дело №2-1344/2023
УИД: 09RS0002-01-2023-001272-41
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й ФЕ Д Е Р А Ц И И
19 сентября 2023 года г.Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе: председательствующего – судьи Катчиевой З.И.,
при секретаре судебного заседания Хапаевой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Усть-Джегутинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО5-А. обратился в Усть-Джегутинский районный суд с исковым заявлением к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, в котором просил:
- установить факт принятия наследства ФИО22, состоящего из 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью - 181,9 кв.м, с 1/2 общей долевой собственности земельного участка мерою 1 142 кв.м, расположенных по адресу: (адрес обезличен ), оставшегося после смерти его матери - ФИО1, умершей (дата обезличена);
- установить факт принятия ФИО5, наследства, состоящего из 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью 181,9 кв.м, с 1/2 общей долевой собственности земельного участка мерою 1 142 кв.м, расположенных по адресу: (адрес обезличен ), открывшегося после смерти отца - ФИО22, умершего (дата обезличена).
- признать за ФИО5 право собственности на 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью 181,9 кв.м, с 1/2 общей долевой собственности земельного участка мерою 1 142 кв.м, расположенные по адресу: (адрес обезличен ).
В обоснование искового заявления указано, что (дата обезличена) умер отец истца ФИО22. После его смерти осталось наследство, принадлежащее ему на праве личной собственности, а именно: 1/2 общей долевой собственности жилого дома, общей площадью 181,9 кв.м, с 1/2 общей долевой собственности земельного участка мерою – 1 142 кв.м, расположенные по адресу: (адрес обезличен ), которое осталось после смерти его матери, бабушки истца - ФИО1, вышеуказанное имущество принадлежало ей на основании договора купли-продажи от 17 июля 2004 года. После смерти матери ФИО22 юридически свои наследственные права не оформлял, хотя фактически, он вступил во владение и управление наследственным имуществом и производил за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества. ФИО1 умерла (дата обезличена). После смерти матери ФИО22 полностью оплачивал все виды коммунальных услуг, нес бремя расходов по содержанию вышеуказанного жилого дома с земельным участком. Все время они проживали в данном жилом доме совместно со своей семьей и были зарегистрированы по вышеуказанному адресу, фактически распоряжались и пользовались жилым домом с земельным участком по своему усмотрению, оплачивали все виды коммунальных услуг. После их смерти истец продолжает проживать по настоящее время в данном жилом доме и пользоваться всем имуществом. В настоящее время истцу необходимо оформить свои наследственные права. По данному вопросу он обратился к нотариусу Усть-Джегутинского нотариального округа, где ему было указано на необходимость установления факта принятия наследства отцом - ФИО22. Истец является единственным наследником по закону, других наследников претендующих на наследство нет. ФИО12-А.С. имущество никому не завещал, но при жизни говорил, что жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: (адрес обезличен ), принадлежат истцу, так как он фактически помогал ему, осуществлял, уход за жилым домом и земельным участком, нес бремя расходов по содержанию имущества, а также сделал ремонт. Однако истец после смерти отца, по семейным обстоятельствам пропустил установленный законом шестимесячный срок для обращения к нотариусу Усть-Джегутинского нотариального округа для получения свидетельства о праве на наследство по закону. Истец фактически принял вышеуказанное наследство, и все это время пользовался вещами принадлежавшими наследодателю, принял меры по сохранению данного имущества: ремонтирует в случае поломок бытовую технику, обеспечивает сохранность имущества от других лиц.
В судебное заседание истец ФИО5-А., надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела, о причинах неявки в суд не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Суд рассмотрел исковое заявление по правилам ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителя ответчика и представителя третьего лица.
Изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования соответствуют требованиям закона, подтверждены доказательствами, поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст.1113 ГК РФ).
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
Согласно п.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст.1142-1145 и 1148 ГК РФ.
На основании п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п.1 ст.1146 ГК РФ, доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных п.2 ст.1142, п.2 ст.1143 и п.2 ст.1144 ГК РФ, и делится между ними поровну.
В соответствии с п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу п. 2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
С учетом разъяснений, изложенных в п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в п.8 указанного постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно п.36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст.1154 ГК РФ.
Судом установлено, что факт открытия наследства подтверждается свидетельством о смерти серия (номер обезличен) ФИО1, (дата обезличена) года рождения, уроженки (адрес обезличен ), умершей (дата обезличена), о чем (дата обезличена) составлена запись акта о смерти (номер обезличен) отделом ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния Карачаево-Черкесской Республики по Усть-Джегутинскому муниципальному району и свидетельством о смерти серия (номер обезличен) ФИО22, (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен ), умершего (дата обезличена), о чем 15 мая 2020 года составлена запись акта о смерти (номер обезличен) отделом ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния Карачаево-Черкесской Республики по Усть-Джегутинскому муниципальному району
Из представленного свидетельства о рождении (номер обезличен), выданного 15 февраля 1978 года Нижне-Тебердинским сельским Советом Карачаевского района, судом установлено, что ФИО22 родился (дата обезличена) в (адрес обезличен ), в графе «отец» указан ФИО4, а в графе «мать» указана ФИО1.
