуждена была занять пустующее аварийное жилье по адресу: .... Квартира, в которой зарегистрирована в г.Суоярви, также является аварийной, условия для проживания в ней отсутствуют. По программе переселения взамен аварийного летом 2023 года должно быть предоставлено новое жилое помещение, однако не имеет возможности ожидать указанного события и не планирует переезжать в г.Суоярви ввиду имеющегося у дочери заболевания и длительного проживания в г.Петрозаводске. Просит обязать ответчика посредством сотрудничества с администрацией г.Петрозаводска предоставить жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому, находящееся в г. Петрозаводске.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жуков С.В.

В судебном заседании истец Череповецкая А.Ф. поддержала доводы, изложенные в иске и письменных дополнениях. Дополнительно указала, что в муниципальном жилом помещении кроме её и ребенка зарегистрирован двоюродный брат Жуков С.В., который в квартире также не проживает. Рекомендации ежеквартально проходить лечение в больнице и получение дочерью только положительных эмоций с учетом имеющегося у нее заболевания препятствует переезду для проживания в г.Суоярви. Со своей стороны относится к числу малоимущих граждан, имеет трудности с трудоустройством, в период рассмотрения настоящего иска обратилась с соответствующим заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Представитель администрации Суоярвского муниципального округа Башкирова Н.Ю., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что дом, в котором зарегистрирована истец с ребенком, включен в региональную адресную программу переселения граждан, установлен срок для расселения – до 31.12.2025, фактически планируется переселение в летний период 2023 года. Вместе с тем, предоставление жилого помещения на территории другого населенного пункта законодательством не предусмотрено и у администрации отсутствует возможность приобретения жилья для истца в г.Петрозаводске, а также предоставления квартиры из маневренного жилого фонда.

Третье лицо Жуков С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 05.03.2009 № 36-О-П, согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечивать дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ст. 85 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу либо жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Статьи 86 и 87 ЖК РФ определяют порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома или признания жилого помещения непригодным для проживания.

На основании ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Череповецкая А.Ф., В., и Жуков С.В. зарегистрированы по адресу: ....

Постановлением администрации Суоярвского городского поселения от 17.06.2016 № 219 многоквартирный дом ... г. Суоярви признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения до 01.01.2025.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В силу п. 34 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

    Представленный стороной ответчика акт осмотра ... носит формальный характер, указано, что квартира находится в удовлетворительном состоянии, пригодна для проживания до момента расселения в 2023 году, однако с учетом даты признания жилого дома, в котором расположена квартира истца, аварийным, оснований полагать об отсутствии угрозы жизни и здоровью проживающих в нем лиц не имеется.

24.05.2023 истец обратился в адрес ответчика с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Из пояснений, данных истцом Череповецкой А.Ф. при рассмотрении дела, следует, что она относится к числу малоимущих граждан.

Как следует из положений ст. 3 Закона Республики Карелия от 19.12.2006 № 1041-ЗРК "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" гражданин признается малоимущим, если размер потребности его семьи (одиноко проживающего гражданина) в средствах на приобретение жилого помещения превышает возможность накопления семьей (одиноко проживающим гражданином) недостающих средств на приобретение жилого помещения.

Размер потребности семьи (одиноко проживающего гражданина) в средствах на приобретение жилого помещения определяется как разница между расчетным показателем рыночной стоимости приобретения жилого помещения и размером стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина).

Расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилых помещений устанавливается органом местного самоуправления путем определения размера денежных средств, необходимых семье (одиноко проживающему гражданину) для приобретения на территории муниципального образования жилого помещения по норме не ниже нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Указанный размер денежных средств определяется по одной из формул: РПРСЖ = Н x Ч x СРРЦ или РПРСЖ = НС x СРРЦ, где РПРСЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилых помещений; Н - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма; Ч - количество членов семьи; СРРЦ - установленная в данном муниципальном образовании органом местного самоуправления средняя расчетная рыночная цена одного квадратного метра площади жилого помещения, уровень благоустройства которого соответствует средним условиям в данном муниципальном образовании; НС - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для семей разного размера.

