РЕШЕНИЕ
01 февраля 2022 года г.Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием Макаровой К.С., защитника Федорова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобу № 38RS0024-01-2021-005697-72 (12-42/2021) должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны на постановление № АТ-678/8 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 19 ноября 2021 года должностное лицо эколог ООО «ТМП» Макарова К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Макарова К.С. подала жалобу с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу, указав в её обоснование, что считает вынесенное постановление №АТ-678/10 необоснованным по следующим основаниям: плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2020 год, внесена ООО "ТМП" - 01.03.2021, с соблюдением сроков, установленных п. 8 ст. 1.6.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Данное обстоятельство подтверждается платежным поручением от 01.03.2021 на сумму 1 811 818 рублей 18 копеек (Приложение №1).
В связи с возникшей у ООО "ТМП" необходимостью внесения уточняющих корректировок в отчет по форме 2-тп (отходы), в части количества принятых для размещения отходов, ООО "ТМП" также направило в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Росприроднадзор) уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 21.04.2021.
Вместе с тем, согласно информации, полученной из личного кабинета природопользователя ООО "ТМП", с интернет сайта Росприроднадзора, обе принятые Росприроднадзором декларации от 10.03.2021 и 21.04.2021 по существу были рассмотрены Росприроднадзором только 13.11.2021 года.
Из вышеизложенного следует, что зафиксированные в декларации сведения о внесенной ООО "ТМП" плате за НВОС не рассматривались и не учитывались Росприроднадзором при вынесении постановления №АТ/678/8.
Считает, что в ее действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП.
Просила: в случае пропуска срока обжалования восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования постановления о назначении административного наказания №АТ-678/8 от 19.11.2021; отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/8 от 19.11.2021 ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ст.8.415 КоАП; в случае невозможности отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/8 от 19.11.2021 заменить административное наказание должностному лицу ООО "ТМП" - Макаровой Кристине Сергеевне в виде административного штрафа предупреждением.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу. В данном случае, заявителю необходимо указать уважительность причин пропуска срока обжалования постановления.
Судьёй установлено, что копия постановления от 19.11.2021 не была получена Макаровой К.С., конверт вернулся в административный орган 08.12.2021. При этом, первоначально с жалобой Макарова К.С. обратилась 06.12.2021. Таким образом, ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
Макарова К.С. извещена надлежащим образом в суд не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Федоров Е.А. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы по всем изложенным в ней основаниям.
Государственный инспектор ведущий специалист-эксперт отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Мункуев П.О. на рассмотрение жалобы не явился, учитывая, что он был извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, судья считает возможным рассмотреть жалобу без его участия, поскольку его явка обязательной судьей не признана.
Выслушав Федорова Е.А., исследовав материалы административного дела, обозрев административные материалы, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Исследовав с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, обозрев оригиналы материалов по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Согласно ст. 16, ч.1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату за негативное воздействие окружающую среду, в том числе, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Частью 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной по итогам отчетного периода в порядке, не позднее 1 -го марта года, следующего за периодом.
Сроком внесения платы за 2020 год является 01.03.2021.
Из обжалуемого постановления установлено, что ООО «ТМП» является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. При этом документов в материалах дела отсутствуют, подтверждающих, что ООО «ТМП» является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП»), ИНН 3851993577, юридический адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, д. 78, пом. 6 (акт проверки № АТ-678 от 03.08.2021) (учетный номер выездной проверки в ЕРКНМ 38210021000200365458).
В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ООО «ТМП» при осуществлении хозяйственной деятельности на объекте НВОС оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и данное юридическое лицо является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом документов в материалах дела отсутствуют, подтверждающих, что ООО «ТМП» осуществляло деятельность на объекте НВОС.
В постановлении указано, что согласно представленным Декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 и 2020 год ООО «ТМП» произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и ТБО в пределах установленного лимита на их размещение. При этом в материалах дела отсутствуют декларации ООО «ТМП».
В акте указано, что по результатам плановой проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: нарушение требований абз. 6 п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 п. 12 (1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
По результатам плановой проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: нарушение требований п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при следующих обстоятельствах.
В акте указано, что в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ООО «ТМП» плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2020 год внесена с нарушением установленных сроков, что подтверждается платежным поручением № 240 от 07.05.2021.
Ответственным лицом за исполнение обязательных требований природоохранного законодательства в ООО «ТМП» является должностное лицо ООО «ТМП» - эколог ООО «ТМП» Макарова Кристина Сергеевна.
Дополнительно постановлением по делу установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 2020 год внесена ООО «ТМП» - 01.03.2021. В подтверждение данного обстоятельства представлено платежное поручение от 01.03.2021 на сумму 1 818 рублей 18 копеек.
Однако, в связи с возникшей необходимостью внесения корректировок в отчет по форме 2-ТП (отходы), в части количества принятых на размещение отходов, ООО «ТМП» также направило в адрес Управления уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 21.04.2021.
Должностное лицо, принимая постановление № АТ-678/8 19.11.2021 пришло к выводу о том, что ООО «ТМП» внесена плата за 2020 с нарушением установленных законом сроков в связи с произведенной корректировкой размера платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. То есть, в момент внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный законом срок ООО «ТМП» неверно был рассчитан размер платы.
В качестве доказательств вины должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела представлены: копия акта проверки № АТ-678 от 03.08.2021; копия паспорта Макаровой К.С; копия приказа № 16-ТБО от 12.04.2021, 15-ТБО от 12.04.2021; копия трудового договора УК0000017 от 01.06.2020; копия должностной инструкции от 12.04.2021, копии платежных поручений от 07.05.2021, 01.03.2021, 26.02.2021.
Временем совершения правонарушения установлено 03.08.2021 года.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление вынесено без установления всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в связи с чем, является незаконным и необоснованным, подлежит отмене.
Анализируя представленные материалы дела об административном правонарушении и материалы проверки, судья не может согласиться с постановлением, поскольку административным органом не представлены в материалы дела сведения, подлежащие фактические обстоятельства по делу.
А именно ссылаясь в постановлении на внесение ООО «ТМП» корректировок в отчет по форме 2-ТП и направление уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду от 21.04.2021, в материалы дела не представлены документы, подтверждающие данные обстоятельства, в том числе факт необходимости внесения доплаты за негативное воздействие на окружающую среду, даты проверки деклараций, была ли подана первоначальная декларация в срок, была ли оплата по ней в срок, как влияет подача последующей уточненной декларации, как влияют последующие оплаты, почему определили дату административного правонарушения 03.08.2021, а не день не оплаты в срок (или иные сроки), почему именно субъектом является должностное лицо по не оплате в срок НВОС.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, обеспечив соблюдение процессуальных прав всех участников производства по настоящему делу, надлежаще проверив с учетом положений действующего законодательства обстоятельства.
С учетом изложенного, вынесенное постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 19 ноября 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны удовлетворить.
Постановление № АТ-678/8 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/8 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны – отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья О.В. Янова