Дело № 12-1189/2024
УИД: 59RS0004-01-2024-003506-50
РЕШЕНИЕ
22 мая 2024 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда <Адрес> Якутова М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Белозерова ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № 59/8-19009-24-И/12-23919-И/601 от 04 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Белозерова ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <Адрес>
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № 59/8-19009-24-И/12-23919-И/601 от 04 апреля 2024 года Белозеров И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что Белозеров И.В., являясь <данные изъяты>, в нарушение ч.1 ст.66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 2.4, 2.5 ст.11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ), не обеспечил в установленный срок передачу сведений в Социальный фонд Российской Федерации. Белозерову И.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Белозеров И.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, а также ввиду недоказанности обстоятельств привлечения к административной ответственности, значительных процессуальных нарушений со стороны Государственной инспекции труда в Пермском крае. В обосновании жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствует описание самого факта нарушения, в связи с чем невозможно установить основания для привлечения его к административной ответственности.
В судебное заседание Белозеров И.В., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не прибыл.
Представитель административного органа в судебное заседание не прибыл, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 указанного Федерального закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание лицом, рассматривающим дело, необходимых условий для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Вышеназванные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении относится к числу базовых доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
В рамках настоящего дела Белозеров И.В. был привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
Статьей 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Между тем, представленные административным органом материалы дела не содержат доказательств извещения Белозерова И.В. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Так извещение от ДД.ММ.ГГГГ №-И о том, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 до 17:00 местного времени в помещении ГИТ в Пермском крае по адресу: <Адрес>, Управление ГИТ, каб. 17 в отношении должностных лиц ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <Адрес> будут составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, направлено по адресу электронной почты ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <Адрес>.
Однако, материалы дела не содержат уведомления Белозерова И.В. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту его жительства. Имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении распечатки направления уведомления о составлении протокола по адресу электронной почты Учреждения не свидетельствуют о надлежащем извещении Белозерова И.В., поскольку данных о получении им лично указанного уведомления не представлено. Кроме того, в уведомлении не конкретизировано какое именно должностное лицо приглашается для составления протокола.
Протокол об административном правонарушении №59/8-19009-24-И/12-23908-И/601 от 04.04.2024 в отношении Белозерова И.В. составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В данном случае установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден не был, требования названного Кодекса при возбуждении в отношении Белозерова И.В. дела об административном правонарушении нарушены.
На стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении возможность возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела для устранения недостатков утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, устранение допущенных процессуальных нарушениях на стадии рассмотрения дела невозможно.
Неизвещение лица о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением, влекущим признание протокола недопустимым доказательством.
Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении, должностным лицом в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения, вмененного Белозерову И.В., должным образом не описано. При описании события административного правонарушения должностное лицо фактически ограничилось указанием на диспозицию обозначенной нормы, в чем же выразилось действие (бездействие) должностного лица Белозерова И.В., свидетельствующее о нарушении положений Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, какие обстоятельства выявлены из представленных Социальным фондом РФ сведений, которые свидетельствовали бы о совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в протоколе не приведены.
Также материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Белозерова И.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу акта.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № 59/8-19009-24-И/12-23919-И/601 от 04 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Белозерова И.В. подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу Белозерова И.В. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № 59/8-19009-24-И/12-23919-И/601 от 04 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Белозерова ФИО6 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья М.Р. Якутова