Возможность накопления гражданами недостающих средств на приобретение жилого помещения определяется по формуле: ВНС = ПН x (ССДС - СДПМ), где ВНС - возможность накопления гражданами недостающих средств на приобретение жилого помещения; ПН - установленный органом местного самоуправления в месяцах период накоплений, который не может быть менее 60 месяцев; ССДС - среднемесячный совокупный доход семьи (одиноко проживающего гражданина), определяемый как результат суммирования среднемесячных доходов, приходящихся на каждого члена семьи, рассчитываемых путем деления суммы полученных каждым членом семьи в течение расчетного периода доходов на число месяцев, в течение которых были получены доходы, а для категорий граждан, указанных в пунктах 2, 3 части 2 статьи 7 настоящего Закона, - на двенадцать месяцев; СДПМ - среднемесячная двукратная величина прожиточного минимума, определяемая как сумма рассчитанных для каждого члена семьи за расчетный период среднемесячных двукратных величин прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения (члены семьи учитываются в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Закона).

Истец в установленном законом порядке не признан малоимущим, вместе с тем, имеются обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для признания истца таковым, что подтверждается сведениями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК о назначении ... 13.03.2015 года рождения, пенсии по случаю потери кормильца в сумме 7 153,33 руб., универсального пособия (выплата на детей) в сумме 17 167 руб.; справкой ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о получении истцом региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 8 449,19 руб. за период с 02.09.2020 по настоящее время; отсутствием трудоустройства истца и как следствие возможности накопления средств на приобретение жилого помещения с учетом установленной Постановлением администрации Суоярвского муниципального округа средней расчетной рыночной цены одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Суоярвском муниципальном округе, в размере 77 880 руб. и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения, утвержденного Решением Совета Суоярвского муниципального округа XI сессии I созыва от 27.04.2023 № 145.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в Определении от 12.04.2011 г. N 551-0-0, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, от 03.11.2009 N 1367-0-0 и N 1368-0-0, от 01.12.2009 N 1548-0-0, от 23.03.2010 N 330-0-0 и N 331-0-0, от 19.10.2010. N 1328-0-0). По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, судом установлено, что квартира, в которой зарегистрирован истец, находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, истец обратился в установленном законом порядке с заявлением к ответчику о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, зарегистрированные за истцом на праве собственности объекты недвижимости отсутствуют, имеются основания для признания истца малоимущим, в связи с чем требования Череповецкой А.Ф. в части предоставления вне очереди на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения применительно к условиям Суоярвского района, равнозначного ранее занимаемому, площадью не менее 40,1 кв.м., отвечающего установленным требованиям, на состав семьи из трех человек, в том числе: В Николаевны и Мартынова С.В. подлежат удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении требования истца о предоставлении жилого помещения в г.Петрозаводске, суд исходит из следующего.

В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Предоставление жилого помещения в ином населенном пункте в силу требований вышеприведенного законодательства не является обязанностью органа местного самоуправления, вместе с тем, данный вопрос может быть решен при согласии обеих сторон в порядке исполнения судебного акта.

В то же время, предоставление истцу жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует ему условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, но при этом не является формой улучшения жилищных условий, в связи с чем, предоставляемое жилое помещение взамен ранее занимаемого жилья должно быть благоустроенным, отвечать установленным требованиям, предоставляться не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного органом местного самоуправления на всех зарегистрированных лиц в границах населенного пункта расположения ранее занимаемого жилого помещения.

Из письма Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 02.03.2020 следует, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Суоярвского муниципального района и включенного в Программу, возможно в любые населенные пункты Республики Карелия, за исключением г.Петрозаводск (возможно только семей с инвалидами, нуждающимися в оказании высокотехнологической медицинской помощи, оказание которой возможно только в г.Петрозаводске).

Из представленных ГБУЗ РК «Городская детская больница» г.Петрозаводска выписного эпикриза и справки следует, что дочь истца В., инвалидности не имеет, в оказании высокотехнологичной медицинской помощи по заболеванию, по поводу которого проходила реабилитацию в период с 22.02.2023 по 14.03.2023, не нуждается.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

Исковые требования Череповецкой А.Ф., действующей в своих интересах и в интересах В., (паспорт ) к администрации Суоярвского муниципального округа (ИНН 1000005427) удовлетворить частично.

Обязать администрацию Суоярвского муниципального округа предоставить Череповецкой А.Ф. на состав семьи из трех человек, в том числе: В., Мартынова С.В. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям ..., площадью не менее 40,1 кв.м., отвечающее требованиям по благоустройству и находящееся в границах Суоярвского городского поселения.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с администрации Суоярвского муниципального округа в пользу Череповецкой А.Ф. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.

Судья                                                                                  Е.И. Кемпи

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2023.

2-235/2023 ~ М-121/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Череповецкая Александра Федоровна
Ответчики
Администрация Суоярвского муниципального округа
Другие
Жуков Сергей Валентинович
Суд
Суоярвский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпи Елена Ивановна
Дело на сайте суда
suoyarvsky--kar.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2023Дело оформлено
28.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее