№2-1316/2024
70RS0004-01-2024-000665-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Житнике В.В.,
с участием:
помощника прокурора Советского района г.Томска ФИО7,
истца ФИО1,
представителя истца ФИО8, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ просит обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска предоставить ФИО1 и членам её семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18,37 кв.м., в черте муниципального образования «<адрес>», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, прекратить ее право общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес> <адрес>.
В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого помещения в виде 1837/4030 долей в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Совместно с истцом проживают дети: ФИО4, 12.11.2016г.р., ФИО3, 09.03.2012г.р., ФИО2, 11.06.2020г.р. Указанно жилое помещение принадлежит истцу на основании договора дарения от 19.04.2005г. Согласно заключению Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г.Томска № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по указанному адрес признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время дом находится в аварийном состоянии, дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья.
В судебное заседание истец ФИО1, представитель истца заявленные требования поддержали, просили удовлетворить. Истец суду пояснила, что в виду угрозы жизни, она арендует жилое помещение. В квартире проживать невозможно, крыша течет, внизу стоит распорка, электрическая система изношена, туалет на улице.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, представителя истца, заключение помощника прокурора, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П. Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного заседания установлено, что истцу на праве общей долевой собственности принадлежит 1837/4030 доля в жилом помещении №, площадью 40,30 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о заключении брака ....
Согласно Заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, в установленном порядке и сроки реализовать в отношении многоквартирных домов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, комплекс мероприятий, предусмотренных «Регламентом подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащим сносу (реконструкции)», утвержденным распоряжением администрации г.Томска от 14.12.2009 №р1525.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
Вместе с тем в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
В связи с признанием многоквартирного жилого <адрес> <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу истец вправе избрать способ обеспечения своих жилищных прав: получение возмещения за жилое помещение на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации либо получение другого жилого помещения.
Истцом в качестве способа обеспечения своих жилищных прав избрано предоставление ей другого, равнозначного жилого помещения взамен жилого помещения №, расположенного в <адрес> <адрес> в <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для признания данного жилого дома аварийным послужило аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением, либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома.
В основу заключения межведомственной комиссии положен в том числе технический паспорт на жилой <адрес> в <адрес> и заключение специалиста №С-12А-ОР, выполненного ООО «ТомСтрой».
Согласно выводам заключения ООО «ТомСтрой» при обследовании многоквартирного <адрес> <адрес> в <адрес> техническое состояние конструктивных элементов здания и внутридомовых инженерных систем признано аварийным и имеет дефекты. Физический износ здания составляет 68,89%. Выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности основных несущих конструктивных элементов. Проводить работы по капитальному ремонту для полного восстановления работоспособного состояния все основных несущих строительных конструкций многоквартирного дома экономически нецелесообразно.
Доказательств, опровергающих представленные истцом сведения об аварийном состоянии спорного жилого помещения, создающего угрозу для жизни и здоровья граждан, ответчиком, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.
Таким образом, с момента признания указанного жилого дома несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания в 2022 году администрацией г.Томска какие-либо меры по улучшению и поддержанию жизнеобеспечивающего состояния дома не принимались, в связи с чем, проживание истца в жилом помещении № по <адрес>, <адрес> в <адрес> представляет угрозу для жизни и здоровья.
Приходя к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истца, суд исходит из того, что признание в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания, наличие угрозы жизни и здоровья проживающим, является достаточным основанием для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, разъяснено, что собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.
В связи с длительным проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным требованиям, истцом при обращении с настоящим иском в суд был избран способ защиты нарушенных прав в виде обязания органа местного самоуправления предоставить жилое помещение на условиях социального найма взамен аварийного.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно экспликации к поэтажному плану жилого дома, расположенного в <адрес> <адрес>, <адрес> указанном доме, имеет общую площадь 40,3 кв.м.
Учитывая, что материалами дела установлено, что истцу принадлежит 1837/4030 доля в праве общей долевой собственности на указанное выше помещение, суд приходит к выводу, что на основании ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан предоставить истцу и членам её семьи вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18,37 кв.м., находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Разрешая требование истца о прекращении права общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>, <адрес>, суд исходит из того, что в силу ст.209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236 ГК РФ, принимая во внимание наличие волеизъявления истца на отказ от принадлежащего ей права собственности на квартиру, выраженного в соответствующем заявлении, суд приходит к выводу о наличии у истца права на добровольный отказ от квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес>, <адрес>, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности, в связи с предоставлением взамен нее другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем право общей долевой собственности ФИО1 на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу г. <адрес>, <адрес>, подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18,37 ░░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.04.2024
░░░░░ (░░░░░░░)