по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
424028
г. Йошкар-Ола 04 февраля 2022 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитников АО «ММЗ» - Сластихина Н.П. и Томилова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Йошкар-Ола жалобу генерального директора АО «Марийский машиностроительный завод» (далее АО «ММЗ») Ефремова Б.И. на постановление 18810112211020060525 от 20 октября 2021 года и на решение исполняющего обязанности заместителя начальника Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от 03 ноября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ <иные данные> привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением исполняющего обязанности заместителя начальника Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением, генеральный директор <иные данные> Ефремов Б.И. обратился с жалобой в суд и просил постановление отменить и прекратить производство по делу за малозначительностью.
В обоснование жалобы указал, что АО «ММ3» осуществляет выпуск изделий в рамках государственного оборонного заказа и контрактов, заключенных с АО «Рособоронэкспорт». В ходе выпуска изделий предполагается и их перемещение на транспортных средствах.
В указанных целях 12.08.2021г. АО «ММ3» получило специальное разрешение № на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в соответствии с Приказом Минтранса России № от 21.09.2016г. Специальное разрешение давало возможность выполнить 10 поездок в период с 15.08.2021г. по 14.11.2021г. по маршруту а/д «<иные данные>» км <иные данные> - <адрес>.
В соответствии с Приказом Минтранса № от 31.08.2020г. транспортное средство <иные данные> (государственный регистрационный номер №) с полуприцепом <иные данные> (государственный регистрационный номер № (далее по тексту - Транспортное средство) 20.08.2021г. осуществляло движение по маршруту а/д <иные данные> км <иные данные> в направлении <адрес> в соответствии с указанным выше специальным разрешением. На съезде в сторону <адрес> с кольцевой развязки в районе 83 км а/д «Вятка» Транспортное средство было остановлено сотрудниками ГИБДД, которые пояснили что дальнейшее движение по автодороге «Вятка» в сторону <адрес> невозможно в связи с введением в действие режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Марий Эл Указом Главы Республики Марий Эл от 19.08.2021г. № 136.
Транспортное средство перевозило по согласованному маршруту секретное изделие, изготавливаемое в рамках заключенного с АО «Рособоронэкспорт» контракта. Получение нового специального разрешения на движение Транспортного средства в соответствии с Приказом Минтранса № от 21.09.2016г. заняло бы до 15 рабочих дней. Оставление секретного изделия в такой ситуации на автодороге несло существенные риски раскрытия сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. В сложившейся ситуации должностное лицо АО «ММ3» - начальник транспортного цеха ФИО1, к чьим функциональным обязанностям согласно п.3.2.7 Должностной инструкции начальника транспортного цеха относится руководство автопарком АО «ММ3», приняло решение об отклонении транспортного средства от согласованного маршрута с целью исключения возможности раскрытия сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, минимизации рисков для предприятия и имиджевых потерь для государства в целом.
При этом необходимо принять во внимание, что транспортное средство не является тяжеловесным и относится к категории крупногабаритных, т.е. не оказывает повышенного разрушительного воздействия на дорожное покрытие. Таким образом, начальник транспортного цеха своим решением не нанес ущерба общественным правам и интересам.
Таким образом, исполняющим обязанности заместителя начальника У ГИБДД МВД по РМЭ ФИО4 при вынесении решения от 03.11.2021г. не учтены все обстоятельства имеющие значение при рассмотрении дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вместе с тем, АО «ММ3» был принят исчерпывающий комплекс мер (наличие специального разрешения), направленных на исполнение и соблюдение положений в области дорожного движения законодательства.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В данном случае при вынесении постановления должностное лицо ограничилось только констатацией факта, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, не установив причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания должностным лицом не учтен характер совершенного АО «ММ3» административного правонарушения, то обстоятельство, что оно впервые привлекается к административной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Положения действующего административного процессуального законодательства предусматривают возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В связи с тем, что со стороны АО «ММ3» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям данными действиями не причинено, следовательно, наиболее приемлемым вариантом развития событий будет освобождение Общества от ответственности.
Поскольку в судебное заседание законный представитель ООО «ММЗ», надлежаще извещенный, не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитники Сластихин Н.П. и Томилов М.Н., доводы и требования жалобы поддержали.
Выслушав защитников, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.
В соответствии с пунктом 23.5 ПДД РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению N 1, которым определено, что, ширина всех транспортным средств должна быть не более 2,55 метра.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 31 названного Закона, движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 25 минут 28 секунд по адресу: <адрес>, водитель транспортного средства марки <иные данные> государственный регистрационный знак №, собственником которого является АО «ММ3», в нарушение пункта 23.5 правил дорожного движения Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», двигался без специального разрешения с общей шириной транспортного средства 292 см, при предельно допустимой общей ширине транспортного средства 260 см. (расхождение +32 см.) (предельно допустимый параметр установлен приложениями к правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства №2200 от 21.12.2020г.).
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, «СВК-2-РВС» №, свидетельство о поверке которого С-БН/10082021/86225434 до ДД.ММ.ГГГГ.
Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина АО «ММЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, установлена.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме следует, что ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, с учетом погрешности в 0,10 м, общую ширину транспортного средства 292 см, при предельно допустимой общей ширине транспортного средства 260 см (расхождение 0,32 м), без специального разрешения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в соответствии с требованиями статьей 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно пункта 9 Указа Главы Республики Марий Эл от 19 августа 2021 года «О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, возникшей вследствие лесных пожаров на территории Республики Марий Эл», рекомендовано Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл ограничить движение для всех видов транспорта на участке автодороги "Вятка" с 41 по 83 км, за исключением транспортных средств экстренных и оперативных служб. Обеспечить безопасность дорожного движения в местах проведения специальных мероприятий.
Довод заявителя о том, что на съезде в сторону <адрес> с кольцевой развязки в районе <иные данные>» транспортное средство было остановлено сотрудниками ГИБДД, которые пояснили что дальнейшее движение по автодороге «Вятка» в сторону <адрес> невозможно в связи с введением в действие режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Марий Эл Указом Главы Республики Марий Эл от 19.08.2021г. № 136, не дает права обществу нарушать запрет установленный частью 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, без специального разрешения независимо от значимости перевозимого груза.
При этом, согласно путевого листа № от ДД.ММ.ГГГГ, наименование грузу указано, доставка изделия.
Вместе с этим, Общество имело возможность заблаговременно спланировать время и срок проезда транспортного средства по маршруту движения указанного в специальном разрешении №, поскольку вышеназванный Указ Главы Республики Марий Эл опубликован официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доводы заявителя направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат вышеизложенному.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу АО «ММЗ», по делу не усматривается.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение не вступивших в законную силу постановление и решение вышестоящего должностного лица заявителем не приведено.
При этом, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Учитывая, что нарушение Правил дорожного движения посягает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, которые направлены на защиту жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, важность, охраняемых государством этих отношении, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем этих требований Правил дорожного движения, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1 названного Кодекса и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019 г. N 5-П.
При том, назначенное наказание ниже минимального размера предусмотренного санкцией части 3 статьи 12.21.1 КоАП РФ, не противоречит части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 18810112211020060525 ░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 03 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░