Из свидетельства о рождении (номер обезличен), выданного 02 июля 2008 года Счастливенским сельским поселением Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, следует, что ФИО5 родился (дата обезличена) в (адрес обезличен ), в графе «отец» указан ФИО22, а в графе «мать» указана ФИО6.
Таким образом, судом установлено, что истец приходится сыном ФИО22, умершему (дата обезличена), а ФИО1, умершей (дата обезличена), приходится внуком, и в соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону наследодателя.
Наличие наследственной массы после смерти ФИО22, умершего (дата обезличена), и ФИО1, умершей (дата обезличена), в виде 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью 181,9 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен ), подтверждено:
- свидетельством о государственной регистрации права серия (номер обезличен) от (дата обезличена), из которого следует, что ФИО1, (дата обезличена) года рождения, уроженки (адрес обезличен ), на праве собственности принадлежал вид права: 1/2 общей долевой собственности, объект права: жилой дом с надворными постройками, площадь: полезная – 142,9 кв.м, полезная – 121,4 кв.м, инвентарный (номер обезличен), литер: А, этажность: 1, расположенного по адресу: (адрес обезличен ), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 июля 2004 года сделана запись (номер обезличен);
- выпиской из ЕГРН от (дата обезличена) (номер обезличен), из которой следует, что ФИО1, (дата обезличена) года рождения, на праве собственности принадлежал: жилой дом, кадастровый (номер обезличен), площадью 181,9 кв.м, расположенный по адресу: (адрес обезличен ).
В судебном заседании установлено, что завещание ФИО1, (дата обезличена) года рождения, и ФИО22, (дата обезличена) года рождения, не составляли, потому в данном случае имеет место наследование по закону.
Судом установлено ФИО22, (дата обезличена) года рождения, после смерти матери ФИО1, (дата обезличена) года рождения, как наследник первой очереди, фактически вступил в права наследования, а ФИО5 после смерти отца ФИО22, как наследник первой очереди, фактически вступил в права наследования, что подтверждается, письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании, в частности, справками (номер обезличен) и (номер обезличен) от 21 августа 2023 года, выданными администрацией Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района, согласно которым на момент смерти ФИО12-А.С. и ФИО1 были зарегистрированы и проживали по адресу: (адрес обезличен ) совместно с истцом, и он фактически принял наследство после смерти отца, что подтверждается квитанциями об уплате коммунальных услуг.
Доказательств того, что истец отказался от наследства, не принял наследственное имущество в установленный законом шестимесячный срок установленным законом способом посредством совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, ответчиком не представлено. Напротив, в судебном заседании нашло свое подтверждение, факт принятия наследства, открывшегося смертью ФИО22, умершего (дата обезличена), и смертью ФИО1, умершей (дата обезличена).
Судом установлено, что за оформлением наследственных прав ни по закону, ни по завещанию после смерти ФИО22, умершего (дата обезличена), и смертью ФИО1, умершей (дата обезличена), никто из наследников не обращался, наследственное дело к имуществу умершего не заведено.
Споров о праве на наследство в виде жилого дома в ходе судебного заседания не установлено.
Судом установлено, что истец после смерти отца ФИО22, а он в свою очередь после смерти матери ФИО1 в соответствии с п.1 ст.1146 ГК РФ фактически вступил в права наследования, приняв меры по сохранению наследственного имущества, взяв себе принадлежащие умершему, личные вещи, продолжая пользоваться наследственным имуществом в виде жилого дома, а также оплачивая коммунальные услуги, что подтверждается кассовыми чеками и квитанциями об оплате.
Подтверждением фактического принятия наследства наследником судом признаются действия наследника, свидетельствующие о направленности на принятие наследства.
Указанные выше действия свидетельствуют о фактическом принятии истцом наследственного имущества. Пользование наследником личными вещами наследодателя говорит о его фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
Таким образом, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО22 являлся наследником по закону ФИО1, а истец являлся наследником по закону ФИО22, фактически принял наследство в виде жилого дома, пользуется имуществом, оставшимся после смерти отца.
Вместе с тем, истец не представил суду доказательства, подтверждающие право собственности на 1/2 общей долевой собственности земельного участка мерою 1 142 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен ), за ФИО1, (дата обезличена) года рождения, умершей (дата обезличена). Учитывая изложенное, исковые требования ФИО5-А. в этой части удовлетворению не подлежат.
Исследовав представленные доказательства, оценив их как достоверные и допустимые, признав их совокупность достаточной для разрешения данного дела, суд приходит к выводу, что требования, заявленные истцом, подлежат удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО5 к администрации Красногорского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить в части.
- установить, что ФИО22, (дата обезличена) года рождения, уроженец (адрес обезличен ), умершего (дата обезличена), принял наследство, открывшееся смертью матери - ФИО1, умершей (дата обезличена), состоящее из 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью 181,9 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен ).
- установить, что ФИО5, (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен ), принял наследство, открывшееся смертью отца - ФИО22, умершего (дата обезличена), состоящее из 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью 181,9 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен ).
Признать за ФИО5, (дата обезличена) года рождения, уроженца (адрес обезличен ) права собственности на 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью 181,9 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен ).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о регистрации права собственности на 1/2 общей долевой собственности жилого дома общей площадью 181,9 кв.м, расположенного по адресу: (адрес обезличен ), по заявлению ФИО5-А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий-судья подпись З.И. Катчиева